Психофизиологический подход к изучению мыслительной деятельности.

Мышление – познавательная (когнитивная) деятельность, при которой субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Мышление как проявление сложной психическо й активности является предметом комлпексных, междисциплинарных ислледлований.

Понятие – одна из логических форм мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства и отношения вещей и явлений. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Лурия (1967) предложил 4 этапа мыслительной деятельности:

1. Изучение условий задачи

2. Создание общего плана предполагаемого действия

3. Выбор тактики её решения

4. Сопоставление найденного решения с исходными данными.

Имеется немало эмпирических исследований, которые посвящены изучению этой проблемы. Они образуют два относительно независимых подхода.

1. Первый подход. Регистрация физиологических показателей в ходе умственной деятельности. Исследователи меняют условия задачи, и получают изменения физиологической активности, тем самым выделяя физиологические корреляты мыслительной деятельности. Первый подход проследить, каким образом перестраивается физиологическая активность по ходу решения. Моделирование умственных задач позволяет выделять новые варианты изменения физиологических показателей и делать обобщения относительно соответствующих физиологических механизмов.

Сложность заключается в том, чтобы, во-первых, разработать информативные модели мыслительной деятельности (задания), и, во-вторых, подобрать адекватные методы и показатели, позволяющие в полном объеме охарактеризовать деятельность физиологических систем — потенциальных «кандидатов» на участие в обеспечении процесса решения задачи.

Очевидно, что моделирование не может охватить все сферы мыслительной деятельности человека, и в этом заключается ограниченность первого подхода.

2. Второй подход исходит из того, что присущие человеку способы познавательной деятельности находят закономерное отражение в физиологических показателях, в результате те приобретают устойчивые индивидуальные особенности. По этой логике, главное — найти те показатели, которые статистически достоверно связаны с успешностью познавательной деятельности, например, коэффициентом интеллекта, причем физиологические показатели в этом случае получают независимо от психометрических.

При втором походе такого ограничения нет, поскольку во главу угла ставится сопоставление индивидуально-специфических устойчивых физиологических и психологических показателей. Предполагается, что индивидуальный опыт мыслительной деятельности отражается в тех и других. Однако эта логика не позволяет исследовать психофизиологию процесса решения задач, хотя по результатам сопоставления и выдвигаются некоторые предположения относительно того, что способствует его успешной организации.

Мыслительная деятельность в основном изучается при помощи ЭЭГ, вызванных потенциалов, вживления электродов, измерения скорости локального мозгового кровотока и др.

ЭЭГ позволило выделить специализацию областей мозга в процессе мышления. Височно-теменная область коры представляет мозговой субстрат образного мышления, а лобные отделы коры связаны с абстрактно-вербальным мышлением

Нейронные механизмы памяти.

С развитием микроэлектродной техники появилась возможность изучения электрофизиологических процессов, лежащих в основе памяти на уровне нервной клетки.

Наиболее эффективным оказался метод внутриклеточного отведения электрической активности отдельного нейрона. С его помощью можно анализировать роль синаптических процессов в изменении активности нейрона. В частности, на этой основе были установлены нейронные механизмы простой формы обучения — привыкания

Изучение нейронных основ памяти сопряжено с поиском структур, нейроны которых обнаруживают пластические изменения при обучении. Экспериментальным путем такие нейроны обнаружены у животных в гиппокампе, ретикулярной формации и некоторых зонах коры.

Исследования М.Н. Ливанова и С.Р. Раевой показали, что активация оперативной памяти у человека сопровождается изменением активности нейронов многих структур мозга. При применении тестов на оперативную и непроизвольную память были обнаружены «пусковые» нейроны, расположенные в головке хвостатого ядра и передней части зрительного бугра, которые отвечали лишь на речевые команды типа: «запомните», «повторите».

По его представлениям Е. Н. Соколова, информация закодирована в нейронных структурах мозга в виде особых векторов памяти, которые создаются набором постсинаптических локусов на теле нейрона-детектора, имеющих разную электрическую проводимость. Этот вектор определяется как единица структурного кода памяти. Вектор восприятия состоит из набора постсинаптических потенциалов разнообразной амплитуды. Размерности всех векторов восприятия и всех векторов памяти одинаковы. Если узор потенциалов полностью совпадает с узором проводимостей, то это соответствует идентификации воспринимаемого сигнала.

Наши рекомендации