Как фактор устойчивого развития производства
Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и механизмов управления, направленных на практическое использование нововведений в целях обеспечения стабильности развития предприятия, эффективности его деятельности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В современном обществе возрастает роль и значение инновационных факторов в экономике и социальной сфере. Эти факторы находят свое выражение в усилении информационной составляющей производства и иных сфер деятельности, интеллектуализации труда, бурном развитии новых технологий (компьютерных, космических, коммуникационных и иных) и оперативном обновлении производимой продукции.
Наука и инновации становятся сегодня главной движущей силой общественного прогресса, мерилом экономического развития. Уже сегодня в развитых странах до 90% прироста ВВП обеспечивается за счет использования достижений научно-технического прогресса.
Инновации являются локомотивом технологического обновления экономики, необходимым условием модернизации производства и социальной сферы (инновации в системе образования, культуры, сфере управления и т.д.). Не случайно современный этап социально-экономического развития в странах-лидерах нередко называют «инновационным» или «постиндустриальным».
Инновации – это новый эффективный ресурс социально-экономического развития. Возрастание его роли для экономики и общества обусловлено, прежде всего, двумя причинами: во-первых, исчерпанием к концу XX – началу XXI вв. многих традиционных ресурсов социально-экономического развития (сокращение запасов нефти и газа, отсутствие возможностей повышения производительности труда за счет его интенсификации, нехватка трудовых ресурсов); во-вторых, ростом спроса на высококачественную и разнообразную продукцию и услуги.
Для России необходимость инновационных преобразований сегодня особенно актуальна, поскольку ее технологическое отставание от развитых стран продолжает нарастать:
- РФ отстает от развитых стран на два поколения техники, так как российская экономика базируется на технологиях III и IV технологических укладов[10], которые в промышленности Западной Европы преобладали еще в 20-х гг. XX века;
- в экспорте РФ удельный вес наукоемкой продукции составляет всего 1,5%;
- развитие экономики приобрело сырьевую направленность (за годы реформ доля машиностроения в общем объеме производства сократилась на 10 процентных пунктов при значительном росте доли топливно-энергетического комплекса);
- уровень восприимчивости нашей экономики к последним научно-техническим разработкам составляет всего 5 %.
Вместе с тем Россия – это часть глобальной экономической системы, и ее развитие подчиняется общим закономерностям. В этой связи российское общество приходит сегодня к осознанию необходимости и неизбежности инновационных преобразований. В проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, известном как Стратегия 2020, определен курс на переход к инновационному социально-ориентированному типу развития, на федеральном и региональном уровнях разрабатываются инновационные стратегии и программы.
Необходимость инновационного развития производства предъявляет принципиально иные требования и к управленческой деятельности на предприятии: ее содержанию, организации, формам и методам. Формируется особый тип менеджмента, направленный на управление процессами обновления всех элементов производственных систем, - инновационный менеджмент.
Развитие инновационного менеджмента обусловлено двумя взаимосвязанными причинами:
1) ускорением темпов социально-экономического и технико-технологического развития, иными словами, высокой изменчивостью, подвижностью внешней среды (экономической, финансовой, экологической, технико-технологической[11]);
2) ростом конкуренции и обострившейся в связи с этим проблемой выживания предприятий.
В современных условиях уверенно себя чувствует и стабильно развивается только та организация, которая обладает следующими особенностями:
Þ имеет продуманную стратегию своего развития, разрабатывает и осваивает новую продукцию;
Þ хорошо знает и умеет использовать свои сильные стороны, конкурентные преимущества;
Þ рационально использует свой кадровый потенциал;
Þ владеет ситуацией на рынке, отслеживает тенденции его развития;
Þ умеет в случае необходимости оперативно перестраиваться;
Þ своевременно обновляет свою материально-техническую базу;
Þ обеспечивает необходимую финансовую основу для своего стратегического развития.
Сформировать и развить эти качества – важнейшая задача инновационного менеджмента. При этом уровень конкурентоспособности современной организации во все в большей мере определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их квалификации и социализации, способностью творчески подходить к решению сложных проблем, вызванных изменениями внешней и внутренней среды.
Таким образом, в теории и практике современного управления организацией особое внимание уделяется организации инновационной деятельности и новым управленческим методам, направленным на формирование высококвалифицированного и творчески раскрепощенного работника.