Вопрос. Психофизиологическая характеристика мыслительной деятельности. Психофизиологический подход к оценке интеллекта человека. Расстройства мышления.

Функциональная система как модель мыслительной деятельности. Так, направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез позволяет выбрать зону поиска решения проблемы. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее подходящей модели. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются конкретные цели действия. Выполнение конкретного мыслительного действия эквивалентно этапу осуществления реального действия

Эмпирические подходы к изучению мышления в психофизиологии. Первый из них можно условно обозначить как «моделирующий», второй как «дифференциально-диагностический».

В основе первого лежит регистрация физиологических показателей в ситуациях моделирования мыслительной деятельности. Он направлен на выявление динамики этих показателей в процессе решения задач разного типа.

Второй подход, определяемый как дифференциально-диагностический, исходит из того, что присущие человеку способы познавательной деятельности находят закономерное отражение в физиологических показателях, которые в результате этого приобретают устойчивые индивидуальные особенности

Первый подход позволяет изучать процессуальную сторону.

При втором походе во главу угла ставится сопоставление индивидуально-специфических показателей.

Нейронные корреляты мышления.Предполагается, что должно существовать соответствие между временем переработки информации в мозге и временем реализации мыслительных процессов. По этому признаку наиболее подходящим объектом изучения является импульсная активность нейронов.

Нейронные корреляты мыслительных операций. было установлено, что смысловая значимость стимула может кодироваться частотой разряда нейронов,

Ритмы ЭЭГ и мышление.Установлено, что при умственной деятельности происходит перестройка частотно-амплитудных параметров ЭЭГ, охватывающая все основные ритмические диапазоны от дельты до гаммы.

Пространственно-временная организация ЭЭГ и мышление. Известно, что для состояния покоя обычно характерен некоторый средний уровень синхронности и когерентности ЭЭГ, который отражает активное поддержание межзональных связей и тонуса зон коры в покое. При предъявлении заданий эти типичные для покоя межзональные отношения существенно меняются.

Хронометрия мыслительной деятельности Наибольшее значение здесь имеют амплитудно-временные характеристики компонентов ВП и ССП.

Нейрональная активность.В этом контексте была сформулирована гипотеза нейрональной эффективности, которая предполагает, что «биологически эффективные» индивиды обрабатывают информацию быстрее, поэтому они должны иметь более короткие временные параметры (латентности) компонентов ВП.

\Топографические факторы. Роль топографических факторов в обеспечении мышления и интеллекта можно рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах. Первый связан с морфологическими и функциональными особенностями отдельных структур мозга, которые связаны с высокими умственными достижениями. Второй касается особенностей взаимодействия между структурами мозга, при которых возможна высокоэффективная умственная деятельность.

«Жесткие» и «гибкие» звенья.Для характеристики свойств мозгового субстрата мыслительной деятельности Н.П. Бехтеревой Было показано, что в решении одной и той же мыслительной задачи принимают участие как постоянно активирующиеся участки головного мозга (жесткие звенья), так и новые области мозга, названные «гибкими звеньями».

Расстройство мышления:

1. Количественные

А) Нарушение темпа мыслей.

2. Качественные

А) Нарушение связанности мыслей

Б) патологические идеи

В) Нарушение логического строя

1. Количественные:

Тахефрения (ускоренное мышление)

Брадифрения (заторможенное мышление)

Торпидность

Шперрунг (закупорка мысли)

Ментизм

Количественные расстройства:

1. Нарушение связанности процессов мышления:

Разорванность мышления

1.2. Инкогеренция (бессвязность мышления) –Нарушение логического строя:

Резонерство (тангенциальное мышление)

2.2. Обстоятельность (патологическая) –

Паралогическое мышление

Патологические идеи:

Навязчивые идеи

1. Отвлеченные:

1.1. Навязчивый счет (арифмомания)

Навязчивые репродукции

2. Образные:

2.1. Навязчивые страхи.

Навязчивые сомнения

Навязчивые опасения

Навязчивые воспоминания

Навязчивые действия

Идеи реформаторства

Идеи талантливости

3.2.СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ

I) Сверхценные идеи, связанные с переоценкой биологических свойств своей личности:

1) дисморфофобические идеи

2) ипохондрические идеи

3) идеи сексуальной неполноценности

4) идеи самоусовершенствования

II) Сверхценные идеи, связанные с переоценкой психических свойств своей личности:

1) идеи изобретательства

2) идеи реформаторства

3) идеи талантливости

III) Сверхценные идеи, связанные с переоценкой социального фактора:

1) идеи виновности

2) эротические идеи

3) идеи сутяжнечества (кверулянство) \

3.3.БРЕДОВЫЕ ИДЕИ

1) Первичный бред

1. период инкубации

Манифест бреда

Терминальный период

2) Чувственный бред (образный, вторичный)

3) аффективный бред (образный)

Наши рекомендации