Тема 7. Виды рекламы по источникам финансирования, территориальному признаку, времени действия, охвату рынка, направленности и средствам воздействия на потребителя
По источникам финансирования (или по количеству фирм, принимающих участие в рекламе) рекламу можно подразделить на два вида: однофирменная и смешанная [14]. На рекламном рынке, в том числе в таких его сферах, как сейлз промоушн, паблик рилейшнз и директ-маркетинг, преобладает однофирменная реклама.
По территориальному принципу (география рекламы) рекламу можно подразделить на пять видов:
1) местная (город, район);
2) региональная (часть страны);
3) общенациональная (вся страна);
4) смешанная;
5) международная.
Местная реклама финансируется обычно предприятием, работающим в городе или районном центре, и рассчитана на местных потребителей. Региональная реклама распространяет свое влияние на отдельные районы страны. Воздействие общенациональной рекламы на потребителей всей страны, несомненно, под силу только мощным производителям, способным предложить свой товар в больших объемах или количествах. Международная реклама рассчитана на сбыт товара за рубежом. Она может подаваться на рекламном рынке иностранного государства в том же виде, что и на своем, отечественном.
В зависимости от сроков рекламирования реклама может быть краткосрочной и долгосрочной. Под краткосрочной рекламой обычно понимается подача ее в течение года. Реклама, действующая больше года, рассматривается как долгосрочная. В этом случае она часто перерастает в рекламную кампанию, которая может длиться даже несколько десятков лет.
Критерий «охват рынка» определяет, какому потребителю предназначены товар и его реклама. Реклама, рассчитанная на один сегмент рынка, называется сегментной. Суть ее состоит в выборочном отношении производителя и покупателя друг к другу. Фирма рассчитывает продать свой товар покупателю, которого она хорошо изучила (хорошо знает именно его потребности и мотивы). Реклама, рассчитанная больше чем на один сегмент, называется агрегатированной. Реклама производства товаров (услуг) одновременно для всех потребителей рынка (всех сегментов) превращается уже в тотальную рекламную кампанию. Естественно, что ее предметом являются товары или услуги, в которых заинтересованы все слои населения (например, товары массового потребления).
По направленности на достижение цели (или по диапазону использования) рекламу можно подразделить на специализированную, комбинированную и комплексную. Специализированная реклама — вид рекламы, применяемый для достижения маркетинговой цели. Комбинированная – реклама, в которой используется одновременно несколько видов рекламы или средств (каналов) ее распространения. В комплексной рекламе рекламодатель прибегает к использованию всех (или почти всех) видов рекламы.
По способу воздействия на потребителя — прямому или опосредованному – рекламу можно подразделить на два вида: непосредственная (прямая) реклама и скрытая. Как правило, реклама, помещаемая в средствах массовой информации, – прямая реклама. Рекламодатель обращается с призывом купить его товар непосредственно к потребителю.
Однако реклама товара или фирмы может быть и завуалирована в сообщениях или действиях, имеющих, на первый взгляд, совсем другие цели: познавательные, обучающие, информационные и т.д. Это уже будет скрытая реклама. К скрытой рекламе можно отнести многие методы рекламирования в PR. Чтобы спланировать и провести скрытую рекламу, требуется особое мастерство – знание психологии потребителя и способов воздействия на него.
Контрольные вопросы
1. Как подразделяется реклама по источникам финансирования?
2. Как подразделяется рекламы по территориальному принципу?
3. Какая реклама может быть названа краткосрочной и долгосрочной ?
4. Какая реклама называется сегментной и агрегатированной?
5. Какая реклама называется специализированной, комбинированой и комплексной?
6. Как подразделяется реклама по способу воздействия на потребителя?