Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений

Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических фи­гур и форм предметов. Освоение новых объемных и плоскостных фигур и форм предметов (овал, прямоугольник, овальный, прямоугольный). Их различение в процессе сопоставления, сравнения. Совершенствование стереогноза. Обозначение форм геометрических фигур и предметов словом.

Закрепление усвоенных величин и измерений предметов. Сравне­ние предметов по величине и измерениям (5-7 предметов). Обозначе­ние величины и измерений словом. Закрепление основных цветов. Освоение новых цветов (розовый, голубой, коричневый, оранжевый). Различение предметов по цвету. Обозначение цвета предмета словом.

Выделение одновременно двух (затем трех) свойств фигур, предме­тов (форма и цвет, форма и величина, величина и цвет, форма - цвет -величина)

Обучение определению пространственных отношений (вверху, вни­зу, справа, слева, впереди, сзади). Выделение ведущей руки и ориенти­ровка в схеме собственного тела. Обучение определению расположе­ния предмета по отношению к себе, ориентировке на плоскости.

Совершенствование умения слышать и ориентироваться в звуках окружающего мира, различать звуки по силе и высоте.

Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (запо­минание и воспроизведение последовательности и количества предметов (5-6), картинок, геометрических фигур, различных по цвету, величине и форме, запоминание и воспроизведение ряда неречевых звуков (3-4), слов (4-6), объединенных по тематическому принципу и случайных.

Оборудование и материалы:

игрушки (образные: кошка, собака, мышка, петушок, мячи разного размера и цвета, кукла и т. д.; звучащие: погремушка, бубен, дудочка, барабан, колокольчик; сборно-разборные: пирамида, матрешки 4-6 со­ставные, кубики); картинки с изображением различных предметов и игрушек, кото­рые дети используют в своих играх;

наборы геометрических фигур основных цветов и формы (объем­ных и плоскостных);

коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами

геометрических форм

рамки Монтессори с вкладышами;

мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зеленых, 2 красных, 2 синих, 2 белых, 2 черных, 2

желтых;

рисунки с лабиринтами, указка или карандаш;

ленточки разных цветов и размеров (длинные: 25хЗсм, короткие: 12хЗсм, широкие: 8х25см, узкие: 2х25см);

коробки с крышками разных форм, коробки разного размера с от­верстиями, игрушечные зверюшки различного размера, экран, лист бу­маги и детали аппликаций и т. д.

Примерный перечень игр:

«Телефон», «Зверюшки на дорожках», «Спрячь игрушку», «Мас­терская форм», «Обед для матрешек», «Цветные дома», «Что досталось тебе, дружок?», «Собери букет», «Цветик-семицветик», «Найди клад», «Кто внимательный», «Положи верно», «Картина», «Найди и назови», «Чья это конура?», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «О чем говорит улица?», «Колокол-колокольчик», «Угадай-ка» (сколько раз позвала курица - столько раз пропищали цыплята);

«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Расставь по местам», «Прят­ки с игрушками», «Что за чем звучало?», «Кто за кем пришел?» и т. д. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.

Совершенствование двигательной сферы детей. Обучение точному выполнению двигательной программы, развитие основных качеств дви­жения: объема, точности, темпа, активности, координации (при опре­делении содержания работы по развитию общей моторики на логопе­дических занятиях логопед исходит из программных требований раз­дела «Физическое воспитание»).

Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции). Обучение организации двигательных им­пульсов, направленных к определенным группам мышц. Уточнение со­става двигательного акта. Формирование кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук (на­пример, «Пчела», «Лодочка» и т. д.).

Совершенствование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.

Обучение объединению, обобщению последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, се­рийно организованные двигательные навыки (например, «шнуровка», складывание фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховка и т. д.)

Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правиль­ного звукопроизношения с помощью специальных методов.

Формирование кинестетической основы артикуляторных движе­ний. Развитие двигательно-кинестетической обратной связи посред­ством уточнения положения различных артикуляторных органов во время артикулирования правильно произносимых звуков.

Формирование нормативных артикуляторных укладов звуков в процессе нахождения и удержания необходимой артикуляторной позы (специальные комплексы артикуляторной гимнастики).

