ГЛАВА 3. Дифференциально-психофизиологический подход к изучению профессиональной деятельности
«Известны многочисленные факты, — пишет К. М. Гуревич (1970, с. 6), — когда человек, искренне желающий трудиться в определенной области и получивший нужную подготовку, тем не менее терпит провал. Такие случаи особенно часты в сфере искусства». От себя добавлю — и спорта, очевидно, вследствие чрезвычайно высоких требований, которые предъявляют эти виды деятельности к человеку и уровню его достижений. Однако провалы встречаются и у выбравших другие профессии, особенно относящиеся к типу «человек — человек» (например у педагогов), или у людей, решивших заняться творчеством (ученых, художников и т. д.). Нередко дело не столько в профессиональной предназначенности человека (хотя склонность к определенному роду занятий вряд ли стоит игнорировать), сколько в пренебрежении его индивидуальными и типологическими особенностями, что мешает полному раскрытию возможностей субъекта — с одной стороны, и адаптации к деятельности — с другой.
Типологические различия не могут играть роли не только при приеме на производство, но и при приеме учащихся в профессиональные школы. Они играют существенную роль лишь в организации обучения.
Мерлин В. С, 1973. С. 151.
Требования того или иного вида профессиональной деятельности к способностям человека приводят к тому, что остаются работать в течение нескольких десятилетий в данной профессии только лица с определенными типологическими особенностями нервной системы, отвечающими характеру деятельности. Например, в одной из типографий нами было выявлено, что у всех корректоров со стажем больше 10 лет имелась сильная нервная система, способствующая высокой концентрации и устойчивости внимания. На другом конвейерном производстве у всех работниц с большим стажем была выявлена инертность нервных процессов, способствующая монотоноустойчивости. Происходит, очевидно, естественный отбор тех, кто наиболее подходит под требования данного вида труда.
Роль естественного отбора (или, скорее, подбора) с учетом типологических особенностей свойств нервной системы заметна и в данных, полученных Л. А. Ле-пиховой и Т. Ф. Цыгульской (1982). Ими выявлено, что у 48% учителей слабая нервная система и лишь у 8% — сильная. У студентов музыкально-педагогического факультета педагогического института «крен» в сторону слабости нервной системы выражен еще больше (84,4%). Зато у курсантов морского училища лиц со слабой нервной системой оказалось только 24%. Остальные имели сильную и среднюю по силе нервную систему.
Сопоставление типологических особенностей свойств нервной системы, предпринятое А. К. Дроздовским, показало как сходство, так и существенные различия между представителями некоторых профессий (табл. 3.1 и 3.2).
Таблица 3.1
Количество лиц с различными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы среди представителей различных профессий (%)
№ | Профессиональная деятельность | № | Сила нервной системы | Подвижность возбуждения | Подвижность торможения | Внешний баланс | Внутренний баланс | ||||||
% | Д | % | Д | % | Д | % | Д | % | Д | ||||
Педагоги-предметники | + | 55,4 | 10,8 | 23,1 | 47,7 | 64,6 | 37,0 | 64,6 | 37,0 | ||||
- | 44,6 | 76,9 | 53,8 | 52,3 | 4,6 | 27,6 | 27,6 | ||||||
Воспитатели приютов, детских домов | + | 67,6 | 35,2 | 29,7 | 56,8 | 13,6 | 51,4 | 43,3 | 48,7 | 2,8 | |||
- | 32,4 | 70,3 | 40,6 | 43,2 | 8,1 | 45,9 | |||||||
