Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти

ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева

1 СТУПЕНЬ: МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(ориенти­ровочно 3 (3,5) - 4 (4,5) лет)

Содержанием программы 1 ступени предусматривается коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи, первый уровень речевого развития (по Р. Е. Левиной).

Основное внимание на первой ступени логопедической работы на­правлено на создание условий для стимулирования речевой активно­сти детей с ОНР на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в различных формах (индивидуальная и групповая коррекционно-логопедическая работа). Переход к групповой форме рабо­ты осуществляется по мере формирования у детей коммуникативных навыков и устойчивой речевой активности.

Большое значение для коррекции речи имеет создание речевой сре­ды, обеспечивающей формирование способности взаимодействовать, активно вступать в контакт с окружающими. Логопед создает условия для общения детей со взрослыми, друг с другом с целью преодоления чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха; стимулирует, поддерживает, поощряет их речевую активность, желание общаться с помощью слова. Логопедические занятия не должны быть построены по типу тренинга в простом повторении слов, а предусматривать разви­тие предметной деятельности с последующим формированием у ре­бенка желания поделиться результатами своей работы.

На всех логопедических занятиях формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности. Формирование речи осуществляется во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления, т. е. развиваются когнитивные предпосылки рече­вой деятельности.

Одной из важных задач обучения детей на первой ступени является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, диф­ференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обоб­щений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий является базой для развития активной речи детей.

Процесс формирования импрессивной речи характеризуется не про­стым пополнением речевого запаса новыми словами, а дифференциаци­ей понятий, значений слов, грамматических форм. Усвоению новых, не­знакомых слов, грамматических форм и связей способствует развитие слухового восприятия, уточнение произношения простых по артикуля­ции звуков и овладение слоговой структурой слов. В процессе логопеди­ческой работы по ознакомлению с окружающим детей учат понимать названия предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни, выполнять словесные инструкции, выраженные различными по своей сложности синтаксическими конструкциями.

На логопедических занятиях происходит формирование первич­ных речевых умений и навыков, на основе которых в дальнейшем осу­ществляется развитие коммуникативного аспекта речевой деятельно­сти. Основной задачей формирования экспрессивной речи является обучение ситуативной речи, в процессе которой слова и элементарные фразы могут дополняться жестами. Сформированные на логопедиче­ских занятиях общие речевые умения закрепляются на занятиях, про­водимых другими педагогами.

Педагогический замысел:

- преодолевать речевой и неречевой негативизм (работать над ослаблением чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха),
формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, разви­вать положительное эмоциональное отношение к занятиям;

- развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности;

- работать над расширением понимания речи;

- развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружа­ющими (со взрослыми и детьми);

- развивать интерес к окружающей действительности и стимули­ровать познавательную активность;

—формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, вни­мания, памяти, мышления;

—работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий);

—формировать общие речевые умения.

Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа

Преодоление речевого и неречевого негативизма. Установление кон­такта с ребенком. Повышение эмоционального тонуса. Включение ре­бенка в совместную деятельность и формирование навыков взаимо­действия ребенок - взрослый, ребенок - ребенок. Формирование у ре­бенка уверенности в своих силах. Формирование интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.

Оборудование и материалы:

- альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, любимых игрушек и т. д.;

- картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, со­циальный, игровой опыт детей;

— настолько-печатные игры;

- игры музыкально-дидактические, музыкально-ритмические, кон­структивные, игры с бытовыми предметами-орудиями, игры с природ­ным материалом и т. д.;

- игрушки-«марионетки».

Развитие импрессивной речи

Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержа­ние, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двига­тельные и звуковые реакции. Совершенствование понимания речи с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных действием (с использованием предметов и без них: «Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку» и т. д., «Покажи куклу», «Принеси куклу»). Понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шка­фу и возьми мишку», «Возьми ложку и покорми куклу», «Возьми ку­бики и построй дом» и т. п.). Обучение пониманию вопросов (что? кто? где? («Покажи, что лежит на столе», «Покажи, кто спит?», «Пока­жи, где лежат игрушки?», «Покажи, что гудит, а что звенит?», «Пока­жи, кто спит, а кто сидит?», «Покажи, где кошка лежит, а где умывает­ся?»). Соотнесение слов «один - много» с соответствующим количеством предметов и слов «большой - маленький» с величиной предметов.

Оборудование и материалы:

игрушки, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Посуда», «Части тела и лица», «Одежда», «Мебель», геометрические фигуры (разной величины).

