Понятие о психической деятельности человека. Виды психической деятельности

Первый шаг в изучении психической деятельности человека сделал отечественный физиолог И.П. Павлов, открыв условные рефлексы.

Психическая деятельность — идеальная, субъективно осо­знаваемая, деятельность организма, которая осуществляется с помощью нейрофизиологических процессов.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — совокупность нейро­физиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсоз­нательное усвоение поступившей информации и обучение в процессе индивидуального развития всем видам деятельности, в том числе и приспособитель­ному поведению организма во внешней среде. Следовательно, психическая деятельность осуществляется на основе ВНД. Различие между ВНД и психической деятельностью состоит прежде всего в том, что пси­хическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВИД протекает и в период сна (как неосознаваемая пере­работка информации), и в период бодрствования (как осознавае­мая и подсознательная переработка).

Низшая нервная деятельность — совокупность нейрофизио­логических процессов, обеспечивающих осуществление безуслов­ных рефлексов и инстинктов.

Таким образом, материальной базой психической деятельно­сти являются физиологические процессы во взаимодей­ствии со следами памяти.

Прообразом психической деятельности человека является рассудочная деятельность животных – элементы пси­хической деятельности. Она направлена на удовлетворение биоло­гических потребностей: поиск пищи, воды, полового партнера, защитного укрытия и т.п. Живот­ное способно найти правильный выход из новой для него ситуации, используя предыдущий опыт. Например, предвидение лисицей местоположения объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в какой-то период времени жертвы не вид­но (она двигается в это время за непрозрачной перегородкой).

Различают несколько форм психической деятельности. К ним относят: ощу­щение, восприятие, мышление, представление, внимание, чув­ства (эмоции) и волю.

Ощущение — отражение в сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхностей предметов, звук, вкус и др.). Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность. В зависимости от качества раздражителя различают следующие ощущения: зрительные, слу­ховые, тактильные и т.д. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов. Способность иметь ощущения называется чувствительностью.

Восприятие(от лат. perceptio — восприятие) — формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Это воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами. Оно заключается в узнавании предмета, явления или в формировании нового образа, встречаемого впервые. Воспринятые образы закрепляются и сохраняются в головном мозге.

В основе опознания лежат системы временных связей. Предме­ты, явления воздействуют на рецепторы сенсорных систем, информация от них по нервным путям до­ходит до соответствующих зон коры. Далее в ассоциативных зонах коры поступающая информация сличается с хра­нящимися в памяти образами, происходит ее узнавание. У челове­ка оно может отражаться в речи, т.е. осознаваться, приводя к по­явлению понятия.

Таким образом, восприятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся предметы или явления, то формируется но­вый образ. В этом случае тоже происходит сличение поступаю­щей в данный момент информации со следами памяти от других подобных предметов, явлений. При повторных воздействиях мы их узнаем.

На основе восприятия формируются представления. Представление это воспроизведение следов бывших восприятий. Представления возникают в результате переработки и осмысления прошлого опыта, поэтому они носят более обобщенный характер, чем восприятия. Представления составляют основное содержание наших знаний и навыков. Представление — формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств. Происходит извлечение информации из памяти. Память — способность орга­низма воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании ин­формацию и навыки. Представление без памяти невозможно, как и мышление.

Мышление является высшей формой познавательной деятельности, направленной на установление связей между предметами и явлениями и на раскрытие их сущности в виде понятий, суждений и умозаключений. Понятие – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Мышлениеэто оперирование закодированной информацией, процесс приобретения новой информации, осуществление дру­гих видов психической деятельности. Мыслительная деятель­ность человека связана с языком как со средством общения, накопле­ния информации, приобретения навыков и передачи их от человека к человеку. Слово — основное орудие мышления человека. Мышление животных имеет конкретный характер, человека — конкретный и абстрактный.

Различают несколько видов мышления:элементарное (конкретное), абстрактное и словесно-логическое (дискурсивное).Элементарное (конкретное) мышле­ние является формой отражения действительности, которая свойственна челове­ку и животным. Это – мышление в действии, которое про­является в целесообразном адекватном поведении или в оценке предмета, явления. Физиологическую основу элементарного мыш­ления составляет первая сигнальная система.

