Психофизиологический подход к интеллекту

В психологии существует много подходов к анализу природы интеллекта. Все они в какой-то мере верны, ведь мозг это целостная система, и на разных уровнях есть факторы, определяющие развитость интеллекта.

В психофизиологии интеллект – биологическое образование, а индивидуальные различия в интеллекте объясняются действием физиологических факторов и влиянием генотипа.

Три аспекта интеллекта по Г. Айзенку:

1. Биологический. (Интеллект А) Генетически детерминированная биологическая база когнитивного функционирования и всех его индивидуальны рахличий. Связан с деятельностью коры больших полушарий.

2. Психометрический. Измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интеллекта, так и от социокультурных факторов.

3. Социальный.(Интеллект Б) Представляет собой интеллектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометрического интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социо-экономического статуса. Очевидно, что интеллект Б гораздо шире, чем интеллект А и включает его в себя.

Концепция Айзенка в значительной степени опирается на труды предшественников.

Ф Гальтон же в свою очередь рассматривал интеллект как биологическое образование, которое нужно измерять с помощью физиологических индикаторов. Экспериментальное воплощение эти идеи нашли в целом ряде работ, в которых в качестве коррелята интеллекта и частично способа его измерения предлагалось рассматривать время выполнения простых заданий. Т.е. насколько быстро индивид может обрабатывать информацию, причем независимо от приобретенных знаний и навыков. Времени как фактору, обеспечивающему эффективность умственной деятельности, и в настоящее время придается довольно большое значение.

Понятие психической скорости, или скорости выполнения умственных действий, приобретает роль фактора, объясняющего происхождение индивидуальных различий в познавательной деятельности и показателях интеллекта. Действительно, неоднократно показано, что показатель интеллекта связан с временем реакции, взятом в разных вариантах оценки, отрицательной корреляцией, составляющей в среднем — 0,3.

Нейрональная эффективность. Наряду с этим, в психофизиологии существует специальное направление — хронометрии процессов переработки информации, в котором одним из главных показателей служат латентности компонентов ВП, интерпретируемые как маркеры времени выполнения отдельных когнитивных операций. Существует целый ряд исследований взаимосвязи показателей ВП и интеллекта.

В этом контексте была сформулирована гипотеза нейрональной эффективности, которая предполагает, что «биологически эффективные» индивиды обрабатывают информацию быстрее, поэтому они должны иметь более короткие временные параметры (латентности) компонентов ВП.

Концепция А. и Д. Хендриксонова. В основе индивидуальных различий лежат различия в особенностях синаптической передачи и формирования энграмм памяти. Предполагается, что при обработке информации на уровне синапсов в коре мозга могут возникать ошибки. Чем больше число таких ошибок продуцирует индивид, тем ниже показатели его интеллекта. Они проявляются в индивидуальных особенностях конфигурации ВП. Индивиды, безошибочно обрабатывающие информацию, должны продуцировать высокоамплитудные и имеющие сложную форму ВП.

Топографические факторы. 2 особенности:

1. Морфологические и функциональные особенности отдельных структур мозга, которые связаны с высокими умственными достижениями. Индивидуальным особенностям психической деятельности сопутствуют определенные соотношения в развитии различных областей мозга. Больше размеры нейронов в так называемом рецептивном слое коры, более развитые лобные доли (в том числе и глиальные клетки лобных долей) свидетельствуют о высоком интеллекте.

2. Второй касается особенностей взаимодействия между структурами мозга, при которых возможна высокоэффективная умственная деятельность. Аналитическая, знаково опосредованная стратегия познания характерна для работы левого полушария, синтетическая, образно опосредованная — для правого. Степень выраженности полушарий могут служить физиологическим условием высоких достижений в решении задач разного типа (вербально-логических или пространственных).

Исходно предполагалось, что условием высокого интеллекта является преимущество левого полушария, но сейчас пришли к выводу что правое тоже является показателем, т.к. на нем лежат функции одновременно обдумывать разные вопросы, привлекать больше ресурсов для решения

Соотношение нейронного и топографического уровней. в работе мозга следует выделять два уровня, или типа, систем:

1. Микросистемный. Представлен параметрами функционирования нейронов (принципами кодирования информации в нейронных сетях) и особенностями распространения нервных импульсов (скоростью и точностью передачи информации).

2. Макросистемный. Второй отражает морфофункциональные особенности и значение отдельных структур мозга, а также их пространственно-временную организацию (хронотоп) в обеспечении эффективной умственной деятельности.

  1. Организация двигательных систем

Существует 2 вида двигательных функций: поддержание положения тела и собственно движения.

В двигательной системы основной поток информации берет начало от двигательной зоны коры больших полушарий к перефирии, но при этом контролируется степень сокращений мышц (афферентная информация). Значение афферентных систем было впервые показано Ч. Шеррингтоном. Он оказал на существование сенсорных обратных связей, которые регулируют активность мотонейрона и ввел термин «проприорецепция».

Основной структурой, управляющией движениями, является моторная кора (прецентральная извилина). В её работе используется два принципа управления: контроль через петли обратной связи и через механизм программирования. К ней сходятся сигналы сенсомоторной, зрительной и других отделов коры, которые используются для контроля и коррекции движений. Кроме того, к моторной коре приходят сигналы, связанные с программированием движений из передних отделов.

Для инициации двигательного акта необходима актуализация моторных программ, которые могут быть врожденными или приобретенными.

При выполнении заученного движения активации нейронов моторной коры предшествует активность нейронов мозжечка, а так же сигналы от базальных ганглиев, ответственных за хранение двигательных программ врожденного поведения.

Согласно гипотезе П. Робертсона, актуализация моторных программ происходит через активацию командных нейронов. Они могут активизироваться или затормаживаться.

Наши рекомендации