Примерный перечень игр:

«Кормление куклы», «Построим дом», «Кто пришел в гости», «Прят­ки», «Праздник елки», «Мамины помощники» и т. п.

Содержание коррекционного обучения основного этапа

Формирование связной речи

Создание условий для использования детьми ситуативной речи в об­щении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности).

Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотво­рений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).

Оборудование и материалы:

предметные картинки по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Новый год», «Транспорт», «Зимние забавы», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние живот­ные и птицы», «Дикие животные», «Мамин праздник», «Весна», «Лето»;

сюжетные картинки; образные игрушки.

Примерный перечень игр:

настолько-печатные игры (типа настольного лото);

игры: «Подскажи словечко», «Наряди елку», «Один - много», «Ска­жи ласково», «Поручение», «Командир», «Послушная Катя», «Семья», «Игрушки», «Магазин», «Скажи правильно», «Одеваем куклу», «На­зови сколько», «Кто в домике живет», «День рождения», «Подарки», «Что у вас?», «Ласковые имена», «Два медведя», «Найди свою картин­ку», «Экскурсия», «Передай флажок», «Чего нет?», «Прятки», «Реп­ка», «Угощаем куклу», «Непослушные игрушки» и др.

Литературный материал по описанным направлениям работы:

потешки: «Водичка-водичка», «Уж ты, котенька-коток», «Баю-баю-бай», «Как у нашего кота», «Идет коза рогатая», «Тень-тень-потетень», «Ладушки», «Тили-бом», «Аи, ду-ду», «Аи, лады-лады-лады», «Летят гули», «Валенки», «Жили у бабуси», «Скок-скок-поскок», «Сорока-белобока» и т. д.;

сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро коз­лят», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса» и др.;

стихотворения: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит» (А. Барто), «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри» (Е. Благинина), «Мяч», «Два котен­ка», «Кошкин дом», «Елка» (С. Маршак), «Песенка друзей» (С. Ми­халков), «Ежик», «Шофер» (Б. Заходер), «Приказ», «Жадина», «Кап­ризы» (Э. Мошковская), «Медведь», «Баиньки» (И. Токмакова), «Прятки» (3. Александрова), «Большая кукла», «Бычок», «Котенок» (В. Берестов), «Кто скорее допьет», «Маша на плачет» (С. Капутикян), «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит» (К. Чуковский) и др.

Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа

Содержание коррекционного обучения основного этапа

Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм сло­воизменения и словообразовательных моделей, различных типов син­таксических конструкций.

Расширение объема и уточнение предметного, глагольного и адъек­тивного словаря импрессивной речи параллельно с расширением пред­ставлений об окружающей действительности и формированием позна­вательной деятельности.

Усвоение бытового словаря (названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, действий, совершаемых с ними и т. д.); природоведческого словаря (названия явлений неживой приро­ды, растений, животных и т. д.); эмоционально-оценочной лексики; лек­сики, обозначающей время, пространство, количество.

Совершенствование понимания вопросов косвенных падежей су­ществительных.

Дифференциация в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского, женского и среднего рода («Покажи, где гриб, где грибы», «Покажи, где слива, где сливы», «Покажи, где окно, где окна», «Покажи, где зеркало, где зеркала»).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме ед. и мн. числа прошедшего времени («Покажи, кто шел, кто шли», «Покажи, кто рисовал, кто рисовали» и т. п.) Обучение пониманию значения гла­голов совершенного и несовершенного вида («Покажи, где малыш ри­сует ракету, где малыш нарисовал ракету», «Покажи, где девочка поли­вает цветы, где девочка полила цветы» и т. д.).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего вре­мени по родам: мужской, женский и средний род («Покажи, кто спал?» (мальчик), «Покажи, кто спала?» (девочка), «Покажи, кто спало?» (животное), «Покажи, кто упал?» (дедушка), «Покажи, кто Упала?» (бабушка), «Покажи, что упало?» (дерево).

Дифференциация в импрессивной речи грамматических форм при­лагательных («Покажи, про что можно сказать большой (большая, боль­шое, большие)?», «Покажи, про что можно сказать голубой (голубая, голубое, голубые)?» и т. п.)

Совершенствование понимания предложных конструкций с пред­логами в, из, на, под, за,у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за(по картинкам).

Обучение различению предлогов в - из, над - под, к - от, на - с.

Совершенствование навыков понимания значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-). Формирование понимания значения менее продуктивных суф­фиксов (-оньк-, -еньк-, -онок-, -енок-, -ышек-, -ышк-, -ушк-, -ишк-):«Покажи, где бочка, где бочонок?», «Покажи, где воробей, где воробы­шек?», «Покажи, где зерно, где зернышко?» и т. д.