Абстрактное мышление – одна из отвлеченно понятийных форм мышления, основанных на второй сигнальной системе. Центральным для процесса абстрактного мышления является употребление слова или знака в качестве средства для расчленения и выделения при­знаков, их абстрагирования и нового синтеза; в результате обра­зуются понятия и на основе последних — обобщения. Абстрактное мышление свойственно только человеку, потому что оно совершается на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Словесно-логическое мышление опосредовано логикой рассуждений, а не восприятия. Словесно-логическое (дискурсивное) мышление основано на рас­суждении, состоящем из последовательного ряда логических зве­ньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее. Оно также свойственно только человеку.

Практикуют несколько подходов к исследованию мышления:физиологический, кибернетический и социологический. Ученые-физиологи изучают нейрофи­зиологические механизмы мысли­тельных актов. Индивидуальные особенности ума человека определяются как его генетической программой, так и опытом социализации. На умственную деятельность человека влияет его темперамент, потому что от темперамента зависит скорость реагирования.

Главные структу­ры сознания и мыслительной деятельности это ассоциативные зоны коры переднего мозга с ближайшими подкорковыми образованиями и ретикулярной формацией ствола. Ретикулярная формация обеспечивает энергетическую сторону деятельности коры большого мозга, оказывая этим активирующее влияние на кору.

Для сознания необходим промежуточный уровень активности ЦНС, т.к. оно становится невозможным как при сильном снижении тонуса коры переднего мозга, так и при заметном его повышении (последнее бывает, например, в состоянии ярости). Есть данные о том, чтоведущее значение для проявле­ния высших психических функций имеют лобные доли полушарий. При их поражении в большинстве случаев у людей наблюдаются расторможенность, раздражительность, психическая неустойчивость, эйфория, полная или частичная утрата способности к прогнозированию, повышенная конфликтность, персеверация (настойчивость в повторении действия).

Поскольку лобные доли имеют двусторонние связи с лимбической системой, участвующей в контроле эмоций, они оценивают информацию и выбирают ту, которая наиболее важна в данный момент. Также кора лобных долей взаимодействует с корой всех других долей полушарий большого мозга. Прогностическая деятельность коры лобных долей связана с извлечением информации из долго­временной памяти, которая в основном обеспечивается деятель­ностью височной коры. В лобной доле доминирующего у данного человека полушария находится центр речи. Доминирующее полушарие обеспечивает единство мыслитель­ных процессов, совершающихся в обоих полушариях. При этом наи­более успешная мыслительная деятельность человека протекает при взаимодействии всех отделов коры большого мозга, высо­ком эмоциональном подъеме, активном внимании и, конечно же, в со­стоянии сознания.

Внимание это состояние активного бодрствования, когда организм готов к психической или физической деятельнос­ти. Появление внимания свидетельствует о начале осознаваемой адаптивной деятельности организма, проявляющейся в отборе необходимой информации. Физиологическая ос­нова внимания – ориентировочный рефлекс. При этом возбуждение концентрируется в определенных участках коры, в то время как остальные ее участки находятся в состоянии торможения.

Различают непроизвольное и произвольное (во­левое) внимание. Непроизвольное внимание — это врожденный процесс, осуществляемый при действии на организм определенного раз­дражителя без каких-либо усилий со стороны организма. Оно возникает само собой, под действием сильного, контрастного или нового раздражителя, либо раздражителя, вызывающего заметный эмоциональный отклик. Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, требующее волевых усилий. Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит именно произвольному вниманию. В про­цессе общественной деятельности человек приобретает способ­ность управлять своим вниманием. Ведущая роль в этом при­надлежит лобным долям. Высшей формой произвольного внимания считают интел­лектуальное внимание. Таким образом, внимание представляет собой продукт социального развития, выражающийся в целенап­равленной мобилизации психической деятельности человека, и проявляется в локальной активации определенного участка коры большого мозга и торможении остальных зон коры.

Важной характеристикой сознания и деятельности является воля – способность сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все силы на достижение поставленных целей. Воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Важнейшими волевыми качествами личности являются решитель­ность, выдержка, смелость, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам.

Эмоция также является одной из формпсихической деятельности, так как с помощью эмоций регулируются психические и соматические процессы, и без эмоций невозможна ВНД.

