Тест-контроль. (Интернет-экзамен в сфере профессионального образования). Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине для студентов очной формы обучения

ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине для студентов очной формы обучения

 
 

Тюмень 2012

На первой странице обложки – СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829 – 1905), великий русский естествоиспытатель. Сеченов является основоположником экспериментальных физиологических исследований центральной нервной системы, в частности головного мозга.

Его работа «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) впервые в новейшей истории легла в основу создания рефлекторной теории психической деятельности человека. И.М. Сеченов радикально преобразовал само понятие рефлекса, рассматривая событие запускающее рефлекс не как собственно физический стимул, а как раздражитель, имеющий для организма определенное сигнальное значение, соответствующее возможностям организма и отражающее свойства среды. Рефлекс есть не просто как распространение возбуждения по нервам, а как целостный развивающийся акт организма.

В основе концепции лежало знаменитое открытие Сеченовым явления «центрального торможения», означающего, что раздражение какого-либо центра в организме может привести не только к ответному действию, но и задержать это действие. В то время, как до этого открытия использовалось лишь понятие возбуждения. Открытие принципа торможения впервые в науке позволило объяснить явления произвольного поведения человека.

Психология как объективная наука, по мнению И.М.Сеченова, должна отказаться от рассмотрения человека только в пределах его сознания и обратиться к изучению человека в контексте его объективных отношений с миром. Поэтому предметом психологии должны быть различные виды психической деятельности субъекта (человека и животных), которые необходимо изучать в их развитии и в системе связей друг с другом.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Рабочая программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Тема 1.Предмет психологии и место этой дисциплины в структуре наук.

Психология как наука и область практики. Отрасли психологического знания. Методы психологии. Основные исторические этапы развития психологической науки. Основные направления современной психологии: рефлексология; бихевиоризм; гештальтпсихология; психоанализ.

Тема 2.Развитие психики человека. Сознание и бессознательное

Психика как предмет психологии. Основные свойства психики человека. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Механизмы психики человека. Основные функции психики человека. Структура психики человека. Психика и организм. Возникновение и развитие человеческого сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание. Взаимоотношения сознания и подсознания. Состояния сознания.

Тема 3. Психические познавательные процессы: Ощущения. Восприятия.

Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений. Виды ощущений. Свойства и закономерности ощущений. Чувствительность анализатора и пороги чувствительности. Понятие восприятия и его основные свойства. Восприятие пространства и времени. Психологическое время и пространство.

Тема 4.Память – основа психической деятельности человека

Понятие о памяти. Основные мнемические процессы. Классификация видов памяти. Закономерности памяти. Особенности оперативной памяти. Современные теории памяти. Память и организация работы руководителя. Эффект реминисценции. Расстройства памяти.

Тема 5.Индивидуальные особенности мышления и интеллекта личности

Сущность и особенности мышления. Логические и интуитивные формы мышления. Умственные действия и мыслительные операции. Формы мышления. Функции мышления. Виды мышления. Психологические особенности процесса решения задач. Индивидуальные особенности мышления. Мышление как творчесткий процесс. Cоотношение понятий «мышление» и «интеллект». Индивидуальные, возрастные, половые и социальные особенности интеллекта.

Тема 6.Внимание, воображение и приемы создания новых образов

Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Разновидности и формы внимания. Законы внимания. Особенности воображения. Виды воображения. Процесс создания образов воображения. Особенности творческого и репродуктивного воображения. Техническое воображение конструктора. Способы формирования образов в воображении.

Тема 7.Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент. Характер

Понятие о темпераменте. Связь темперамента и свойств высшей нервной деятельности. Физиологические механизмы темперамента. Типы темпераментов. Основные психологические свойства темперамента. Определение характера. Взаимосвязь темперамента и характера. Основные принципы классификации основных черт характера. Типология характера. Факторы формирования характера.

Тема 8.Место эмоций в управлении поведением человека

Общее представление об эмоциях. Свойства эмоций. Информационно-оценочная, смыслообразующая, мотивационная, коммуникативная, деструктивная роль эмоций. Эмоции как ценность и потребность. Основные элементы эмоциональной сферы личности: базовые эмоции, дискретные эмоции, чувства, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства (черты). Управление эмоциями. Устранение нежелательных эмоциональных состояний. Способы снятия эмоционального напряжения. Психологическая характеристика стресса: модель, физиологические механизмы, стратегии преодоления. Чувства. Соотношения между чувствами и эмоциями.

Тема 9.Активность личности и ее истоки

Понятие о личности. Структура и направленность личности. Задатки и способности личности. Природа человеческих способностей. Задатки, одаренность, способности, гениальность, их сходство и различие. Факторы развития способностей человека. Потребности, мотивы, идеалы и установки личности. Социализация личности. Уровень притязаний и самооценка личности.