Формирование понимания значения приставок: в-, вы-, при-, на- и их различения (в - вы-, на - вы-, вы - при-): «Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома?», «Покажи, где мама наливает воду, а где выливает?», «Покажи, где девочка выбежала из дома, а где прибежала домой?» и т. д.

Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной кар­тинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).

Формирование предметного, предикативного и адъективного сло­варя экспрессивной речи

Расширение объема словаря экспрессивной речи, уточнение значе­ния слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств.

Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе раз­личения и обобщения предметов по существенным признакам; слов, вы­ражающих видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрук­ты, посуда, игрушки и т. д.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Закрепление в словаре экспрессивной речи числи­тельных один, два, три и введение в словарь числительных четыре, пять.

Формирование ономасиологического (обращается внимание на на­звания объектов: Как называется это?) и семасиологического аспектов лексического строя экспрессивной речи (обращается внимание на се­мантику слова: Что значит это слово?).

Уточнение представлений и предметной соотнесенности слова на основе сравнения, различения, обобщения.

Обучение умению осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи

Совершенствование навыков употребления форм ед. и мн. числа существительных мужского и женского рода в им. падеже с окончани­ем -ы (шар - шары), -и (кошка - кошки), -а (дом - дома). Обучение употреблению форм ед. и мн. числа среднего рода в им. падеже с окон­чанием -а (зеркало - зеркала, окно - окна).

Совершенствование навыков изменения существительных мужского и женского рода ед. числа по падежам (без предлогов). Обучение изме­нению существительных мужского и женского рода ед. числа по паде­жам с предлогами. Обучение изменению существительных среднего рода ед. числа по падежам (без предлогов, например: «В домике дя­дюшки Тыквы нет чего? (окна)» и с предлогами, например: «От чего отъехала машина? (от дерева)», «Где растет гриб? (под деревом)», «На чем растут листья? (на дереве)» и т. п.)

Обучение изменению одушевленных и неодушевленных существи­тельных мужского, женского рода и существительных среднего рода множественного числа по падежам.

Обучение правильному употреблению несклоняемых существитель­ных (пальто, кино, лото, домино, какао и т. п.)

Совершенствование навыков употребления глаголов в форме пове­лительного наклонения 2 лица ед. числа настоящего времени, глаголов в форме изъявительного наклонения 3 лица ед. и мн. числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени.

Обучение правильному употреблению глаголов совершенного и не­совершенного вида (например: рисовал - нарисовал) Совершенствование навыков согласования прилагательных с суще­ствительными мужского и женского рода ед. числа в именительном и косвенных падежах. Обучение согласованию прилагательных с суще­ствительными мужского и женского рода мн. числа в именительном и косвенных падежах (например, голубые шары, голубых шаров и т. д.). Обучение согласованию прилагательных с существительными средне­го рода ед. и мн. числа в именительном и косвенных падежах (напри­мер, большое окно, больших окон и т. д.).

Обучение правильному употреблению словосочетаний: количе­ственное числительное (два и пять) и существительное (два шара, пять шаров; две пчелы, пять пчел; два окна, пять окон; два пера, пять перьев).

Совершенствование навыков правильного употребления предложных конструкций с предлогами: в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-заи навыка различения предлогов: в - из, над - под, к — от, на - с.

Совершенствование навыков употребления словообразовательных моделей:

- существительных, образованных с помощью продуктивных и ме­нее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -онок-, -енок-, -ышек-, -ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк-),

- звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, петух кукарекает, курица кудахчет),

- глаголов, образованных от существительных (отыменное образо­вание глаголов: мыло -мылит, краска -красит, учитель -учит, стро­итель - строит и т. п.),

- глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-),

- притяжательных прилагательных, образованных с помощью про­дуктивного суффикса: -ин- ( например, мамина кофта, папина газета и т. п.), и с помощью менее продуктивного суффикса: -ий- (без чередова­ния), например, лисий, рыбий и т. п.,

- относительных прилагательных с суффиксами: -ов,-ев, -н, -ан, -енн-(например, шерстяной, банановый, грушевый, соломенный, железный).

Совершенствование навыка самостоятельного употребления от­работанных грамматических форм словоизменения и словообразова­тельных моделей.

Формирование связной речи

Целенаправленное обучение диалогической речи в специально орга­низованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе проведения настолько-печатных игр и т. д.).

