Существа, взглядом превращающие в камень
Из греческой мифологии нам известны такие магические существа, как горгоны, способные взглядом обращать человека в камень. Возможно, происхождение понятия «черный глаз» имеет отношение к этим мифическим существам, способным убить или превратить в камень любого, кто попадался им на глаза. Мы до сих пор подсознательно вспоминаем могущество горгон, василиска и кокатриса, когда говорим о людях с «леденящим взглядом», «каменным сердцем» или «каменным лицом».
Эти существа, превращающие в камень взглядом, символизируют нездоровое «окаменение» человеческой жизни. Когда вы позволяете себе замкнуться на рутине, будь то привычки, повседневная жизнь, духовные идеи или ваш взгляд на жизнь, вы позволяете чертам этих существ доминировать над вашей жизнью.
Василиск и кокатрис
В эпоху Средневековья василиск и кокатрис стали известны как одно и то же существо, однако раньше они были двумя разными, но неуловимо похожими мифическими животными. Серебряная скульптура, созданная в XVII веке, изображает василиска – существо с головой ящерицы, перепончатыми передними лапами с когтями, двумя крыльями и змеиным хвостом. Изображение кокатриса, сделанное в тот же период, показывает существо с телом петуха, двумя крыльями, шипами на голове и змеиным хвостом.
Василиск был рептилией, в то время как кокатрис представлял собой сочетание черт петуха и змеи с крыльями. Полагали, что оба эти существа обладают способностью превратить в камень любого, на ком останавливался их взгляд. Их дыхание считалось ядовитым, так же как прикосновение их тел и их кровь. Этот яд проникал сквозь любое оружие, используемое для того, чтобы убить василиска или кокатриса, умертвляя человека, который его держит.
Однако Аристотель считал, что если василиск увидит свое отражение в зеркале, он сам окаменеет. Конечно, человек, держащий зеркало, не должен смотреть на это существо[82]. Еще одним способом борьбы, описанным в легендах, было носить с собой горностая или мангуста. Предположительно, эти животные нападут на василиска или кокатриса и убьют его, так как они неуязвимы для их смертельного взгляда.
Если животное было ранено, оно могло излечиться, поев руты (Ruta graveolens , или «трава благодати») – единственного растения, способного выдержать смертельный взгляд или дыхание василиска или кокатриса.
Василиск был старшим из двух существ. Он жил в более теплом климате и обычно встречался в пустыне. Он был желтого цвета со сверкающими глазами навыкате, как у жабы, заостренными крыльями и хвостом, закрученным наверх, как жало скорпиона. Это было небольшое существо, согласно описаниям древних, не больше двух футов в длину. На голове у него было три костных или роговых выступа, напоминающих корону. Некоторые авторы даже утверждали, что у него был трехконечный хвост[83]. Отдельные древние авторы считали, что василиск произошел от змей, шевелившихся на голове Медузы[84].
Название василиска происходит от греческого слова basiliskos , означающего «маленький царь», или Царь маленьких змей. По латыни его название звучит как regulus и имеет то же значение. Плиний писал, что василиск был царем мелких рептилий, а его шипение отпугивало любых змей. Он утверждал, что это существо могло расколоть скалу, ходило на задних ногах, а не ползало, как змея. Древние авторы писали, что он раскалывает скалы дыханием и живет в пустошах, где хранит свое сокровище. Предположительно, эти пустоши были выжжены его дыханием.
Вероятно, василиск был известен главным образом в Европе, хотя есть некоторые упоминания о нем и на Востоке. Когда-то существовало подобное существо, жившее в Исландии и известное как скоффин. Его внешность и поведение были сходны с внешностью и поведением василиска. Единственное, что могло убить скоффина – это взгляд другого скоффина.
