Вопрос№5 Виды административно-правовых норм (по предмету регулирования, по методу воздействия, форме предписания, пределу действия: территории, времени и субъектам)

Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды. Наиболее полно выявить характерные черты норм административного права и их юридические свойства позволяет классификация по следующим основаниям:

— по предмету регулирования (содержанию);

— по методу воздействия на поведение субъектов административного права;

— по форме предписания;

— по пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).

По предмету регулирования (содержанию) административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.Материальные нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус. Процессуальные нормы регулируют порядок реализации, применения права, т. е. направлены на проведение в жизнь материальных норм.

По методу воздействия на поведение субъектов административного права нормы подразделяются на обязывающие (регистрация поместу пребывания или жительства), уполномочивающие (право наобжалование неправомерных действий (бездействия) органов исполнительной власти), запретительные (переход перекрестка на красный сигнал светофора), поощрительные (стимулирующие).

По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на категорические (императивные), рекомендательные и диспозитивные.

Категорическиенормы содержат правила строгого поведения участников административных правоотношений (указы Президента РФ о призыве на военную службу и увольнении с военной службы).

Рекомендательные нормы содержат определенные советы о целесообразности совершения субъектами административного прав тех или иных действий.

Диспозитивныенормы содержат правило, которое предоставляет возможность участникам административного правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности. И только в случае отсутствия взаимного соглашения вступает в силу правило нормы (определение руководителем органа исполнительной власти его структуры, должностных обязанностей служащих).

По пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).

Административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами (для органов, учреждений и граждан России). Соответственно территориальным масштабам различают нормы:

— общероссийские;

— действующие в пределах территорий субъектов Федерации;

— межтерриториальные.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные (с заранее определенным сроком действия) и бессрочные, не имеющие установленного срока действия. Как срочные, так и бессрочные могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т. е. ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями.

Административно-правовые нормы по субъектам (адресатам) регулируют поведение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления, а также деятельность государственных органов, общественных объединений, государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.

№6 Понятие, особенности и структура административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм. Норма административного права — это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение, но, с другой стороны, административно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения.

Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других правоотношений, прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.

Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.

Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина административно-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.д.

Виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям: по своему характеру — материальные и процессуальные; по характеру взаимоотношений участников этих отношений — вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов); по характеру порождающих их юридических фактов — отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием — на реализацию ее санкции); по продолжительности действия — бессрочные, срочные и краткосрочные; по объему и месту в системе административно-правового регулирования — общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.

Структура административно-правового отношения. Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются: субъекты административно-правового отношения; объекты административно-правового отношения; права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).

Субъектами, т.е. участниками административно-правовых отношений, могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения. При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами административно-правовых отношений могут выступать действия и поведение лица; государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.); предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования); вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

Условиями возникновения административно-правовых отношений - изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений. Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц. Действия могут быть правомерными или неправомерными, но и те, и другие порождают административно-правовые отношения, если законодательство придает им статус юридических фактов.

№7 Виды административно-правовых отношений по содержанию, соотношению прав

Административно-правовые отношения различаются по своему содержанию, по соотношению прав и обязанностей их участников, а также по характеру порождающих их юридических фактов.

По содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно-правовым отношениям относятся возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами административного права общественные отношения. Административно-процессуальные отношения - это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Например, административно-процессуальными являются отношения, связанные с разрешением заявлений и жалоб граждан органами исполнительной власти и их должностными лицами. Связь материальных и процессуальных административно-правовых отношений состоит в том, что материальные отношения реализуются посредством процессуальных. Кроме того, посредством процессуальных административно-правовых отношений реализуются и правоотношения других отраслей права (финансового, земельного, экологического и др.).

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы: отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения), и отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта отношения другому - между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, между органами исполнительной власти и подведомственными организациями, между соподчиненными структурами органов исполнительной власти; между соподчиненными государственными служащими и др. При этом правоотношения между органами исполнительной власти и гражданами по реализации обязанностей граждан в сфере управления (соблюдение общественного порядка, исполнение воинской обязанности и т.п.), как правило, являются вертикальными отношениями, поскольку на гражданина в части исполнения его обязанностей распространяются властные полномочия органа исполнительной власти.

Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, юридического равенства сторон. Однако соподчиненность нельзя трактовать в буквальном смысле. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически властные полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у нижестоящего органа управления). Властной стороной при этом выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления). Столь же очевидно, что именно в вертикальных отношениях реализуется непосредственное управляющее воздействие субъекта управления на тот или иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.

Горизонтальные административно-правовые отношения возникают между субъектами, которые не связаны соподчиненностью. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в связи с реализацией ими прав в сфере управления (например, при обращении гражданина с жалобой в орган исполнительной власти, регистрации общественной организации и т.п.).

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, ибо они как бы выпадают из общего русла административно-правового

регулирования. Тем не менее возможность их возникновения существует.

Вычленить горизонтальные отношения из общей массы управленческих связей довольно сложно, так как они, не являясь типичными для сферы государственного управления, выражаются не столь отчетливо, как вертикальные. Тем не менее управленческая практика дает определенные основания для отнесения к их числу следующих административно-правовых отношений:

а) отношения, предшествующие непосредственному управляющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения. Это связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами (должностными лицами), в которые они вступают по поводу, например, подготовки и принятия совместных нормативных актов управления (например, между двумя министерствами); отношения по согласованию совместных управленческих действий; отношения в связи с проведением совместных заседаний (например, коллегий двух министерств); отношения по формированию межведомственных консультативных, совещательных или координационных советов; отношения между органами исполнительной власти и, например, профсоюзными органами по поводу удовлетворения законных интересов последних (на предмет заключения или изменения тарифных соглашений) и т.п.;

б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения. Это, например, отношения, в ходе и результате которых вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т.п.). Эти две названные группы отношений относятся к числу административно-процедурных;

в) отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан, по делам об административных правонарушениях). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;

г) отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на ту или иную должность). Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти.

№8 Граждане Российской Федерации как субъекты административного права (гражданство и правосубъектность)

ражданство является необходимым условием, определяющим правовой статус конкретного человека. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Объем субъективных прав и юридических обязанностей, предоставляемых в сфере государственного управления тому или иному лицу, государство ставит в прямую зависимость от принадлежности к гражданству.

В широком понятии граждане — это физические лица, являющиеся российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, обладающие необходимой административной правосубъектностью.

Граждане РФ обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией и российскими законами. Их правовое положение в сфере государственного управления регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве РФ», конституциями республик, уставами других субъектов Федерации и иными законами.

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубьектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность — это признаваемая государством (законом) способность (возможность) иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Объем и содержание этой правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права (достижение 14_, 16_ и 18_летнего возраста). Она означает закрепленную нормами права возможность гражданина вступать в административно правовые отношения.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем может быть изменен лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения.

Правоспособность является основой административной дееспособности гражданина, под которой понимается способность гражданина своей деятельностью приобретать права, принимать на себя административно-правовые обязанности, исполнять их и нести юридическую ответственность за свое поведение.

Административная дееспособность граждан может быть частичная и полная. Частичная дееспособность наступает с 14 лет, т. е. с момента получения паспорта гражданина РФ. Полная дееспособность наступает с 18 лет, т. е. с момента совершеннолетия, когда гражданин в полном объеме может осуществлять свои права, обязанности и нести ответственность.

На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения. В таких отношениях граждане могут выступать стороной, обязанной выполнять обращенные к ней административно-правовые нормы и основанные на них требования, исходящие от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц; стороной, вступающей в правоотношения, связанные с реализацией принадлежащих ей законных прав (заявление о назначении пособия) или их охраной (подача жалобы).

Различают административные правоотношения, складывающиеся в связи:

а) с реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (получение паспорта);

б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (регистрация по месту жительства);

в) нарушением органами исполнительной власти, местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (обжалование);

г) нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (совершение административного проступка).

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

№9 Основные права и обязанности граждан Российской Федерации в государственном управлении, их реализация в административном законодательстве

Важное место в системе российского законодательства, закрепляющего правовое положение граждан Российской Федерации (далее: граждан РФ) в государственном управлении, принадлежит административному законодательству.Право граждан на участие в государственном управлении — это субъективное право, реализуемое по их волеизъявлению и отражающее как личные интересы граждан, так и государственные интересы, т. е. стремление государства и всего общества обеспечить неуклонное

повышение активности всех и каждого.

Правовой статус личности относится к категории наиболее общих понятий теории государства и права, представляя собой единый для всех граждан правовой статус. Административно-правовой статус является разновидностью правового статуса граждан и в юридической литературе конструируется по-разному. Одни авторы в структуру (содержание) административно-правового статуса включают «предоставление гражданам прав, свобод и возложение на них обязанностей в сфере управления, а также установление ответственности граждан перед государством», другие — «права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворении публичных и личных интересов».

ектность; б) систему прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормами административного права; в) политические и социальноэкономические гарантии; г) исполнение возложенных на граждан обязанностей.

Следовательно, административно_правовой статус гражданина является сложной политико-правовой категорией, составляет совокупность разнообразных связей и отношений между государством и гражданином, урегулированных нормами права, и включает в свою структуру:

а) гражданство;

б) административную правоспособность и дееспособность;

в) права, свободы и обязанности граждан;

г) гарантии (механизм) реализации прав и обязанностей;

д) ответственность граждан перед государством.

Права граждан делятся по степени возможности их реализации на абсолютные и относительные25 или статутные и адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться.

А б с о л ю т н ы м и считаются такие права, реализация которых зависит лишь от волеизъявления гражданина. К ним можно отнести права граждан:

1) участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2) поступать на государственную службу.

3) свободно передвигаться

4) проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирование.

5) свободно объединяться.

6) на свободу и личную неприкосновенность.

7) на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти.

8) право на общее образование.

9) свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением

сведений, составляющих государственную тайну.

10) на изменение фамилии, имени и отчества.

11) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

О т н о с и т е л ь н ы м и являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но также от наличия фактических возможностей для осуществления в данном месте и в данное время. В отличие от прав все обязанности абсолютны. Конституция РФ акцентирует внимание именно на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан.

К основным обязанностям Конституция РФ относит:

— уплату законно установленных налогов и сборов (

— сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам

— защиту Отечества

— заботу о сохранении исторического и культурного наследия,сбережение памятников истории и

— обеспечение родителями или лицами, их замещающими, получения детьми основного общего

Этот весьма ограниченный круг обязанностей в действительности гораздо многообразнее. Основной обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов (ст. 15 Конституции РФ).

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно_правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Механизм административно-правового регулирования включает в себя гарантии прав и обязанностей граждан, способы их реализации и защиты, ответственность за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, т. е. ту совокупность правовых средств, с помощью и посредством которых государство определяет правовое положение граждан в сфере государственного управления.

Различают экономические, политические, юридические и организационные гарантии прав граждан. Но, как заметил А. П. Алехин, их целесообразно подразделить на два вида: судебные и внесудебные.

В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46). К компетенции судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающие права и свободы человека, выполнение ими своих обязанностей. Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Некоторые правовые акты и действия могут быть совершены только на основании судебного решения (лишение специального права, ограничение права на тайну переписки и др).

Вместе с тем роль органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих внесудебные гарантии прав и свобод граждан, определяется тем, что они занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены широкими юридическими полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.

Они создают необходимые материальные, организационные, правовые условия деятельности органов, предприятий, учреждений, связанные с реализацией прав граждан; разрешают конкретные индивидуальные дела (жалобы, обращения граждан) либо дела по итогам проверки подконтрольных объектов (продажа товаров и т. д.)

Охраняя права граждан, органы исполнительной власти заслушивают отчеты должностных лиц, уполномоченных применять административные наказания; рассматривают протесты и представления органов прокуратуры, частные определения и представления судов; проводят проверки по выступлениям в печати, информирующим об ущемлении прав и свобод человека и др.

Конституция РФ предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами междунароного права, рассматривает жалобы граждан РФ, иностранных граждани лиц без гражданства, обращается в суд и в компетентные государственные органы с ходатайствами о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностных лиц, в решениях или действиях которых усматриваются нарушения прав и свобод.

№10 Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранные граждане — это лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лица без гражданства — это граждане, проживающие на территории РФ, однако не являющиеся гражданами России и не имеющие доказательств своей принадлежности к иностранному государству. Российское законодательство предусматривает также двойное гражданство. Иностранные граждане для въезда в Российскую Федерацию должны иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, приглашение или российскую визу. В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания ему может быть выдана виза дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная и для временного проживания. В свою очередь, обыкновенная виза может быть частной, деловой, туристической, учебной, рабочей, гуманитарной и для получения убежища.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за некоторыми изъятиями, т. е. их административная праводееспособность имеет некоторые ограничения по сравнению с праводееспособностью граждан России.

