Проблема интериоризации в детской и возрастной психологии. Происхождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней

Проблема интериоризации является одной из ключевых проблем детской и возрастной психологии. Её разработкой занимались известные зарубежные психологи – Жане, Валлон, Пиаже, а также представители отечественной науки – Выготский, Леонтьев, Гальперин, Рубинштейн и др.).

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.

Понятие интериоризации введено французской социологической школой для обозначения заимствования основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений. В зарубежной психологии роль и механизмы интериоризации трактуются по-разному. Дюркгейм связывал интериоризацию с социализацией личности. Согласно Ж. Пиаже, интериоризация происходит вместе с формированием речи (значения слов -«находятся» в сознании). Сходные с интериоризацией понятия используются в психоанализе при объяснении формирования бессознательного под влиянием межиндивидуальных отношений.

В отечественной психологии интериоризация рассматривается как преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Согласно Выготскому, всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации становится психическим процессом отдельного индивида. Выготский рассматривал образование форм речевого общения как процесс формирования высших, специфически общественных, орудийно-опосредствованных психических функций. Экспериментально показано Леонтьевым, что этот процесс происходит в ходе онтогенетического развития ребёнка, между 5 и 11-12 годами. Стадии интериоризациии прослежены в работах, посвящённых умственным действиям (в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина). Первоначально развёрнутое материальное действие в процессе интериоризации обобщается, сокращается и на заключительной её стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса

№ 21. Проблема возрастной сензитивности

Каждый возрастной этап неодинаково восприимчив к различным видам обучения. В жизни ребёнка есть много периодов, когда определённые учебные воздействия оставляют сильный след в её психическом развитии, их называют сензитивными периодами развития.

Сензитивные (позднелатSensitivus - чувствительный) периоды развития - самые благоприятные для развития определённых психических функций (восприятия, речи, памяти и др.) периоды, определяющие психическое развитие ребёнка и имеют решающее значение для его обучения и воспитания.

Срок ввела итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952). Существенно обогатил его содержание Л Выготский, который ввёл термин в теорию соотношения обучения и развития. Он доказал, что обучение является маршем развития ребёнка тогда, когда оно совпадает по времени с оптимальными сензитивными периодами.

Примером нарушения этой закономерности случаи"воспитания"маленьких детей животными.После их возвращения в человеческое общество восстановить и довести до нормы их чисто человеческие психические функции (речь, мышление, воображение и др.) не удаётся, поскольку истёк сенситивный период развития этих функций.

Например, научить ребёнка речи от полутора до трёх лет, когда оно усваивается особенно легко, принципиально меняет поведение ребёнка, стимулирует психические процессы восприятия, мышления и др. Если по каким-то причинам ребёнок до трёх лет не стал говорить, дальше усвоения речи происходит с большими трудностями. Отклонения в психическом развитии, возникшие из-за отсутствия говорения, требуют специальной компенсации. Поэтому глухонемые дети, которых начинают обучать речи после трёх лет, отстают во многих видах деятельности, развития психических процессов и как-то: им недоступны сюжетно-ролевая игра, предметное рисование, у них задержан развитие восприятия и мышления. Для преодоления этих недостатков требуются значительные педагогические усилия, направленные не только на обучение говорению, но и на другие аспекты развития личности ребёнка.

О сензитивных периодах развития свидетельствует то, что наиболее сильное обучения влияет на психические качества, которые только начинают формироваться, а потому являются особенно гибкими, пластичными.

Сензитивные периоды выявлены далеко не для всех видов обучения. Однако немало фактов свидетельствуют, что дошкольный возраст в целом наиболее сензитивный (чувствительный) к тем видам обучения, которые влияют на развитие с восприятия, воображения и образного мышления.

Развивающее обучение детей

Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят от внешних ориентирующих действий. Для усвоения их необходимо включение ребёнка в один из видов деятельности, соответствующей его потребностям и интересам. Знание этих закономерностей помогает познать условия, при которых обучение лучше всего способствует психическому развитию детей, становится развивающим.

Развивающее обучение - обучение, направленное на достижение наибольшей эффективности развития познавательных возможностей ребёнка (восприятия, мышления, воображения, памяти).

Оно должно сосредотачиваться на формировании у детей ориентировочных действий, максимально использовать характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности. Центральным моментом в работе с дошкольниками является формирование у них действий, которые образуют ориентировочную часть их предметной деятельности (игра, рисование, конструирование и т.д). Такие действия могут направляться на выяснение свойств предметов, возможностей их использования в предметной деятельности, на анализ предметов, явлений, событий, человеческих поступков, которые отображаются в играх, рисунках, на выработку замыслов конструкций, рисунков, игр и способов их воплощения.