В настоящее время василиском называют безобидного представителя семейства игуан. Кокатрис значительно отличается от василиска. Слово «кокатрис» происходит от греческого ikhneumon (след). От этого слова появилось также латинское слово calcatrix (следопыт, охотник) и старо-французское cocatris (кокатрис). Средневековые авторы увлеченно описывали происхождение кокатриса. Согласно их утверждениям, кокатрис вылупился из безжелткового яйца, снесенного девятилетним петухом во время восхождения звезды Пса. По легенде петух снес яйцо на навозной куче, где его высиживала жаба или змея.
Василиск и кокатрис
Были обнаружены доказательства того, что в телах древних петухов иногда содержался маленький шар в форме яйца, являющийся результатом разложения. Возможно, этот факт и дал основание для появления необычной легенды о рождении кокатриса.
Похоже, кокатриса больше принимали западные христиане, чем язычники. Все записи о его появлении были сделаны христианами, как, например, предание о кокатрисе, предположительно появившемся в Риме во времена Папы Льва Х. Необычное существо объявили причиной чумы, свирепствовавшей в то время. Утверждали также, что кокатриса вытащили из колодца в Вене в 1202 году о. э. В 1598 году в Варшаве в подвале заброшенного дома обнаружили еще одного кокастриса, которого обвинили в смерти двух маленьких девочек. Предположительно, это существо убил человек, одетый в кожаный костюм с пришитыми к нему зеркалами.
Психологические характеристики : человек, испытывающий злость по отношению ко всем, кто с ним не согласен или кому он завидует. Тот, кто постоянно желает зла тем, кто ему не нравится.
Магические свойства : помогают обнаружить сокровища в своей душе; способствуют развитию талантов и открытию скрытых духовных секретов.
Горгоны
Горгоны, особенно Медуза, хорошо известны из греческой мифологии. В отношении числа горгон существовали некоторые разногласия, хотя обычно считается, что горгон три. Нет также единого мнения по вопросу принадлежности горгон к подземному царству, Земле или Воздуху.
Медуза (чье имя означало «хитрая» или «королева») была самой известной из триады горгон, дочерей древнего морского бога. Она могла превращать людей в камень одним лишь взглядом. Однако только Медуза когда-то была обычным человеком. В свое время она была прекрасной жрицей Афины, осквернившей храм соитием с Посейдоном. В наказание Афина превратила Медузу в ужасное чудовище, несущее смерть. Ее тело покрылось змеиной чешуей, волосы превратились в извивающихся змей, зубы – в клыки, а ее взгляд теперь обращал людей в камень. Медузу убил Персей и отдал ее голову Афине, которая водрузила ее на свой щит. У этой головы (горгонеум) был высунутый язык, волосы-змеи и огромные клыки.
Горгона
Другие две сестры, Стено («Могущественная») и Эвриала («Странствующая», или «Далеко скачущая») всегда появлялись в своем ужасном обличии. У них также были латунные когти, крылья и высунутые языки, с которых капала ядовитая слюна. Горгоны были родственницами Грайям, трем старухам, способным видеть будущее и опасным для людей. Горгоны не только могли взглядом превратить любого человека в камень – также их волосы-змеи могли наносить ядовитые укусы.
Психологические характеристики : тот, кому удается выжить, попав в невыносимые условия, и возродиться.
Магические свойства : месть, возмездие, защита. Дают рефлективную защиту от черной магии.
Гаргульи
Задолго до появления мультфильма студии Уолта Диснея «Гаргульи» в видеопрокате и на телевидении гаргульи особенно очаровывали меня. Я никогда не считала их чем-то вроде «призрака под кроватью», для меня они могущественные представители параллельного мира, с которыми хочется познакомиться лично. Множество людей с содроганием смотрят на скульптуры гаргулий, считая их уродливыми, отвратительными существами, которые лучше ставить на высоких крышах, где их видят разве что самые любопытные. Однако маленькие статуэтки гаргулий становятся все более популярными как элемент украшения дома внутри или снаружи.
Гаргульи как украшения зданий обычно ассоциируются с Парижем и другими городами Старого Света, но они встречаются и в некоторых американских городах, например в Нью-Йорке и в районе Миннеаполиса и Сент-Пола. Среди настоящих гаргулий есть изображения древних богов, мифических существ и даже обычных животных. Однако резные изображения древних богов, мифических существ и животных нельзя относить к гаргульям, так как настоящая гаргулья – совершенно иное, легко узнаваемое существо.