Обучение пересказу хорошо знакомых и незнакомых сказок и рас­сказов. Обучение самостоятельному составлению описательных рас­сказов (по игрушке, по картинке).

Обучение составлению повествовательных рассказов по серии сю­жетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно).

Обучение составлению рассказа из личного опыта (о любимых иг­рушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни, и т. д.).

Обучение включению в повествование элементов описаний действу­ющих лиц, природы, диалогов героев рассказа с соблюдением последо­вательности рассказывания.

Логопедическая работа

Программа 3 ступени обучения рассчитана на детей, имеющих тре­тий уровень речевого развития (по Р. Е. Левиной) и четвертый уровень речевого развития (по Т. Б. Филичевой).

Основным в содержании логопедических занятий на третьей ступе­ни является совершенствование механизмов языкового уровня рече­вой деятельности. В качестве первостепенной задачи выдвигается раз­витие связной речи на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи; возможностей диф­ференцированного употребления грамматических форм слова и слово­образовательных моделей (параллельно с формированием звукопроизношения и слухопроизносительных дифференцировок), различных синтаксических конструкций. Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности (фонетического, лексического, словообразова­тельного, морфологического, семантического).

В процессе развития активной речи детей большое внимание уделя­ется переработке накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формированию умений устанавливать при­чинно-следственные связи между событиями и явлениями с целью оп­ределения их последовательности и ориентировки во времени. Расши­рение и уточнение понятий и представлений, словаря импрессивной и экспрессивной речи, овладение разнообразными способами словоиз­менения и словообразования и синтаксическими конструкциями, ус­тановление логических связей и последовательности событий являет­ся основой для дальнейшей работы по составлению связных рассказов. Продолжается и усложняется работа, направленная на анализ и син­тез звукового состава слова. Совершенствуются навыки осуществле­ния элементарных форм фонематического анализа и формируется спо­собность к осуществлению сложных его форм с постепенным перево­дом речевых умений во внутренний план.

На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоп­лению и осознанию языковых явлений, формированию языковых обоб­щений, становлению «чувства языка», что создает базис для формиро­вания метаязыковой деятельности и способствует подготовке детей с ОНР к продуктивному усвоению школьной программы.

Работа по обучению грамоте прежде всего предусматривает форми­рование мотивации к школьному обучению. Обучение грамоте детей с ОНР рассматривается не только как средство приобретения первона­чальных школьных навыков, но и как один из способов формирования речи. Одним из важнейших направлений работы по обучению грамоте является изучение звуко-буквенного состава слова Наблюдение над зву­ковым составом слов, выделение общих и дифференциация сходных явлений, развитие фонематического анализа и синтеза создает основу для формирования у детей четких представлений о звуковом составе слова, способствует закреплению правильного произношения. Обучение грамоте осуществляется на материале правильно произносимых звуков и слов. Последовательность изучения звуков и букв определяется усвоенностью звуков в произношении и возможностями их различения на слух. Наряду с развитием звукового анализа проводится работа по раз­витию языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (сло­гового). Параллельно с изучением звуков и букв предусматривается зна­комство с элементарными правилами грамматики и правописания.

Сформированные на логопедических занятиях речевые умения за­крепляются на занятиях, проводимых другими педагогами.

Педагогический замысел:

- работать над совершенствованием процессов слухового и зритель­ного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

- развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;

- осуществлять дальнейшее расширение объема и уточнение пред­метного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективно­го (прилагательные) словаря импрессивной и экспрессивной речи, про­водить работу по формированию семантической структуры слова, орга­низации семантических полей;

- совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки упо­требления грамматических форм слова и словообразовательных моде­лей, различных типов синтаксических конструкций;

- совершенствовать навыки связной речи;

- проводить работу по коррекции нарушений фонетической сторо­ны речи, развитию фонематических процессов;

- осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функции;

- формировать мотивацию к школьному обучению, проводить ра­боту по обучению грамоте.

Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа

Содержание коррекционного обучения основного этапа

Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слово­изменения и словообразовательных моделей, различных типов синтак­сических конструкций.

Дальнейшее расширение объема и уточнение предметного, глаголь­ного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расши­рением представлений об окружающей действительности и формиро­ванием познавательной деятельности.

Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о пред­метах и явлениях окружающего мира.

Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме ед. и мн. числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам, грамматических форм прилагательных, предложных конструкций. Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи, кто одевает, кто одевается» и т. п.). Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и буду­щего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть» и т. п.).

