Методические рекомендации к работе над произношением в первый период обучения
Билет №7
1. Задачи, содержание и организация работы по формированию произношения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
2. Принципы отбора лексики для урока развития речи. Раскрыть на примере темы «Улица. Транспорт» (1 класс).
Задачи, содержание и организация работы по формированию произношения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
· овладение произношением звуков;
· формирование звуко-слоговой и ритмической структуры речи, т. е. овладение произношением слов и фраз.
· Наряду с воспитанием правильной устной речи следует обеспечить подготовку учащегося к обучению грамоте, а также создать условия для преодоления затруднений при овладении чтением и письмом.
Формирование произношения осуществляется на специальных уроках произношения и в часы индивидуальных занятий. Вначале обучения не выделяются специальные уроки чтения и письма. Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи проводится на уроках и произношения, и грамоты.
Индивидуальные занятия проводятся ежедневно после класс занятий и используются главным образом для постановки звуков. Постановка каждого звука начинается раньше, чем этот звук выносится на урок произношения. В каждом конкретном случае срок подготовки зависит от особенностей дефекта и сложности артикуляции звука. Кроме постановки звуков индивидуальные занятия могут быть использованы для упражнений в формировании слоговой структуры и развития слухового восприятия. Продолжительность индивидуального занятия 15-20 мин. С каждым учеником занятие проводится не реже трех раз в неделю. Постановку одного звука можно проводить и с подгруппами в 2-3 человека.
Организация и содержание
Структура уроков определяется необходимостью формирования звуковой и звуко-слоговой структуры речи; вместе с тем учитывается необходимость подготовки ученика к овладению грамотой. Распределение материала внутри урока может быть различным.
Примерная структура уроков произношения.
1. Развитие моторики речевого аппарата (5-7 мин). Артикуляционные упражнения обязательно входятв каждый урок первого периода. Они могут проводиться или непосредственно перед изучением нового звука, или в ходе урока. Во втором полугодии артикуляционные упражнения, по усмотрению учителя, могут быть частично или полностью заменены упражнениями в произнесении различных звуковых комплексов.
2. Изучение звука (15-20 мин). Сюда относятся упражнения в различении на слух определенных пар или групп звуков, а также упражнения на закрепление изучаемых звуков в слогах, словах и предложениях. В отношении усвоения слов и предложений различной сложности эта часть урока может рассматриваться как закрепление пройденного.
3. Усвоение слов и предложений различной сложности на материале пройденного, т. е. правильно к этому времени произносимых звуков (15-20 мин). Это упражнения на запоминание и различение фраз, рядов слов или слоговых сочетаний и на тренировку произносительных навыков, на развитие чувства ритма, речевого дыхания. В отношении звуков эта часть урока может рассматриваться как закрепление пройденного.
4. Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи (5-7 мин). Это упражнения на нахождение места звука в слове, на деление слов на слоги.
Анализ звукового состава речи частично переносится на уроки грамоты. Через 20-25 мин после начала урока рекомендуется провести 2-3-минутную зарядку или подвижную игру.
Это примерная структура урока. В построение каждого урока учитель вкладывает свои мысли, свой опыт и соображения, свои знания. При планировании каждого урока он должен ясно представлять себе то, что он должен делать: закрепление, усвоение нового или повторение. Необходимо тщательно продумать и подобрать наглядные пособия, зонды, зеркала, шпатель, спирт, вату, игровой материал. В классе должно быть большое стенное зеркало размером 60х150 см.
Успешное обучение возможно лишь при условии постоянного учета индивидуальных особенностей ребенка. В первые дни необходимо провести обследование. При обследовании произношения выявляются:
затруднения в произношении слов различной слоговой структуры и предложений;
недостатки в произношении звуков;
возможности слухового воспроизведения, состояние слухового внимания, различение звуков и слов, сходных по звучанию, слуховая память, степень подготовленности к анализу;
темп и плавность речи;
особенности строения артикуляционного аппарата и состояние речевой моторики.
Все данные обследования вносятся в речевую карту, которая заводится на каждого ребенка. Данные учитываются при составлении плана индивидуальной работы с учеником.