Существа, которые мы называем гаргульями, сначала широко распространились в европейском готическом искусстве и в те времена символизировали негативные[85]космические силы. Вполне возможно, что идея резных изображений гаргулий пришла из сверхсознания древних германо-скандинавских культур, так как эти народы понимали, что пугающее и отвратительное не всегда означает «злое» и «демоническое». За короткое время европейские готические гаргульи встали в один ряд со средиземноморскими гротесками, более древними изображениями того же типа существ.
Во время строительства готических соборов на их крыши устанавливали множество скульптурных изображений гаргулий. В эпоху Средневековья строители разделяли древнее поверье, что священные или святые места нужно защищать, окружая их уродливыми, угрожающего вида скульптурами-стражами, или, по крайней мере, поставив одну или несколько на крыше. Эти фигуры будут держать любое злое воздействие под контролем.
Однако православная религия сразу запретила присутствие языческих гаргулий, провозгласив их символами демонов ада. В христианской архитектуре гаргульи никогда не занимали центрального места в здании или в орнаменте. Это место предназначалось для ангелов. Гаргулий же отправляли на края в соответствии с отведенной им христианской религией ролью рабов и слуг дьявола[86].
Гротески – на самом деле еще одно название существ, подобных гаргульям. Их историю можно проследить с древних культур Среднего Востока. В Древнем Риме их любили и широко использовали, а с XV века о. э. они вновь обрели былую популярность. Название «гротеск» означает «существо из грота» и относится к дохристианским европейским культам отдельных богов или духов природы, которым поклонялись в гротах и пещерах.
Доказательством дохристианского знания о гаргульях можно считать существование маленькой статуи, известной как чудовище-людоед из Нов, департамента Буш-дю-Рон, Франция. Временем ее создания считается III век до о. э. Это существо не напоминает ни одно существующее животное. От его челюстей тянется человеческая рука с браслетом. Его передние лапы сжимают две человеческие головы.
Гаргульи и гротески – это, по сути, одно и то же, хотя в архитектуре эти термины используются для обозначения разных видов украшений зданий. Гаргульи в основном воспринимаются как всего лишь архитектурный элемент водосточной трубы. На протяжении готического периода этих существ, несущих и направляющих дождь, высекали в виде гротескных монстров и «демонов».
Гротески использовались для украшения и не несли дополнительных функций. Это были изображения древних божеств, сказочных животных и им подобных существ, выглядывающих из-за листвы. Еще одно значение слова «гротеск» – «похожий на грот», возможно, произошедшее от итальянского pittura grottesco (настенные росписи в подземельях). Постепенно это слово приобрело значение «причудливый, фантастический». Грот и крипта по существу являются одним и тем же, имея общее происхождение от греческого слова krupte (укромное место). Таким образом, из этих деталей можно сделать вывод, что гаргульи и гротески являлись одним и тем же видом существ: имеющих фантастическую внешность, часто уродливых, охранявших священные места.
Слово «гаргулья», очевидно, является заимствованием из греческого языка от gargarizein (в англ. gargle – издавать булькающий звук) и латинского gargarizare (издавать булькающий звук) или gurgulio (глотка, труба или трахея). Большинство принимают значение «булькать», относящееся к извержению воды. Но в слове «гаргулья» есть и другой, более точный, скрытый символизм. С помощью глотки или трахеи можно не только «выбрасывать» что-либо, но и втягивать воздух. Маги и мистики всегда утверждали, что обычный воздух наполнен духовной силой и приносит пользу тем, кто понимает, как заключить ее в себе и воспользоваться ей. Вот ключ к пониманию настоящего назначения гаргулий.