Формирование кинетической основы артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений (специальные комплексы артикуляторной гимнастики).

Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции (зажмуривание глаз, надувание щек, поднима­ние и нахмуривание бровей).

Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа (осуществляется преимущественно в работе с детьми, страда­ющими дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и рас­пределения нарушений мышечного тонуса).

Оборудование и материалы:

мячи, флажки, обручи, бубен, шнур, контуры-следы, изображаю­щие камешки, следы ног; кубики, мозаика, пирамидки, матрешки, на­стольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, карандаши, коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус; шнурки и пластиковые карточки (различной формы) с отверстия­ми для шнуровки; куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний; рукавички и перчатки с изображениями мо­рдочек животных; игрушки; зеркало (большое настенное и индивиду­альные), кольца для игры «Серсо».

Примерный перечень игр:

«Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем», «Подбрось-поймай», «По узенькой дорожке», «На одной ножке вдоль дорожки», «Лошадки», «Серсо», «Пчела», «Лодочка», «Ладони на столе», «Паль­чики здороваются», «Человечек», «Солнечные лучи», «Пассажиры в автобусе», «Замок», «Паук», «Дружба», «Флажок», «Птички», «Двое разговаривают», «Ежик», «Кот», «Волк», «В гости», «Домик», «Зай­цы», «Ловкие пальцы», специальные игровые комплексы артикулятор­ной гимнастики (для различных фонетических групп звуков).

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравне­ния, обобщения, классификации

Развитие произвольности (умения слушать, понимать и четко вы­полнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом,

использовать образец).

Обучение решению задач не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления о предметах.

Формирование базы для становления словесно-логического мышления и выделение круга понятий за рамки непосредственного детского опыта.

Развитие основных компонентов мыслительной деятельности (ин­тереса к заданию, положительного эмоционального состояния в тече­ние всего занятия, достаточного фонда действенных знаний для реше­ния поставленных задач, навыка самоконтроля и т. д.).

Развитие операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, клас­сификации (формирование умения выражать результат словом), спо­собности устанавливать закономерности на основе зрительного и мы­слительного анализа (например, составление 4-х-6-тисоставной мат­решки путем примеривания и зрительного соотнесения, конструктор, исключение неподходящей картинки и т. д.). Формирование наглядно-образных представлений, обучение воссозданию целого на основе зри­тельного соотнесения частей (например, составление целого из частей, «Дорисуй» и т. п.) Развитие способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости, делать обобщения (например, «Последовательные картинки, «Времена года» и т. п.), со­ставлять рассказ по серии последовательных картинок, вербально обо­сновать свое решение. Обучение пониманию и выявлению иносказа­тельного смысла загадок с использованием наглядной опоры. Форми­рование способности к активной поисковой деятельности.

Оборудование и материалы:

матрешки 4-х-6-тисоставные, конструктор, полоски из плотной бу­маги красного и белого цветов по 8 полосок размером 10хЗсм, счетные

палочки, доски Сегена, 4 картинки с изображением времен года и 12 картинок с изображением различных предметов, относящихся к опре­деленному времени года (по 3 на каждое время года), разрезные кар­тинки (с изображением знакомых предметов, разрезанных по диагона­ли на 4 части), карточки с изображением квадрата, круга, треугольни­ка, овала, прямоугольника и частей, из которых они могут быть состав­лены; 4 картинки с изображением последовательных действий с понят­ным (явным) сюжетом, карточки с изображением различных орнамен­тов, содержащих пробел, и соответствующие карточки-вкладыши; пред­метные картинки (по различным тематическим группам), сюжетные картинки, рисунки с изображением точек (разное количество и про­странственное расположение), карточки с изображением 3-х квадра­тов, в каждом по 4 фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма), рисунки с контурным изображени­ем предметов, плоскостные геометрические формы, грибы с шляпками разного цвета, корзиночки, образные игрушки, строительный матери­ал, игрушечная мебель, посуда, одежда, флажки, листья разной формы и цвета, карточки с изображением разных форм и цвета, игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета, загадки (с картинками-отгад­ками).