Это проявляется в том, что они:

1) не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти (кроме постоянно проживающих).

2) не участвуют во всенародном голосовании (референдуме), но закон наделяет правом постоянно проживающих в России иностранных граждан участвовать в местном референдуме;

3) не имеют права (ст. 14 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») находиться на муниципальной службе;

4) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ; быть членом экипажа военного корабля РФ или другого некоммерческого судна, а также командиром и членом воздушного судна государственной авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ и перечень которых утверждается Правительством РФ.

Иностранцы свободно пользуются такими правами, как: на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления, на свободу и личную неприкосновенность, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на свободу совести и т. д. Осуществление прав и свобод, предоставляемых иностранным гражданам, также неотделимо от исполнения ими обязанностей. Иностранные граждане на территории России обязаны: уважать Конституцию и российские законы; по прибытии в Российскую Федерацию в установленный срок зарегистрироваться по месту пребывания или месту жительства; получить вид на жительство для постоянного проживания; своевременно представлять ходатайства о продлении срока пребывания в России; получить разрешение органов внутреннихдел на поездки в отдельные местности; незамедлительно выехать из России при получении визы на выезд и другие обязанности.

Выезд иностранным гражданам из РФ может быть ограничен, если они:

1) задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых (до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда);

2) осуждены за совершение преступления (до отбытия наказания или освобождения от наказания);

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом (до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторон);

4) не выполнили обязательства по уплате налогов (до выполнения этих обязательств).

Иностранному гражданину, нарушающему законодательство РФ, может быть применен ряд специфических мер административного принуждения. Во-первых, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а выданное ранее разрешение аннулируется в случае, если данный гражданин совершает ряд противоправных действий, изложенных в этой статье (выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, финансирует или планирует террористические акты и т. д.). Аналогичная мера принуждения может быть применена и в отношении постоянно проживающихи ностранных граждан. Во_вторых, может быть аннулировано разрешение на работу (п. 9 ст. 18 Закона). В_третьих, может быть сокращен определенный срок его пребывания в России. Решение о сокращении срока пребывания принимается органами внутренних дел. В этом случае иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней, а также в течение 15 дней, если разрешение на временное проживание или вид на жительство аннулированы.

Если иностранный гражданин не выполнит эти обязанности, он подлежит депортации, т. е. принудительной высылке из РФ.

За нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ к нему может быть применена мера административного наказания в виде выдворения за пределы РФ, если он:

1) не соблюдает установленный порядок регистрации либо передвижения или порядок выбора места жительства, уклоняется от выезда из РФ по истечении срока пребывания, а равно не соблюдает правила транзитного проезда через территорию РФ;

4) нарушил режим Государственной границы РФ или режим в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ. Если после объявления решения о выдворении иностранный гражданин уклоняется от самостоятельного выезда из России, он подлежит по постановлению судьи административному задержанию и выдворению в принудительном порядке.

№11 Понятие и виды общественных объединений

Понятие общественных объединений. Право граждан Россий­ской Федерации на объединение, включая право создавать профессио­нальные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конс­титуции Российской Федерации, устанавливающей также, что свобо­да деятельности объединений гарантируется.

Все общественные объединения имеют характерные для них черты:

а) образуются физическими и юридическими лицами на добро­вольной основе;

б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источни­ком их полномочий юридического характера могут быть только нор­мативно-правовые акты;

в) действуют от своего имени;

г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Общественные объединения могут быть разделены на виды по различным критериям.

В зависимости от организационно-правовых форм различаются:

общественная организация — основанное на членстве общест­венное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объ­единившихся граждан. Членами такой организации могут быть, как правило, физические и юридические лица;

общественное движение — состоящее из участников и не имею­щее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели;

общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов. Он представляет собой не имеющее членства общественное объеди­нение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступ­лений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели;

общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным це­лям такого объединения;

орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Его решение направлено на удовлетворение неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программы органа обще­ственной самодеятельности по месту жительства;

союзы (ассоциации) могут создаваться вышеназванными общест­венными объед

Наши рекомендации