Тема 10.Социальная психология. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия

Предмет и структура социальной психологии. Методы социально-психологического исследования. Малая группа и ее структура. Виды малых групп. Психологические характеристики малой группы (групповые интересы, групповые потребности, групповое мнение, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели). Групповая динамика. Количественные и качественные признаки малой группы. Типы коммуникативных структур малых групп. Ролевая структура малой группы. Формальные и неформальные структуры малой группы. Конформизм и групповое давление. Коллектив и корпорация.

Тема 11. Социально-психологические характеристики больших социальных групп и массовые психические явления. Толпа.

Понятие большой социальной группы. Принципы классификации больших социальных групп. Сравнительная характеристика больших и малых групп. Регуляторы социального поведения больших социальных групп. Существенные индикаторы развития и динамики групп. Социальная идентичность членов больших социальных групп. Социально-психологическая сущность различных социальных общностей: этническая, религиозная, классы и имущественные общности. Социально-психологические особенности толпы. Виды и основные характеристики толпы. Особенности поведения толпы.

Тема 12. Социально-психологические особенности межличностного познания и межличностных отношений.

Понятие межличностного познания. Стадии процесса социального познания. Особенности межличностного восприятия. Межличностное взаимопонимание, его способы и механизмы. Фундаментальная ошибка атрибуции. Факторы точности межличностного познания. Межличностное взаимодействие. Межличностное восприятие и понимание. Признаки и структура межличностных отношений. Структура и сущность межличностной аттракции. Стадии развития межличностных отношений.

Тема 13.Общение – основа межличностных отношений

Общение как категория социальной психологии. Основные функции общения (контактная, информационная, координационная, эмотивная, установление отношений, оказание психологического влияния, регуляционно-коммуникативная). Типы межличностного общения (императивное, манипулятивное, диалогическое). Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Специфика социально-ролевого общения между людьми. Невербальное общение. Психологическое пространство общения. Трудности межличностного общения. Дефектное и деструктивное общение. Факторы эффективного общения.

Тема 14.Социально-психологические особенности процесса управления коллективом. Лидерство и руководство.

Основные функции управленческой деятельности, их психологическое содержание. Психологическая составляющая управления групповыми процессами: команда и процесс командообразования, психологический климат группы и его воздействие на работника. Психология принятия управленческих решений: сущность управленческого решения, основные психологические требования к управленческому решению, содержание основных этапов разработки управленческого решения.

Психологические требования к руководителю: к памяти, интеллекту, волевым качествам. Управленческая концепция руководителя. Стили управленческой деятельности: авторитарный, демократический, либеральный (попустительский).

Психологические особенности лидерства в коллективе. Типы и функции лидера. Основные качества лидера: умение формировать свой образ и внешнее поведение; гибкость и широта мышления; способность завоёвывать доверие людей; умение пользоваться властью авторитета; способность понимать других людей, быть «одним из нас»; способность в «острый момент» брать ответственность на себя; чувствовать опасность для группы, способность быть готовым сохранять её целостность;

Тема 15.Предмет педагогики. Образование как общечеловеческая ценность

Предмет педагогики. Основные этапы развития педагогики и образования. Основные педагогические категории: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Дидактика: теория и практика обучения. Теории обучения. Факторы обучения. Закономерности обучения. Принципы и правила обучения. Методы обучения. Виды и формы обучения

Тема 16.Воспитание. Средства и методы педагогического воздействия на личность.

Особенности воспитательного процесса. Общие закономерности воспитания. Содержание процесса воспитания. Принципы воспитания. Общие методы воспитания. Особенности воспитания личности в коллективе. Воспитание и фундаментальные принципы гуманизма. Технологии воспитания. Проблема общечеловеческих ценностей в современной педагогике. Соборность, патриотизм и гражданская ответственность личности. Модели и стили воспитания. Семья как социокультурная среда воспитания. Стили семейного воспитания. Роль семьи в развитии личности ребенка. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.

Образец выполнения раздела 1. (Работа с понятиями).

ЗАДАНИЕ № 00

«Психологическая наука и психология управленческой деятельности»

Работа с понятиями).

Задание по усвоению психологических понятий

Тема 4. Память – основа психической деятельности человека

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Память - психический процесс запоминания, сохранения, закрепления и последующего воспроизведения информации связанной с прошлым опытом.

Мнемотехника - система приёмов, облегчающих запоминание и увеличение объёмов памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Реминисценция– отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым, в результате чего более давние события вспоминаются легче и точнее, чем происшедшие в недалеком прошлом.