Методические рекомендации к работе над произношением в первый период обучения
Рассмотрим работу на этапе формирования звуков. Освоение каждого звука происходит в процессе сравнения его с другими звуками речи. На первом этапе работы над звуком (постановка) правильная артикуляция и правильное звучание сравнивается с неправильным. Обращается внимание на положение артикуляционных органов. С целью контроля используется зеркало. Сознательному усвоению звука помогает усвоение характерных признаков звука в звучании и артикуляции. В конце первого этапа (его цель) устанавливаются связи между звучанием и соответствующим артикулированием.
После отработки звука индивидуально он выносится на урок произношения. Каждый вновь изучаемый звук сопоставляется с изученным. В начале первого периода сравниваются далекие звуки: [к] - [м], [к] - [н], [п] - [м], позже - близкие (со второй половины октября). В течение всей второй четверти в первом классе проводится работа по различению близких звуков. Для различения подбираются отдельные звуки, слоги, реже слова (их мало). Вначале выделяют звук из ряда других звуков или слог из ряда слогов. Упражнения усложняются по мере расширения работы над звуковым анализом. Сравнение изучаемого звука с еще не пройденными, хотя и подготовленными к артикуляции не используется.
Например, при изучении звука [с] можно дать прослушать, а затем повторить ряд слогов типа та - са или са - та - са (звук [т] отрабатывается раньше). В то же время при сравнении звука [с] со звуками [ц] и [з] следует проконтролировать правильность восприятия, например с помощью теста: учитель предлагает слоги или слова, а ученик должен поднять руку, если слог или слово начинается со звука [с]. Даются слоги: ся, за, ца или слова: сани, зайка, цапля, сом, суп, зубы, сумка, цепь и др. Следует уделять внимание четкости произношения каждого звука, в том числе и гласных. Работа над гласными продолжается на протяжении всего года.
Специфической особенностью детей с ОНР является то, что они испытывают затруднения в произношении мягких звуков. Упражнениям на произношение мягких согласных звуков уделяется много внимания.
По мере усвоения звуков проводится и их дифференциация. При дифференциации выделяются существенные особенности каждого звука: [с] - [з] - [с] - глухой, [з] - звонкий; при произнесении звуков [к] - [х] обращается внимание на краткость [к] и длительность [х]; [с] - [ш]- на нижнее и верхнее положение языка. К упражнениям предъявляются следующие требования: звук произносится во всех доступных сочетаниях, материал максимально насыщается изучаемым звуком, не вводятся неизученные звуки; учитываются слоговой состав слов и степень их сложности.
Под усвоением звуков подразумевается овладение артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы по формированию звуков создается единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. Например, в норме раньше других появляются губно-губные [п], [б], [м]; губно-зубные [ф], [в]; язычно-зубные [т], [д], [н]; язычно-задне-небные [к], [х], [г]и гласные. С учетом этого работу следует начать со звуков: [а], [у], [м], [п], [о], [.в], [к], [н], [х], [т], [ф], [и], [э], [б], поскольку они являются более легкими для произношения. Позднее начинается работа над звуками [л], [с], [з], [ы], а также над сочетаниями всех перечисленных звуков согласных с гласными [и], [е]: пи, ми, ти; пе, ме, те и др. '
Позже всего отрабатываются звуки [ш], [ж], [р], [ц], [ч], [щ], сочетание мягких согласных с гласными [а], [о], [у], что требует сложных, тонко дифференцированных артикуляционных движении. Большое значение имеет постепенность изучения звуков. Например, первый взрывной звонкий звук [б] изучался во второй четверти первого года обучения, а заканчивается изучение звонких взрывных уже на втором году. Почти на два года растянута отработка мягких звуков. Итак, последовательность изучения звуков зависит от их артикуляционной сложности.
Подготовка артикуляции служит лишь условием для возникновения фонем. Ведущим же является слуховое восприятие. Работа над развитием слухового восприятия продолжается на протяжении всего периода обучения произношению.
По мере овладения правильной артикуляцией звуков начинается работа над дифференциацией звуков, с опорой на их проговаривание. К концу 1 этапа обучения дети должны научиться различать звуки по следующим признакам: взрывные и фрикативные; глухие и звонкие фрикативные [с] - [з]; глухие и_ звонкие взрывные [п] - [б]; твердые и мягкие [п] - [п'], [т'] - [т ], [с] - [с'] и др. Проводится дифференциация гласных [и] и [ы].