Обучение действий, касающихся практической части детских видов деятельности (техники рисования, конструирования, использование предметов и игрушек), не менее необходимо, поскольку без них деятельность невозможна. Однако оно не должно превращаться в самоцель, отрываться от формирования ориентировочных действий. Иначе обучение может стать банальным муштрованием, лишённым развивающей ценности. Некоторые родители и воспитатели стараются натренировать каждое движение ребёнка, свести обучение к подражанию готовых образцов. Даже в ролевых играх взрослые иногда навязывают ребёнку готовые рецепты поведения, лишая его возможности самостоятельно воспринимать, осмысливать действительность, которая отражается в играх, рисунках, конструкциях. Негативной выступает и другая крайность - предоставление детям такой самостоятельности, при которой они остаются наедине с действительностью и вынуждены вслепую искать способы её познания и отражения.

Психологически правильным является постепенное усложнение задач, которые требуют от ребёнка самостоятельного познания, специальное обучение способов и приёмов такого познания, планомерного обследования предметов, явлений и сравнение их свойств, формирование выводов, применения полученных результатов в деятельности.

Во все виды деятельности нужно вносить как можно больше элементов творчества: побуждать детей к развёртыванию сюжетных игр, создания рисунков и конструкций по замыслу. При этом важно помнить, что отобразительная и творческая стороны деятельности не только не противоречат друг другу, но и взаимообогащаются: усовершенствование одной является основой для формирования другой. Поэтому, чем легче и правильнее ребёнок воспринимает передаёт на рисунке особенности реальных предметов и явлений, тем больше она имеет возможностей для создания и воплощения творческих замыслов.

Детские виды деятельности не могут вместить в себя все знания и умения, которые ребёнку необходимо усвоить до 7-летнего возраста. Поэтому на занятиях в учреждении дошкольного образования широко используют не только игровые приёмы обучения, задачи рисования, конструирования и т.д., но и учебные задания, которые побуждают ребёнка научиться чему-то новому. Решение учебных задач основывается на любознательности детей, их интересах.С учётом этого формируют учебные задания, направленные на усвоение детьми основ математики, грамоты, ознакомления их с явлениями природы и общественной жизни, на выработку координированных движений, некоторых умений и навыков в области музыкальной деятельности (пение, ритмика) и др. В этой деятельности нужно придерживаться принципа развивающего обучения, заботиться, прежде всего, о формировании у детей ориентировочных действий. Например, при обучении математике главная функция педагога заключается в оказании помощи ребёнку научиться выделять в любых предметах и ситуациях их отношения.

Следовательно, формирование ориентировочных действий начинается с их усвоения во внешней форме, затем вследствие интериоризации они становятся внутренними, психическими. Поэтому развивающее обучение предполагает выработку таких способов использования внешних средств и приёмов, которые помогут ребёнку ориентироваться в условиях выполнения познавательных учебных задач.

№ 22. Общая характеристика возраста. Кризисные периоды, причины

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Хронологический возрастобозначает длительность существования человека с момента рождения.

Психологический возраст - это определённая, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения. Иногда бывает так, что ребёнку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве, т.к. в этот момент закладываются основные черты личности. Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология.

В психическом развитии ребёнок проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определённым своеобразием. В современной возрастной психологии принято выделять следующие основные периоды развития ребёнка и школьника: младенческий возраст (до 1 года), ранний детский возраст (от I года до 3 лет), преддошкольный возраст (от 3 до 5 лет), дошкольный возраст (от 5 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый возраст (от 11 до 15 лет), ранняя юность, или старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).

В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Они являются следствием, во-первых, индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, различий в типологических свойствах нервной системы).

Выделяют следующие компоненты возраста.

1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребёнком и окружающей его действительностью.

2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребёнка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.). Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н.Леонтьева.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубнойвозраст), развитие желёз внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр.

Причины.

В отечественной психологии одно из наиболее глубоких обоснований стадиального развития ребёнка сделал Выготский. По его мнению, развитие - это возникновение нового, которое он назвал - новообразованием (причина возрастных кризисов). Особенности развития периодов определяется содержанием новообразований ребёнка. Выготский исследовал динамику переходов из одного возраста к другому и пришёл к выводу что изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут быстро и резко, исходя из этого он выделил стабильные периоды и кризисные периоды развития накапливаясь в психическом развитии изменение обуславливает качественный скачек в развитии, что определяют появление возрастных новообразований. Отличие кризиса от стабильного развития. Кризис длится не долго (несколько месяцев, но при неблагоприятных условиях может растянуться до 1 года)

Этапы развития психического развития.

