Ю.В. Щербатых выделяет второй взгляд на предмет психологии: «Факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Ю.В. Щербатых выделяет второй взгляд на предмет психологии: «Факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности. - student2.ru

Факты психической жизни- скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации.

Примером психического законаявляется закон Вебера – Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».

Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. Скорость работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.»

Задача и объект психологии

Главной задачей психологии является исследова­ние психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание — это опосредованное познание психическо­го через раскрытие его существенных, объективных связей».

Частными задачами психологии являются:

- изучение механизмов психических явлений;

- анализ закономерностей развития психических явлений в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

- содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Объектом изучения в психологии выступает человек (группа людей), а также животные, обладающие психикой, – как носители психики.

«Считается, что объектомнауки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. В нашем случае это человек. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира».[4]

Психология, как и любая др. наука, имеет свои методы. Методы научных исслед. – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, надежны и валидны.

Надежность метода – это характеристика метода, показывающая устойчивость, постоянство результатов, получаемых с его помощью.

Валидность метода – важнейший критерий доброкачественности метода, характеризующий точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности метода исследуемой проблеме.

Все методы, используемые в настоящее время в психологии, могут быть разделены на две группы: объективные - эксперимент и тесты; субъективные - наблюдение, опрос и тесты (тест-опросник и тест-задание).

(с) Маклаков А. Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты: Санкт-петербург; 2012

Проблемы

«Фундаментальные проблемы психологии затрагивают самые основы психологии и, несмотря на неоднократные попытки их решения, так и остались нерешенными, в силу чего и получили название фундаментальных.

Сейчас мало кто осмеливается взяться за их решение. По мнению В. М. Аллахвердова, это объясняется тем, что просто «никто не знает, как их решать»[5]

Неудачи в попытках решения фундаментальных проблем психологии обусловливаются, на наш взгляд, недостатками в формулировках их исходных теоретических положений, среди которых можно выделить:

– излишнюю обобщенность;

– тавтологичность;

– научную необоснованность;

– логическую несостоятельность (противоречивость);

– метафоричность.

Фундаментальные проблемы психологии касаются определения сущности психики и сознания, соотношения психических и физиологических процессов».[6]

Окончательного ответа на вопросы типа «что такое душа?» или «что такое психика?» не существует, хотя различные направления психологической науки иногда дают определения. Более продуктивным путем является, по-видимому, рассмотрение того, как менялись представления о душе (психике), т. е. как менялся предмет психологии; тем самым может быть обозначен спектр возможных подходов, в которых реализовались попытки развивать психологию и как естественно-научную, и как гуманитарную дисциплину.

В разных школах в качестве основного предмета изучения выступали: закономерности взаимоотношений бессознательного и сознания (психоанализ); поведения (бихевиоризм); формирования и функционирования целостных психических структур (гештальтпсихология и связанные с ней направления); деятельности (деятельностный подход), установки (теория установки), самоактуализации (гуманистическая психология), особых состояний сознания (трансперсональная психология).

Представление о душе только как о внутреннем мире субъекта оказывается недостаточным; в ряде подходов психическое как бы выносится и во внешний план, план взаимодействия субъекта с миром (в том числе с другими людьми), за пределы индивидуальности. Поэтому «психика» понимается сейчас содержательно иначе, чем «душа» в традиционном смысле; определение же психологии как науки о душе обычно сопровождается существенными оговорками.

Почти в каждой из психологических школ оказался затронут ряд проблем, большинство из которых остается актуальными до настоящего времени и определяет главные линии психологических поисков – как теоретических, так и практических. Вот наиболее важные из них:

Что такое психика? Как соотносятся понятия «психика» и «психический процесс»? Как соотносятся психические и физиологические процессы? Что такое «сознание» и каков механизм его возникновения в фило- и онтогенезе? Какие психологические понятия и на каком основании должны быть включены в состав категориальной системы психологии? В каком соотношении оказываются врожденное и приобретенное? Биологическое и социальное? Индивидуальное и социальное? Обучение и развитие? Как связаны человек и мир? Каковы основные психологические уровни и формы познания? Как соотносятся сознательное и бессознательное? Что такое личность? Как строятся взаимоотношения личности и общества? Что такое нормальное и аномальное в психическом? Каковы механизмы появления и развития психических отклонений? На каких принципах, какими методами возможно строить психологическую помощь?

Наши рекомендации