Примерный перечень игр:

«Заборчик», «Времена года», «Составь картинки», «Последовательные картинки», «Почини коврик», «Неподходящая картинка», «Найди такое же количество точек», «Назови одним словом», «Сравни, чем похожи», «Сравни, чем отличаются», «Разложи и назови», «Что нарисовано», «По грибы», «Кто где живет», «Кому что дать», «Принеси такие же» и т. п.

Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодей­ствия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур

Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции (до 5-ти ритмических сигналов, например, //; ///; ////).

Обучение восприятию и оценке неакцентированных ритмических структур, разделенных длинными и короткими паузами, и их воспро­изведению по образцу и по словесной инструкции (например, ////;///)

Оборудование и материалы:

деревянные ложки, музыкальные игрушки: погремушки, бубен, ко­локольчик, барабан и т. д.; мяч, счетные палочки.

Примерный перечень игр:

«Дятел», «Телеграфист», «Азбука Морзе», «Ритмическое эхо».

Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в ра­боте с детьми, страдающими дизартрией)

Обучение распознаванию звуков речи, развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухово­го образа звука). Формирование навыка аудирования (направленного восприятия звучания речи). Обучение умению правильно слушать и слышать речевой материал. Создание благоприятных условий для по­следующего формирования фонематических функций.

Оборудование и материалы:

слоговые таблицы А. С. Штерн и Н. Б. Покровского (включающие слоги типа СГ (согласный - гласный), ГС (гласный - согласный), СГС (согласный - гласный - согласный), ССГ (согласный - согласный -гласный), СГСС (согласный - гласный - согласный - согласный).

Примерный перечень игр:

«Телефон», «Эхо», «Волшебная страна», «Повтори, как я», «Не оши­бись», «Дразнилки» и т. п.

Содержание коррекционного обучения основного этапа

Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм сло­воизменения и словообразовательных моделей, различных типов син­таксических конструкций.

Расширение объема и уточнение предметного, глагольного и адъек­тивного словаря импрессивной речи параллельно с расширением пред­ставлений об окружающей действительности и формированием позна­вательной деятельности.

Усвоение бытового словаря (названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, действий, совершаемых с ними и т. д.); природоведческого словаря (названия явлений неживой приро­ды, растений, животных и т. д.); эмоционально-оценочной лексики; лек­сики, обозначающей время, пространство, количество.

Совершенствование понимания вопросов косвенных падежей су­ществительных.

Дифференциация в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского, женского и среднего рода («Покажи, где гриб, где грибы», «Покажи, где слива, где сливы», «Покажи, где окно, где окна», «Покажи, где зеркало, где зеркала»).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме ед. и мн. числа прошедшего времени («Покажи, кто шел, кто шли», «Покажи, кто рисовал, кто рисовали» и т. п.) Обучение пониманию значения гла­голов совершенного и несовершенного вида («Покажи, где малыш ри­сует ракету, где малыш нарисовал ракету», «Покажи, где девочка поли­вает цветы, где девочка полила цветы» и т. д.).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего вре­мени по родам: мужской, женский и средний род («Покажи, кто спал?» (мальчик), «Покажи, кто спала?» (девочка), «Покажи, кто спало?» (животное), «Покажи, кто упал?» (дедушка), «Покажи, кто Упала?» (бабушка), «Покажи, что упало?» (дерево).

Дифференциация в импрессивной речи грамматических форм при­лагательных («Покажи, про что можно сказать большой (большая, боль­шое, большие)?», «Покажи, про что можно сказать голубой (голубая, голубое, голубые)?» и т. п.)

Совершенствование понимания предложных конструкций с пред­логами в, из, на, под, за,у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за(по картинкам).

Обучение различению предлогов в - из, над - под, к - от, на - с.

Совершенствование навыков понимания значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-). Формирование понимания значения менее продуктивных суф­фиксов (-оньк-, -еньк-, -онок-, -енок-, -ышек-, -ышк-, -ушк-, -ишк-):«Покажи, где бочка, где бочонок?», «Покажи, где воробей, где воробы­шек?», «Покажи, где зерно, где зернышко?» и т. д.

