Самостоятельная работа по теме. 1. Назовите механизмы каждого из видов восприятия (зрительного, слухового, двигательного).
1. Назовите механизмы каждого из видов восприятия (зрительного, слухового, двигательного).
2. Группа в парах. Выберите методику, исследующую точность восприятия и проведите на соседе. Сравните результаты с результатами других ребят в группе.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия:
Тесты:
1. Восприятие в гештальтпсихологии рассматривается как:
1) процесс отражения всей многообразной жизни личности.
2) начальная стадия наблюдения.
3) исходная форма чувственного познания.
4) результат переработки сознания.
2. Результатом процесса восприятия становиться:
1) психологическая нагрузка.
2) построенный образ.
3) опыт.
4) ощущение.
3. Ошибкой восприятия пространства являются:
1) ошибки «ложного согласия».
2) дежавю.
3) иллюзии.
4) атаксии.
4. В зависимости от сложности перцептивной деятельности восприятие бывает:
1) сенсорным, оперативным и деятельностным.
2) надперцептивным и подперцептивным.
3) симультанным и сукцессивным.
4) модальным и надмодальным.
5. Восприятие времени – это:
1) охват какой-либо функции, стороны объекта.
2) отражение содержания события и явления.
3) отражение движения и скорости пространственного содержания предмета.
4) отражение длительности и последовательности явлений и событий.
Задачи:
1.Определите, о каких видах восприятия идет речь:
1) рассматривание картин Сальвадора Дали на выставке;
2) прослушивание вокального выступления;
3) ощупывание яблока с закрытыми глазами;
4) наслаждение запахом цветов.
2.Известно, что в кино при восприятии голоса артиста на экране возникает своеобразная иллюзия. Голос кажется перемещающимся вместе с артистом и исходящим из его уст, несмотря на то, что звук остается всегда в одной точке, часто значительно смещенной относительно зрительного изображения на экране. Чем является данная иллюзия?
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Иллюзии зрительного восприятия.
2. Условия адекватного восприятия окружающего мира.
Рекомендованная литература по теме занятия.
основная:
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1.Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 24
Тема: «Психология внимания».
2. Форма организации занятия: семинарское занятие.
3. Значение изучения темы:
Формирование представлений о психическом процессе внимания, знакомство с базовыми типологиями и фундаментальными свойствами, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов внимания.
4. Цели обучения:
- общая:способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
5. План изучения темы: