Создание здоровой атмосферы и благоприятных условий работы.

Другим ключевым фактором в первичной профилактике являет­ся создание такого благоприятного организационного микроклимата в котором стресс рассматривается как одна из особенностей современ­ных производственных реалий, а не как признак слабости или неком­петентности. Психические расстройства беспристрастны – они могут настичь каждого, вне зависимости от возраста, социального статуса или характера работы. Поэтому не стоит стыдиться признаваться в психологических трудностях, с которыми сталкивается тот или иной работник.

Организациям следует предпринимать адекватные меры и не допускать, чтобы на сотрудников, имеющих эмоциональные про­блемы, ложилось клеймо позора, как это часто случается; следует оказывать персоналу максимально возможную поддержку (Купер и Вильямс). Некоторые из возможных способов реализации такого подхода включают:

информирование сотрудников о существующих источниках поддержки и оказание консультативной помощи в рамках самой ор­ганизации, например, по вопросам гигиены труда;

включение вопросов самостоятельного повышения квали­фикации в систему оценки деятельности работника;

расширение и совершенствование у административного и руководящего состава навыков работы с людьми, выработка благо­желательности и умений тактично разрешать проблемы подчинен­ных им сотрудников.

Крайне важно, чтобы высшее руководство и профсоюзы про­являли подлинный интерес к проблемам стресса и психогигиены труда. Это может потребовать большей открытости и отказа от вну­триорганизационных норм, которые, по существу, способствуют возникновению стресса у сотрудников (например, нормы, которые поощряют сверхурочную работу, порождающие чувство вины, если сотрудник уходит с работы «вовремя»). Организации, где удалось создать благоприятный организационный микроклимат, также долж­ны проявлять бдительность в смысле предвидения дополнительных или новых стрессов, которые могут возникнуть в результате про­водимых перемен. Например, реструктуризация, внедрение новой технологии потребуют принятия соответствующих мер, таких как программы повышения квалификации или более широкое участие самих сотрудников. Постоянная связь и более широкое участие со­трудников в мероприятиях играют ключевую роль в снижении стрес­са в процессе организационных изменений.

Вторичная профилактика. Меры, подпадающие под эту кате­горию, обычно направлены на профессиональную подготовку и по­вышение образовательного уровня, а также включают в себя разъ­яснительную работу и программы повышения профессиональной квалификации.

Общеобразовательные курсы по проблемам стресса и анти­стрессовой терапии весьма полезны, с точки зрения оказания помо­щи работникам в распознавании симптомов стресса как у себя, так и у других, а также расширения и развития умений и навыков психо­логической адаптации и сопротивляемости стрессу.

Форма и содержание такой подготовки могут быть весьма раз­нообразными, однако, она часто включает в себя изучение простей­ших методик релаксации, консультации по образу и планированию жизни, основные правила временного планирования, уверенность в себе и навыки решения жизненных проблем. Целью таких про­грамм является оказание помощи сотрудникам в анализе психологи­ческих последствий стресса и выработке личного плана по преодо­лению этих последствий (Купер).

Подобные программы могут быть полезны для всех должност­ных категорий персонала и наиболее важны для подготовки руково­дителей, которые должны уметь распознать стресс у своих подчи­ненных и отдавать себе отчет в стиле руководства и его воздействии на подчиненных. Это может быть весьма полезно, если такая работа проводится во время анализа стрессов на рабочем месте.

Наши рекомендации