Психологи-практики (ППМС-центры) | + | 54,5 | 9,0 | 36,4 | 48,5 | 51,5 | 39,4 | 48,5 | 18,2 | ||||
- | 45,5 | 63,6 | 27,2 | 51,5 | 3,0 | 12,1 | 30,3 | ||||||
Психологи — студенты дневного отделения | + | 32,5 | 35,0 | 48,0 | 53,7 | 17,9 | 59,3 | 37,3 | |||||
- | 67,5 | 35,0 | 65,0 | 30,0 | 52,0 | 4,0 | 35,8 | 22,0 | |||||
Психологи — студенты заочного отделения | + | 56,8 | 13,6 | 32,9 | 46,6 | 58,9 | 30,1 | 43,2 | 7,6 | ||||
- | 43,2 | 67,1 | 34,2 | 53,4 | 6,8 | 28,8 | 35,6 | ||||||
Врачи-стоматологи | + | 62,5 | 25,0 | 16,7 | 33,3 | 33,3 | 54,2 | 25,0 | |||||
- | 37,5 | 83,3 | 66,6 | 66,7 | 33,4 | 33,3 | 29,2 | ||||||
Медсестры | + | 65,5 | 31,0 | 20,7 | 41,4 | 44,8 | 13,8 | 41,4 | |||||
- | 34,5 | 79,3 | 58,6 | 58,6 | 17,2 | 31,0 | 41,4 | ||||||
Спецназ | + | 81,0 | 62,0 | 19,0 | 42,9 | 85,7 | 80,9 | 71,4 | 61,9 | ||||
- | 19,0 | 81,0 | 62,0 | 57,1 | 14,2 | 4,8 | 9,5 |
Примечание: строчки со знаком «+» обозначают высокое проявление данного свойства, а строчки со знаком «-» — низкое проявление данного свойства. Знак «Д» (дельта) показывает разность между процентом лиц с высоким и низким проявлением свойства, она учитывается при высчитывании среднегрупповых величин типологических комплексов монотоноустойчивости, решительности, смелости, терпеливости (табл. 3.2).
Из представленных в таблице данных видно, что спецназовцы сильно выделяются среди представителей других профессий по количеству лиц с сильной нервной системой (81%). Выделяются этой же особенностью работники стоматологических поликлиник (врачи, медсестры) и воспитатели приютов и детских домов, деятельность которых тоже нередко проходит в экстремальных ситуациях и требует, как говорят в народе, «крепких нервов». Спецназовцы отличаются также высоким процентом лиц с преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу.
Таблица 3.2
Прогностическая выраженность личностных свойств у представителей различных профессий (в среднегрупповых величинах, баллы)
№ | Профессиональная деятельность | № | Монотоно-устойчивость | Решительность | Смелость | Упорство, терпеливость | ||||
I | ранг | Z | ранг | I | ранг | X | ранг | |||
Педагоги-предметники | 47,6 | 143,2 | 52,4 | 69,2 | ||||||
Воспитатели приютов, детских домов | -49,0 | 54,3 | 64,9 | 21,7 | ||||||
Психологи-практики (ППМС центры) | 0,0 | 36,4 | 51,4 | 18,0 | ||||||
Психологи — студенты дневного отделения | 88,4 | -13,8 | -13,1 | 18,4 | ||||||
Психологи — студенты заочного отделения | 4,9 | 10,3 | 50,5 | 32,1 | ||||||
Врачи-стоматологи | 100,0 | -50,0 | 58,4 | 150,0 | ||||||
Медсестры | 31,0 | -31,0 | 62,0 | 93,0 | ||||||
Спецназ | -4,8 | 128,6 | 157,1 | 119,0 |
Примечание: знак «-» перед цифрами, обозначающими выраженность типологического комплекса, способствующего проявлению данной личностной особенности, означает, что в данной профессиональной группе имеется такой типологический комплекс, который препятствует проявлению этой личностной особенности. Чем больше величина положительного типологического комплекса, тем больше выражена данная личностная особенность.
Как видно из данных табл. 3.2, наибольшей монотоноустойчивостью, исходя из имеющихся типологических особенностей проявления свойств нервной системы, должны обладать врачи-стоматологи, а волевыми проявлениями (решительностью, смелостью, упорством) — спецназовцы. Решительность характерна и для учителей-предметников, а упорство и терпеливость — для врачей и медсестер стоматологов.