Кроме рассмотренных форм многие ученые выделяют также как особые формы психической деятельности: сознание, память, воображение, вы­работку условных рефлексов на подпороговые раздражители, речь и сон. С этой точкой зрения согласны не все исследователи. Например, В.М. Смирнов и С.М. Будылина считают, что сон не является психической деятельностью, потому что во время сна сознание выключено. Сон — состояние покоя организма, при котором выключено сознание и механизмы под­держания естественной позы, снижена чувствительность сенсорных сис­тем. Поскольку нейрофизиологические процессы во время сна не осоз­наются, сон не является формой психической деятельности. Во время сна протекает высшая и низшая нервная деятельность. Выс­шая нервная деятельность во время сна заключается в усвоении посту­пившей при бодрствовании информации, в возникновении сновидений. Низшая нервная деятельность выражается в регуляции вегетативных фун­кций, в поддержании некоторого тонуса скелетной мускулатуры, регуля­ции температуры тела. Высшая нервная деятельность и, естественно, низшая нервная деятельность протекают во сне на уровне подсознания, потому что организм не осознает себя в окружающей среде.

Сновидения — также не форма психической деятельности, а нереальные образы и явления, возникающие во сне и воспринимаемые как реальная действительность, однако таковую они не отражают. Известно, что явле­ния, которые человек видит во сне, в данный момент не существуют. При этом организм не оценивает реальную действительность, посколь­ку сознание во время сна и сновидений, выключено.

Память это свойство мозга приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки, в то время как психическая деятельность — это процесс.

Речь также не является особой формой психической деятельности, однако без нее она невозможна. Речь представляет собой совокупность мышления как одной из форм психической деятельности и физической де­ятельности организма — письменной и устной речи. Письменная и устная – внешняя речь. Вы­деляют также и внутреннюю речь. Обычно человек, прежде чем произнести или написать слово, произносит его в уме. Внутреннее выражение речи – мышление – и является одной из форм психической деятельности. Мышление возможно только на уровне сознания. При от­сутствии сознания мышление невозможно.

Сознание само по себе также не является особой формой психической деятельнос­ти, но его наличие является основой всех форм психической деятельности. Со­знание — высший уровень идеального, субъективного, адекватного отражения мозгом реальной действительности. Если организм осознает себя и окружающую действительность, т.е. находится в сознании, то он может осуществлять все виды психической деятельности.

К психической деятельности относится и неосознаваемая деятельность мозга, когда вырабатываются условные рефлексы на слабые стимулы, субъективно не воспринимаемые организмом. Многие исследователи относят неосознаваемую деятельность к ВНД, поскольку она не осознается, в то время как психическая деятельность это осознаваемая деятельность организма, осуще­ствляемая с помощью ВНД.

Воображение как психический процесс создания новых образов рядом ученых также не относится к особым видам психической деятельности, т.к. воображение – результат мышления, т.е. основ­ного вида психической деятельности. Создание новых образов невозможно без мышления.

Физиологические основы психической деятельности представлены различными структурами головного мозга. Наиболее распространены такие методы исследования мозга как электроэнцефалография и метод вызванных потенциалов (ВП). В последние годы они дополнены компьютерной обработкой элементов электроэнцефало­грамм (ЭЭГ) и ВП.

Повседневная деятельность организма требует различной активности ЦНС. Ме­тод ЭЭГ, позволяющий изучать суммарную электрическую актив­ность, помогает также оценить по изменениям ритмов ЭЭГ пси­хическую деятельность человека.

При интеллектуальной деятельности наблюдаются изменения определенных ритмов ЭЭГ. Например, когда человек получает инструкцию о предстоящей деятельности, изменения ЭЭГ наблюдаются во многих областях коры большого мозга, но преимущественно – в лобной области. Когда человек сосредотачивает внимание на конкретной задаче, которую ему сейчас предстоит решить, изменения ЭЭГ регистрируются в правой затылочной и теменной областях, а также в левой височной области. В процессе интеллектуальной деятельности, когда, например, человек решает конкретную арифметическую задачу. Изменения ЭЭГ наблюдаются в левой теменной и левой височной областях коры, а также в задних отделах правого полушария.

Наши рекомендации