Обучение различению предлогов за - перед, за — у, под - из-за, за -из-за, около - перед, из-за - из-под (при выполнении инструкций и по картинкам). Обучение различению предлогов со значением местопо­ложения и направления действия (например, висит в шкафу - пошел в лес) с использованием графических схем предлогов.

Совершенствование навыков понимания значения менее продуктив­ных уменьшительно-ласкательных суффиксов. Формирование пони­мания значения непродуктивных суффиксов (-ник-, -ниц-, -инк-, -ин-, -ц-, -иц-, -ец-): «Покажи, где чай, где чайник?», «Покажи, где сахар, где сахарница?», «Покажи, где бусы, где бусинка?», «Покажи, где виног­рад, где виноградинка?» и т. д. Формирование понимания суффиксов со значением «очень большой» (-ищ-, -ин-: «Покажи, где нос, где носи­ще», «Покажи, где дом, где домина»). Дифференциация уменьшитель­но-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень боль­шой» («Покажи, где лапка, где лапища»).

Совершенствование понимания значения приставок: в-, вы-, при-, на- и их различения. Формирование понимания значений приставок: с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до- и их различение («Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома?», «Покажи, где птичка улетает из клетки (подлетает к клетке, залетает в клетку, перелетает через клетку» и т. п.). Обучение пониманию логико-грамматических конструкций (сравнительных конструкций, например, Муха больше слона, слон больше мухи; инверсии, например, Колю ударил Ваня. Кто драчун?; активных конструкций, например, Ваня нарисовал Петю; пас­сивных конструкций, например, Ваню нарисовал Петя).

Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной кар­тинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).

Формирование предметного, предикативного и адъективного сло­варя экспрессивной речи

Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова).

Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных один, два, три, четыре, пять и введение в словарь числительных шесть, семь, восемь, девять, десять.

Совершенствование ономасиологического и семасиологического аспектов лексического строя экспрессивной речи.

Обучение умению подбирать слова с противоположным (например, сильный - слабый, стоять - бежать, далеко — близко и т. п.) и сходным значением (например, веселый - радостный, прыгать - скакать, грус­тно — печально и т. п.).

Обучение использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина и т. д.).

Обучение осмыслению образных выражений в загадках, объясне­нию смысла поговорок.

Обучение употреблению слов, обозначающих личностные характе­ристики (например, честный, честность, скромный, скромность, хит­рый, хитрость, ленивый,лень и т. п.).

Обучение пониманию и употреблению многозначных слов (напри­мер, ножка стула - ножка гриба, ушко ребенка-ушко иголки, песчаная коса — длинная коса девочки и т. д.).

Совершенствование навыка осознанного употребления слов и сло­восочетаний в соответствии с контекстом высказывания.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и сло­вообразования в экспрессивной речи

Совершенствование навыков употребления форм ед. и мн. числа су­ществительных мужского, женского и среднего рода в им. падеже и кос­венных падежах (без предлога и с предлогом). Закрепление правильного употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных.

Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъя­вительного наклонения ед. и мн. числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несо­вершенного вида. Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет -моется, одевает - одевается, причесывает - причесывается и т. п.).

Совершенствование навыков согласования прилагательных с суще­ствительными мужского, женского и среднего рода ед. и мн. числа в именительном и косвенных падежах. Совершенствование навыков упо­требления словосочетаний, включающих количественное числитель­ное (два и пять) и существительное.

Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи пред­логов: за - перед, за - у, под - из-под, за - из-за, около - перед, из-за - из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия.

Обучение правильному употреблению существительных, образован­ных с помощью непродуктивных суффиксов (-ниц-, -инк-, -ник-, -ин-, -ц-, -иц-, -ец).Совершенствование навыка дифференциации в экспрес­сивной речи существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».

Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-,при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пре-, до-).

Совершенствование навыков употребления притяжательных при­лагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -ий- (без чере­дования) и относительных прилагательных с суффиксами: -ов-, -ев-, -н-, -ан-, -енн-. Обучение правильному употреблению притяжательных при­лагательных с суффиксом -ий- (с чередованием, например, волк - вол­чий, заяц - заячий, медведь - медвежийи т. п.). Обучение употреблению качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов: -ив-, -чив-, -лив-, -оват-, -еньк-(например, красивый, улыбчивый, дож­дливый, хитроватый, беленькийи т. п.).

Обучение употреблению сравнительной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-:белее (белей), выше) и аналитическим способом (при помощи слов бо­лееили менее:более чистый, менее чистый).

Обучение употреблению превосходной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: высочайший, умнейший)и аналитическим способом (при помощи слов самый, наиболее:самый высокий, наиболее высокий).