Формирование понимания значения приставок: в-, вы-, при-, на- и их различения (в - вы-, на - вы-, вы - при-): «Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома?», «Покажи, где мама наливает воду, а где выливает?», «Покажи, где девочка выбежала из дома, а где прибежала домой?» и т. д.

Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной кар­тинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).

Формирование предметного, предикативного и адъективного сло­варя экспрессивной речи

Расширение объема словаря экспрессивной речи, уточнение значе­ния слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств.

Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе раз­личения и обобщения предметов по существенным признакам; слов, вы­ражающих видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрук­ты, посуда, игрушки и т. д.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Закрепление в словаре экспрессивной речи числи­тельных один, два, три и введение в словарь числительных четыре, пять.

Формирование ономасиологического (обращается внимание на на­звания объектов: Как называется это?) и семасиологического аспектов лексического строя экспрессивной речи (обращается внимание на се­мантику слова: Что значит это слово?).

Уточнение представлений и предметной соотнесенности слова на основе сравнения, различения, обобщения.

Обучение умению осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи

Совершенствование навыков употребления форм ед. и мн. числа существительных мужского и женского рода в им. падеже с окончани­ем -ы (шар - шары), -и (кошка - кошки), -а (дом - дома). Обучение употреблению форм ед. и мн. числа среднего рода в им. падеже с окон­чанием -а (зеркало - зеркала, окно - окна).

Совершенствование навыков изменения существительных мужского и женского рода ед. числа по падежам (без предлогов). Обучение изме­нению существительных мужского и женского рода ед. числа по паде­жам с предлогами. Обучение изменению существительных среднего рода ед. числа по падежам (без предлогов, например: «В домике дя­дюшки Тыквы нет чего? (окна)» и с предлогами, например: «От чего отъехала машина? (от дерева)», «Где растет гриб? (под деревом)», «На чем растут листья? (на дереве)» и т. п.)

Обучение изменению одушевленных и неодушевленных существи­тельных мужского, женского рода и существительных среднего рода множественного числа по падежам.

Обучение правильному употреблению несклоняемых существитель­ных (пальто, кино, лото, домино, какао и т. п.)

Совершенствование навыков употребления глаголов в форме пове­лительного наклонения 2 лица ед. числа настоящего времени, глаголов в форме изъявительного наклонения 3 лица ед. и мн. числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени.

Обучение правильному употреблению глаголов совершенного и не­совершенного вида (например: рисовал - нарисовал) Совершенствование навыков согласования прилагательных с суще­ствительными мужского и женского рода ед. числа в именительном и косвенных падежах. Обучение согласованию прилагательных с суще­ствительными мужского и женского рода мн. числа в именительном и косвенных падежах (например, голубые шары, голубых шаров и т. д.). Обучение согласованию прилагательных с существительными средне­го рода ед. и мн. числа в именительном и косвенных падежах (напри­мер, большое окно, больших окон и т. д.).

Обучение правильному употреблению словосочетаний: количе­ственное числительное (два и пять) и существительное (два шара, пять шаров; две пчелы, пять пчел; два окна, пять окон; два пера, пять перьев).

Совершенствование навыков правильного употребления предложных конструкций с предлогами: в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-заи навыка различения предлогов: в - из, над - под, к — от, на - с.

Совершенствование навыков употребления словообразовательных моделей:

- существительных, образованных с помощью продуктивных и ме­нее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -онок-, -енок-, -ышек-, -ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк-),

- звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, петух кукарекает, курица кудахчет),

- глаголов, образованных от существительных (отыменное образо­вание глаголов: мыло -мылит, краска -красит, учитель -учит, стро­итель - строит и т. п.),

- глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-),

- притяжательных прилагательных, образованных с помощью про­дуктивного суффикса: -ин- ( например, мамина кофта, папина газета и т. п.), и с помощью менее продуктивного суффикса: -ий- (без чередова­ния), например, лисий, рыбий и т. п.,

- относительных прилагательных с суффиксами: -ов,-ев, -н, -ан, -енн-(например, шерстяной, банановый, грушевый, соломенный, железный).

Совершенствование навыка самостоятельного употребления от­работанных грамматических форм словоизменения и словообразова­тельных моделей.

Наши рекомендации