В Европе можно найти несколько старейших примеров установки гаргулий в эпоху христианства. Их много в соборе Нотр Дам де Пари, а также в соборе немецкого города Фрайбург. Существует огромное разнообразие форм этих скульптур: у них могут быть рога, крылья, копыта, клюв, козлиная борода, а иногда даже женская грудь. У некоторых из них перепончатые лапы, и/или плавники, шея других покрыта чешуей или перьями. Их морды похожи на морды летучих мышей с морщинистыми хоботками или рыльцами со слегка приплюснутыми носами, у гаргулий встречаются любые лица гротесков, которые только можно вообразить.
Однако не все гаргульи имеют пугающую внешность. Сейчас приобретает известность репродукция одного из гаргулий собора Нотр Дам де Пари. Эта гаргулья выглядит совершенно как человек. Она сидит на корточках, скрестив большие пальцы ног и обхватив себя руками. Предание об этом маленьком создании гласит, что когда собор строился[87], Мария Тереза (монахиня из монастыря в Провансе) была недовольна видами гаргулий, водружаемых на его крышу. Она переоделась в мужское платье, отправилась в Париж на место строительства и вырезала маленькое существо, которое назвала Дедо. Затем она поставила его на выступ высокой крыши. На протяжении нескольких веков никто не знал о существовании Дедо до тех пор, пока маленький мальчик не скатился с выступа крыши прямо к нему. Французы любовно называют Дедо «petite gargouille ».
Гаргульи до сих пор украшают крыши многих зданий европейских и американских городов. Большинство людей понятия не имеют об этих существах, с высоты обозревающих улицы. Однако гаргульи ощущают присутствие людей. Они могут сидеть на своих местах, передвигаясь лишь ночью и во время грозы, но они определенно обладают жизненной энергией. Как предполагает Стивен Кинг[88], мы можем не видеть их, но они постоянно за нами наблюдают. Они по-своему живые.
Гаргульи собора Нотр Дам де Пари
Большинство людей настолько утвердились в навязанном христианской религией и ее учением мнении, будто существа с гротескной внешностью являются демонами, что у них врожденная боязнь гаргулий, хотя они могут ничего о них не знать. Нам враждебны даже лица гаргулий, которые выглядят отдаленно добрыми, ведь эти лица вполне могут являться в темноте или в наших снах.
Гаргулий можно условно разделить на несколько категорий, которые иногда могут пересекаться. Существуют «плюющиеся» гаргульи с высунутыми языками. Гаргулий с открытым и слегка наморщенным ртом также можно отнести к этому виду, так как создается впечатление, что в любой момент они могут плюнуть или извергнуть на вас воду. У «грызущих» гаргулий обычно что-нибудь находится во рту – это либо человеческая рука, а иногда и полностью тело человека. Много «присевших» гаргулий – они сидят на корточках, обхватив колени руками или лапами. Существует несколько примеров гаргулий «со скрещенными большими пальцами ног», помимо маленького Дедо. Многие гаргульи имеют крылья, чаще всего поднятые, иногда сложенные. У «рогатых» гаргулий на голове один или два рога. «Сидящие на жердочке» гаргульи выглядят так, словно вот-вот поднимутся в воздух.
Дедо
Гаргульи не сразу появились в Западном полушарии, возможно, они ждали, когда представители западной культуры поверят в них. Так как древнее знание о магии гаргулий было полностью уничтожено, научиться контактировать и взаимодействовать с этими существами не просто. Это долгий и сложный процесс.
Гаргульи, которых сейчас обычно можно увидеть сидящими на крышах зданий, появившись в физическом мире, изначально предпочитали жить среди древних руин или в подземных пещерах. Позже они стали населять высокие здания, например, замки и соборы. Крылатые гаргульи не хлопают крыльями постоянно, как птицы, скорее, они передвигаются скользящими движениями, лишь изредка взмахивая крыльями. Так как все гаргульи владеют телекинезом и могут без усилий перемещаться во времени и пространстве, они способны появляться и исчезать в мгновение ока.