Эффект Зейгарник – лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными.

. . . . . . . . . . . . . . . . . -

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1. Память 1. Эффект Зейгарник 2. Реминисценция 3. Мнемотехника
2.  
3.  

ЗАДАНИЕ № 1

«Психологическая наука и психология управленческой деятельности»

Работа с понятиями).

Задание по усвоению психологических понятий

Тема 1. Предмет психологии и место этой дисциплины в структуре наук.

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1.  
2.  

Тема 2. Развитие психики человека. Сознание и бессознательное

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1.  
2.  

Тема 3. Психические познавательные процессы: Ощущения. Восприятия.

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1.  
2.  

Тема 4. Память – основа психической деятельности человека

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1.  
2.  

2. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, раскрыть основные вопросы тем:

Тема. Основные направления современной психологии.

1. Что изучает такое направление в психологии, как бихевиоризм?

2. Что является предметом изучения гештальтпсихологии?

3. Как трактует психологию психоанализ?

Литература. См.ГЛОССАРИЙ (ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО КУРСУ).

Тема.Ощущения. Восприятие.

1. По каким критериям ощущения разделяются на виды?

2. Раскройте основные свойства ощущений.

3. Какие пороги чувствительности существуют, чем они различаются?

4. Восприятие и его свойства.

Литература. Дерябин Ю.И., Дерябина В.А. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для подготовки к Интернет-экзамену/ Ю.И.Дерябин, В.А.Дерябина – Тюмень, ТюмГАСУ, 2008.

Тест-контроль. (Интернет-экзамен в сфере профессионального образования).

А) Заполнить: «Бланк ответов на тесты».

Б) Для получения зачета по заданию, необходимо верно ответить на восемнадцать тестов.

Предмет психологии

Тест № 1

(выберите несколько вариантов ответа)

Психологические факты составляют субъективный опыт и имеют следующие особенности:

а) складываются из множества жизненных ситуаций;

б) субъективность, зависимость от того, кто воспринимает окружающий мир и самого себя;

в) зависимость содержания психологических фактов от особенностей личности, её жизненного опыта;

г) характерна наибольшая длительность и устойчивость; д) двойственная определенность.

Тест № 2

(выберите один вариант ответа)

Направление в психологии, которое делает предметом своего исследования поведение как совокупность реакций организма, обусловленных его общением со стимулами среды, выступающих в качестве наличного стимула. Поведение рассматривается как «стимул – реакция» (S – R) , т.е. как совокупность двигательных реакций «R» в ответ на внешнее воздействие стимула – «S»:

а) психоанализ, глубинная психология (основоположник Зигмунд Фрейд);

б) гештальтпсихология (основоположники М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка);

в) бихевиоризм (основоположник Дж. Уотсон);

г) структурализм (основоположник В.Вундт).

Тест № 3

(выберите несколько вариантов ответа)

К психическим объектам относятся . . .

А) ощущения, восприятия;

б) сосредоточенность, сомнение, настроение; в) воображение;

г) тревожность, рассеянность, нерешительность;

д) мышление, память.

Тест № 4

(выберите один вариант ответа)

Гештальтпсихология – это направление в психологии, …

а) исходящее из того, что сознание необходимо рассматривать с точки зрения наличия в нем целостных образований, которые не разлагаемы на сенсорные первоэлементы;

б) считающее стремление к самоактуализации основным мотивом каждого человека;

в) рассматривающее в качестве предмета психологии элементы сознания и структурные отношения между ними;

г) исходящее из того, что психология есть наука о поведении, которое могло быть изучено объективно опытным путем через наблюдение.

Тест № 5

(выберите один вариант ответа)

Какое из направлений психологии обосновывает идею о том, что область психического простирается за пределы тех испытываемых человеком явлений, о которых он способен дать отчет?

а) психоанализ, глубинная психология (основоположник Зигмунд Фрейд);

б) гештальтпсихология (основоположники М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка);

в) бихевиоризм (основоположник Дж. Уотсон);

г) структурализм (основоположник В.Вундт).

Психика. Сознание

Тест № 6

(выберите несколько вариантов ответа)

Нейрон состоит из:

а) тело клетки; б) синапс; в) дендрит; г) рецептор; д) аксон.

Тест № 7

(выберите один вариант ответа)

Психика как форма осознания человеком своего отличия от остального мира:

а) творческая природа; б) выделение себя как самостоятельного и отличного от всего окружающего реальности; в) внутренний мир сложнее и богаче, чем его деятельность; г) символический характер.