1-Период- младенческий (0-1)

2-раннее детство (1-3)

3 - дошкольный (3-7)

4- школьный (6-7-12)

5 -пубертатный (12-14-15 девочки раньше)

Кризисные периоды развития

1-го года (начинают ходить-новообразование)

3 лет (в речи появляется слова «я - сам», с этого момента ребёнок-личность).

6-7 лет (произвольность психических процессов, игру заменяет учебная деятельность)

№23.Проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации психического развития.

Эта проблема выделения закономерных периодов, этапов психического развития и механизмов (критериев) смены одного периода другим. Эту проблему поставил Фельдштейн в реферативном обзоре периодизации психического развития.

В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, психологический возраст - относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей, материальным состоянием, профессиональной принадлежностью и пр.

Структура возраста включает в себя:

1.социальную ситуацию развития (ССР) – определяет то, как ребёнок ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

2.ведущий тип деятельности (ВТД) – деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и изменяется личность. Леонтьев описал механизм смены ведущего типа деятельности - в ходе развития прежнее место, занимаемое ребёнком в мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить.

3.центральные новообразования возраста – на каждой возрастной ступени имеется новообразование, которое является ведущим для всего процесса развития и характеризует перестройку всей личности ребёнка на новой основе. Вокруг этого новообразования располагаются и группируются все остальные частные новообразования.

4.возрастные кризисы – переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого. Зарубежные психологи, современники Выготского, рассматривали возрастные кризисы либо как болезни роста, либо как результат нарушения детско-родительских отношений. Они считали, что может быть бескризисное, литическое развитие. Выготский рассматривал кризис как нормативное явление психики, необходимое для поступательного развития личности. Сущность кризиса, по Выготскому, заключается в разрешении противоречия между прежней ССР, с одной стороны, и новыми возможностями и потребностями ребёнка, с другой. В результате происходит взрыв прежней социальной ситуации развития, и на её обломках формируется новая социальная ситуация развития.

Развитие – процесс необратимых закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных, структурных преобразований психики и поведения человека.

Свойства развития:

- неравномерность – каждая психическая функция, свойство имеет стадии подъёма, стабилизации, спада,

- гетерохронность – развитие отдельных функций не совпадает по времени.

- сензитивные периоды – периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям

- кризисность.

№24.Неравномерность психического развития. Акселерация. Отставание в психическом развитии

Можно выделить 2 проявления неравномерности психического развития:

1. Акселерация.

2. Ретардация.

3. Инфантилизм.

Акселерация – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.

Причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжёлых детских недугов.

Другие причины– радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение кислорода в атмосфере, что влечёт за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

Различают два вида акселерации – эпохальную (присуще всему нынешнему поколению) и внутригрупповую, или индивидуальную – это ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах.

В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития. У современных новорождённых длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем. Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах.Внутригрупповые акселератыхарактеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, и раньше заканчиваются процессы роста. Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма. Однако индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены.

Ретардация– задержка физического развития и формирования функциональных систем организма. В группе и тех, и других детей бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо учитывать при определении школьной готовности. Психофизиологическое созревание обеспечивает условия для возникновения и реализации психических функций. По морфологическим и функциональным показателям можно судить о процессах созревания и степени зрелости структур и функций организма на отдельных этапах развития каждого ребёнка. При этом нельзя забывать, что каждому присущ индивидуальный темп развития.

На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные, врождённые и приобретённые в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера. Причиной отставания могут явиться и перенесённые заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок. Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребёнка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своём развитии на 1,5-2 года от сверстников. Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, её обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.

Инфантилизм– это нарушение психического развития; форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесёнными в раннем детстве, авитаминозом.

Виды инфантилизма:

1. Физиологический инфантилизм– это отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.

2. Психологический инфантилизм – это детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что это не соответствует возрастным требованиям к ребёнку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку). Психический и психологический инфантилизм отличаются не внешними проявлениями, а причинами возникновения. Внешне они похожи. В отличие от психического инфантилизма, где эти черты следствие отставания, задержки в развитии психики ребёнка, при психологическом инфантилизме ребёнок имеет вполне здоровую и без отставаний психику. Такой ребёнок может быть для своего возраста достаточно взрослым – может теоретически, а практически этого нет. Психологически инфантильные дети несамостоятельны и привыкли к тому, что другие всё решают за них. Взрослый человек с психологическим инфантилизмом – человек-ребёнок.

3. Социальный инфантилизм– это состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления. Социальные причины инфантилизма. Дети растут правильно, когда их поддерживают и материнское-женское, и отцовское-мужское начало в воспитании. Сегодня в обществе явный перекос в женское начало и, как следствие, инфантилизм.