Морские гаргульи
Морские гаргульи обитают в неглубоких водоемах, а их жилища находятся в подводных пещерах. Свои крылья они могут использовать, чтобы «плавать» по водным течениям. Им особенно нравится сидеть в полнолуние на морских утесах. Они так сливаются с тенями, что человеку редко удается их заметить.
Когда гаргулья передает телепатическое и/или вербальное сообщение, ее голос звучит как бульканье или журчание. Он может быть «скрипучим» или звучать так, словно доносится из очень глубокого колодца или пещеры.
Если к гаргулье обратиться неправильным образом или с недостойными намерениями, например, если маг пытается заставить его убить кого-либо, то это существо может рассвирепеть. Это не значит, что гаргульям нельзя поручить свершение справедливого возмездия над злодеями. Однако если мотив несправедлив, то гаргульи могут стать ненадежными обманщиками, бумерангом возвращающими человеку его негативные желания. Благодаря своей магической природе эти существа могут мгновенно определить истинные мотивы, побудившие мага вступить с ними в контакт. Гаргульи часто охраняют двери между измерениями, ведущие в другие миры.
Гаргульи помогают избавиться от мыслей, событий и людей, являющихся причиной упадка и разрушения на всех уровнях жизни. Они создают в нашей жизни катарсис, освобождая нас для лучших вещей. Их сила неоспорима.
Некоторые язычники учатся использовать статуэтки гаргулий как физическое хранилище для своих нормальных, но тревожных и вредных, негативных мыслей. Это делается не для создания вместилища негативной энергии и использования его со злым умыслом, а как безопасный и надежный способ избавиться от отрицательных эмоций. Гаргульи впитывают эту негативную энергию и трансформируют ее в энергию, пригодную для их использования. Конечно, гаргульи не живут в статуях. Статуи – просто символ этих существ, нечто осязаемое между вами и этими существами на астральном уровне.
Иногда магу приходится клин клином вышибать, не обязательно из-за другого мага, а чаще всего из-за последователей других религий. Когда вы сталкиваетесь с такой ситуацией, в которой вам приходится бороться за свою жизнь и жизнь своей семьи, ваше благополучие и право свободного вероисповедания, обратитесь к гаргульям. Разозленные гаргульи всегда напоминают мне знак, на котором изображен ротвейлер и надпись: «Мы можем привязать его к забору за три секунды. А вы?» Как и драконы, гаргульи могут быть отличными телохранителями и охранниками жилища.
Гаргульи символизируют мир сверхъестественных явлений и связанного развития жизни и событий. Они могут помочь вам постичь вашу цель в жизни и вашу связь и участие с происходящими в любой определенный момент событиями. Большинство из нас проживает эту жизнь не для выполнения какой-либо тяжелой миссии, а просто для роста и познания, исправления ошибок и самосовершенствования. Людям гораздо сложнее открыть для себя эти «приземленные» цели, чем увидеть миссию чрезвычайной важности.
Взаимодействие с гаргульями может помочь вам найти и понять потерянные знания и способы их практического применения в повседневной жизни, так как они великолепные, серьезные учителя древних духовных тайн и наук. Однако никогда не пытайтесь с помощью хитрости, манипуляции или уговоров заставить гаргулий сделать для вас что-то, чего они делать не хотят. Раздраженной и разозленной гаргулье всегда удается наказать человека за такое поведение прежде, чем она исчезнет из ее жизни, оставив ее один на один с проблемами, порожденными ей самой.
Психологические характеристики : положительные – тот, кто преследует духовные цели, скрывая свою деятельность от глаз общественности. Отрицательные – человек, использующий «духовные» знания, чтобы контролировать других с помощью страха.
Магические свойства : защита; охрана земли, дома, его обитателей и собственности. Гаргульи сопровождают и защищают во время астральных путешествий, а также медитаций и ритуалов. Изгоняют из вашей жизни негативных людей или событий. Способствуют развитию сверхспособностей. Помогают изучить прошлые жизни, чтобы понять настоящую. Способствуют открытию своей истинной цели в этой жизни и обретению утраченной связи с древним знанием и учениями.