Тест № 8

(выберите один вариант ответа)

О каком механизме психологической защиты личности идет речь, если для неё характерны игнорирование травмирующей информации, потеря чувствительности на неё, неверие в её реальность:

а) отрицание; б) проекция; в) вымещение; г) компенсация;

Тест № 9

(выберите один вариант ответа)

Совокупность психических процессов, свойств состояний и механизмов действительности которые при воздействии на человека им не осознаются и не рефлексируются:

а) бессознательная перцепция; б) бессознательное; в) рефлексия;

г) интерференция.

Тест № 10

(выберите один вариант ответа)

О каком механизме психологической защиты личности идет речь, если для неё характерны бессознательный перенос на другое лицо собственных желаний, влечений, личностных черт, переживаний, чувств, которые человек не может осознать в связи с их социальной неприемлемостью для себя:

а) вытеснение; б) отрицание; в) вымещение; г) компенсация;

д) проекция.

Ощущения. Восприятия.

Тест № 11

(выберите один вариант ответа)

К экстерорецептивным ощущениям относят…

а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) ощущения боли;

г) органические ощущения.

Тест № 12

(выберите несколько вариантов ответа)

Что НЕ является свойствами восприятия?

А) предметность; б) целостность; в) модальность; г) константность; д) сенсорная адаптация; е) избирательность.

Тест № 13

(выберите один вариант ответа)

Новый вид чувствительности, возникающий в результате переноса качеств одной модальности на другую, - это:

а) сенсибилизация; б) пространственная локализация; в) синестезия;

г) конвергенция.

Тест № 14

(выберите один вариант ответа)

Зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта:

а) антиципация; б) концентрация; в) апперцепция; г) установка.

(ответ в) *

Тест № 15

(выберите один вариант ответа)

Ощущения возникают на ______________ стадии развития психики.

А) перцептивной; б) сенсорной; * в) вербально-логической; г) предметной.

Память

Тест № 16

(выберите один вариант ответа)

Память, рассчитанная на сохранении в течение непродолжительного срока в зависимости от задач текущей деятельности:

А) кратковременная; б) иконическая; в) оперативная; г) промежуточная.

Тест № 17

(выберите один вариант ответа)

Сенсорная память – подсистема памяти, обеспечивающая:

а) действие на уровне рецепторов; б) сохранение информации в интервале меньше одной секунды; в) возникновение зрительных образов; г) регуляцию поведения.

(Ответ – б) *

Тест № 18

(выберите один вариант ответа)

Что из перечисленного НАИМЕНЕЕ эффективно для улучшения памяти?

а) использование преувеличенных психических образов; б) формирование цепи ассоциаций; в) превращение визуальной информации в вербальную информацию; * г) ассоциация новой информации с информацией уже известной или знакомой.

(ответ в) *

Тест № 19

(выберите один вариант ответа)

Согласно «эффекту Зейгарник», мы лучше запоминаем ту работу, которая:

а) была доведена до конца; б) осталась незаконченной; в) была сознательно прекращена; г) способствовала появлению позитивных эмоций.

(ответ – б) *

Тест № 20

(выберите один вариант ответа)

Более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами:

а) эффект ореола; б) эффект ассоциации; в) эффект первичности;

г) эффект генерации.

Бланк ответов на тесты.

Тест № 1 - Тест № 11 -
Тест № 2 - Тест № 12 -
Тест № 3 - Тест № 13 -
Тест № 4 - Тест № 14 -
Тест № 5 - Тест № 15 -
Тест № 6 - Тест № 16 -
Тест № 7 - Тест № 17 -
Тест № 8 - Тест № 18 -
Тест № 9 - Тест № 19 -
Тест № 10 - Тест № 20 -

ЗАДАНИЕ № 2

«Задатки и способности личности к управленческой деятельности»

Работа с понятиями).

Задание по усвоению психологических понятий

Тема 5. Индивидуальные особенности мышления и интеллекта личности

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1.  
2.  

Тема 6. Внимание, воображение и приемы создания новых образов

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1.  
2.  

Тема 7. Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент. Характер

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1.  
2.  

Тема 8. Место эмоций в управлении поведением человека

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1.  
2.  

2. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, раскрыть основные вопросы тем:

Тема. Внимание.

1. В чем заключается принцип доминанты внимания А.А.Ухтомского?

Литература. См.ГЛОССАРИЙ (ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО КУРСУ).

Тема. Темперамент. Характер. Эмоции.

1. Психологическая характеристика типов темперамента.

2. Перечислить основные типы характера. Раскрыть одну акцентуацию.

3. Основные свойства эмоций.

Литература. Дерябин Ю.И., Дерябина В.А. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для подготовки к Интернет-экзамену/ Ю.И.Дерябин, В.А.Дерябина – Тюмень, ТюмГАСУ, 2008.

Наши рекомендации