Когнитивная сфера психической деятельности
Когнитивная сфера психической деятельности представлена тремя кластерами, которые отражают три основных блока когнитивной обработки информации при встрече с проблемной ситуацией.
Кластер «Структурирование»
Данный кластер содержит шкалы, которые характеризуют процессы структурирования информации при взаимодействии с проблемной ситуацией. Структурирование подразумевает упорядочивание новой информации, установление связей между различными аспектами ситуации и формирование образов на основе определения контуров стимулов. В этом кластере оцениваются следующие характеристики данной деятельности:
– стратегия распределения внимания;
– уровень организационной активности,
– мотивационные аспекты,
– адекватность организационной деятельности,
– параметры аналитико-синтетической деятельности, возможные проявления когнитивной дисфункции, а также влияние личностных и стилевых особенностей на процессы структурирования (обсессивных черт, чрезмерной вигильности (настороженности), склонности к избеганию проблем).
Кластер «Распознавание»
В этом кластере содержатся шкалы, описывающие процессы распознавания различных аспектов проблемной ситуации. Распознавание подразумевает процесс согласования нового образа с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Правильное распознавание и идентификация образа является основой адекватного отражения действительности. У большинства здоровых людей процессы распознавания информации соответствуют ситуационным требованиям и основаны на реальности. Если процессы распознавания и идентификации будут в большей степени испытывать внутренние субъективные влияния, это будет нарушать адекватное отражение действительности. В данном кластере оцениваются следующие характеристики процессов распознавания:
– уровень адекватности распознавания,
– склонность к игнорированию стимульного поля,
– уровень перцептивных искажений,
– уровень распознавания социальных условностей,
– соответствие восприятия общепринятым канонам (конвенциональность),
– уровень нонконформизма при распознавании действительности.
Кластер «Концептуализация»
Концептуализация (смыслообразование) подразумевает образование значений и смыслов при восприятии реальности с последующей организацией их в значимый для субъекта контекст. Смыслообразование составляет основу понимания реальности и является основным компонентом отражения действительности. Данный процесс определяет формирование всех решений индивидуума и служит источником для развития произвольного поведения. Процессы концептуализации включают различные умственные процессы, связанные (главным образом) с мыслительной деятельностью и механизмами принятия решения. Шкалы данного кластера оценивают следующие психологические характеристики:
– концептуальная гибкость,
– уровень непроизвольной мыслительной деятельности и мотивационного напряжения,
– склонность к фантазированию при решении проблем,
– влияние негативных личностных особенностей (пессимизма, чрезмерной вигильности, обсессивности),
– уровень ясности мышления при принятии решения (когерентность, релевантность и логичность),
– адекватность смыслообразования.
Кластер «Эмоциональная сфера»
Данный кластер содержит шкалы, характеризующие эмоциональную активность субъекта при взаимодействии с проблемной ситуацией. Шкалы этого кластера оценивают следующие психологические характеристики:
– склонность к депрессии,
– характер негативных переживаний (чувства беспомощности, вины, неудовлетворенности, одиночества; дисфория),
– наличие эмоционального дистресса,
– склонность к интернализации негативного аффекта,
– уровень реактивности по отношению к эмоциальным стимулам,
– склонность к чрезмерной интеллектуализации,
– склонность к отрицанию негативных эмоций и замене их положительными,
– уровень контроля над эмоциональной экспрессией,
– уровень сложности и комплексности переживаний,
– склонность к пароксизмальному возрастанию сложности переживаний,
– наличие амбивалентности переживаний (одновременное наличие как позитивных, так и негативных эмоций).
Кластер «Самовосприятие»
В данном кластере описываются особенности самовосприятия испытуемого, которые проявляют себя в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие характеристики:
– влияние вигильных и обсессивных особенностей личности,
– уровень и характер самофокусирования,
– склонность к негативному самовосприятию,
– озабоченность состоянием соматического здоровья,
– уровень и характер саморефлексии и интроспекции,
– характер личной идентичности.
Кластер «Социальная сфера»
Данный кластер характеризует социальное поведение испытуемого в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие социальные характеристики испытуемого:
– дефицит социальной зрелости,
– влияние чрезмерной вигильности,
– способность к установлению эмоционально близких отношений,
– склонность к оральной зависимости,
– уровень социального интереса,
– характер социальной перцепции,
– наличие трудностей проявления эмпатии,
– способности к сотрудничеству и ассертивности,
– склонность к социальной пассивности и избеганию ответственности,
– склонность к авторитарной защите,
– ситуационная адекватность социального поведения,
– склонность к социальной изоляции.
Кластер «Контроль и толерантность к стрессу»
Контроль над поведением подразумевает сознательную способность субъекта организовывать свое поведение при решения проблемы в соответствии с ситуационными требованиями. От уровня поведенческого контроля непосредственно зависит степень толерантности к стрессу. Контроль над поведением является интегративной психологической характеристикой субъекта. На его уровень оказывают влияние следующие факторы:
– уровень развития ресурсов,
– уровень и характер фрустрирующих переживаний,
– дефицит социальной зрелости,
– воздействие ситуационного стресса,
– стилевые особенности поведения при решении проблем.
Шкалы данного кластера оценивают как непосредственный уровень контроля над поведением, так и все указанные выше факторы, оказывающие влияние на этот уровень.