Обучение подбору однокоренных слов (например, зима - зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка и т. п.).

Обучение образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черно­глазый, остроумный и т. п.).

Совершенствование навыка самостоятельного употребления грам­матических форм словоизменения и словообразовательных моделей.

Формирование связной речи

Совершенствование навыков составления описательных рассказов (по игрушкам, картинам, по личному опыту).

Обучение построению различных типов текстов (описание, пове­ствование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связ­ности высказывания. Обучение творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящих­ся в памяти, и ранее усвоенных знаний. Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осозна­вать структурную организацию текста.

Обучение грамоте.

Формирование мотивации к школьному обучению. Формирование основных элементов волевого действия (постановка цели, принятие решения, определение плана действия, его исполнение, оценка резуль­тата своего действия).

Знакомство с понятием предложение. Обучение составлению гра­фических схем предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из 3-4 слов без предлога, простое пред­ложение из 3-4 слов с предлогом).

Обучение составлению графических схем слогов, слов.

Обучение элементарным правилам правописания: раздельное напи­сание слов в предложении, точка (восклицательный, вопросительный знак) в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения

Знакомство с печатными буквами: А, У, М, О, П, Т, К, Э, Н, X, Ы, Ф, Б, Д, Г, В, Л, И, С, 3, Ш, Ж, Щ, Р, Ц, Ч (без употребления алфавитных названий).

Обучение графическому начертанию печатных букв.

Составление, печатание и чтение:

- сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки (ау),

- сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (ут),

- сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (ма),

- односложных слов по типу СГС (кот),

- двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых сло­гов (папа, Алиса),

- двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытого и зак­рытого слогов (замок, паук, паучок),

—двухсложных слов со стечением согласных' (шутка),

—трехсложных слов со стечением согласных (капуста),

- предложений из 2-4 слов без предлога и с предлогом (Ира мала; У
Иры шар; Рита мыла раму; Жора и Рома играли).

Обучение навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.

Обучение правилу правописания буквы И после букв Ш, Ж, упо­требления заглавной буквы в именах собственных.

Оборудование и материалы:

печатные буквы, кубики с буквами, азбука букв и слогов, длинные (слово) и короткие (слог) полоски, красные (гласный звук), синие (со­гласный твердый звук), зеленые (согласный мягкий звук) кружочки, счетные палочки, цепочки, веревочки, пластилин, проволока, трафаре­ты букв, графические схемы предложений, слов, слогов, карточки с изображениями букв с недостающими элементами, буквами, непра­вильно расположенными в пространстве, буквами «в шуме»; буквен­ные ребусы и т. д.

Примерный перечень игр:

«Школа», «Учитель-ученик», «Слоговой аукцион», «Угадай-ка», «Чей улов больше?», «Новоселы», «Отгадай слово», «Наборщики», «Не знаешь - научим, не умеешь - покажем», «В гостях у бабушки Азбуки», «Кто больше составит слов?», «Слово рассыпалось», «Куда спешат зве­ри», «Добавишь букву - изменишь слово», «Шифровальщики», «Про­шлогодний снег» и т. д.

ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева

1 СТУПЕНЬ: МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(ориенти­ровочно 3 (3,5) - 4 (4,5) лет)

Содержанием программы 1 ступени предусматривается коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи, первый уровень речевого развития (по Р. Е. Левиной).

Основное внимание на первой ступени логопедической работы на­правлено на создание условий для стимулирования речевой активно­сти детей с ОНР на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в различных формах (индивидуальная и групповая коррекционно-логопедическая работа). Переход к групповой форме рабо­ты осуществляется по мере формирования у детей коммуникативных навыков и устойчивой речевой активности.

Большое значение для коррекции речи имеет создание речевой сре­ды, обеспечивающей формирование способности взаимодействовать, активно вступать в контакт с окружающими. Логопед создает условия для общения детей со взрослыми, друг с другом с целью преодоления чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха; стимулирует, поддерживает, поощряет их речевую активность, желание общаться с помощью слова. Логопедические занятия не должны быть построены по типу тренинга в простом повторении слов, а предусматривать разви­тие предметной деятельности с последующим формированием у ре­бенка желания поделиться результатами своей работы.

На всех логопедических занятиях формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности. Формирование речи осуществляется во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления, т. е. развиваются когнитивные предпосылки рече­вой деятельности.

Одной из важных задач обучения детей на первой ступени является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, диф­ференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обоб­щений

Наши рекомендации