Инфантилизмкак личностная незрелость (инфантильность) проявляется в несформированности на достаточном для данного конкретного возраста уровне эмоционально-волевой сферы личности. Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутировать ответственность за неудачу другим, обострённое, порой болезненное чувство психологической незащищённости. При этом основным компенсаторным механизмом в данном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путём личностного погружения в реальность виртуальную (например, интернет-аддикция). Следует специально отметить, что инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида.

Одна из причин отставания в психическом развитии человека – это депривация. В психологию термин «депривация» вошёл благодаря английскому психологу Дж. Боулби, а также проработан и содержательно наполнен в работах его коллеги М. Эйнсуорт.

Психическая депривация— это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.

Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от лёгких странностей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера.

Чаще всего выделяют следующие формы психической депривации.

I. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость.

II. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без чёткого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

III. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.

IV. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Например, депривация потребности младенца в общении (внимание со стороны матери, общение с ним) приводит к такому явлению, как госпитализм.

№25.Жизнь до рождения. Проблемы пренатальной психологии

Перинатальный период составляет всего 0,5—0,6% от общей продолжительности жизни человека, но именно на протяжении перинатального периода формируется физическое и психоэмоциональное здоровье человека в следующие годы жизни.

Составные части перинатального периода:

• антенатальний (поздний фетальный) период — 24-40 недель гестации;

• интранатальний период — прохождение через родильные пути;

• ранний неонатальный период — первые 7 дней или 168 часов жизни.

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Нужно беседовать с ребёнком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это – формы первой игры. С ребёнком может играть и отец.

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорождённые слышат достаточно хорошо (узнают песни, которые им пела мать, стук сердца и её голос).

В период внутриутробного развития ребёнок воспринимает большое количество стимуляции от матери и даже из внешней среды, причём во всех сенсорных системах. Акт рождения ребёнка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорождённого.Вопрос о содержании психической жизни новорождённого долгое время остаётся дискуссионным, тем не менее вторым и решающим аргументом становится то, что мы видим, хотя и в примитивном виде, те процессы жизни, которые у старших детей или взрослых характеризуют различные психические состояния. Речь идёт о выразительном характере движений, с помощью которых ребёнок выражает эмоции радости, горя, страха. Явления психической жизни проявляются и в инстинктивных движениях новорождённого, связанных с голодом, жаждой, насыщением и удовлетворением.

Чем разнообразнее воздействие на ребёнка в перинатальный период, тем больше дифференцирована его экспрессия, тем больше стимулов он начинает «узнавать» после рождения. Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Психологи говорят о диаде «мать – дитя», о целостной системе, которую во время беременности, родов и первого года жизни представляют собой малыш и его мама. (Общение всегда 100%). Таким образом, положительные эмоции матери нужны ребёнку ещё до рождения и являются очень важным фактором, обеспечивающим формирование его положительного опыта.

№ 26. Содержание психической жизни новорождённых.Первые психические новообразования

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. В это время происходит коренное изменение образа жизни ребёнка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания и т.п. Происходит приспособление к новому образу жизни.Первые полтора часа после появления ребёнка на свет существует критический(сензитивный)период, когда «запускается» врождённый механизм формирования привязанности у ребёнка и по отношению к ребёнку. Поэтому в этот момент очень важно присутствие матери. Ощущение её тепла, запаха, звук еёголоса, биение её сердца.В первые месяцы жизни ребёнок чувствует себя слитым воедино с матерью. Малыш не осознает части своего тела и ещё не умеет ими управлять. Вся активность малыша направлена на взрослого человека, через которого он удовлетворяет свои потребности. Поэтому ребёнок первоначально реагирует на окружающих людей вообще: через них он воспринимает и познает мир.Самое большое значение в этот период для развития ребёнка приобретает эмоциональное общение с матерью. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.

№27. Возникновение потребности в эмоциональном общении. Этапы формирования «комплекса оживления» у младенца

№ 28.Основные достижения в развитии ребёнка к концу младенческого возраста

Период младенчества делится на два этапа развития. Первый – от рождения до 5-6 мес. – характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций. Ребёнок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Так ребёнок усваивает движения (поворот на бок, переворот со спины на живот и обратно, ползание, ходьба), его пространство расширяется. Зарождаются предпосылки для развития речи.

Таким образом, между ребёнком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счёт того, что «вклинивается» новая деятельность – предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции.

В возрасте от 9 до 12 месяцев активность малыша значительно возрастает, он становится чрезвычайно любознательным благодаря освоению самостоятельного передвижения в пространстве – ходьбы. Речь развивается в двух направлениях: совершенствуется понимание речи взрослых и возникает собственная активная речь – первые слова в конце года. Теперь с помощью речи взрослый может воздействовать на младенца, поощряя и ограничивая его поведение.

Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года.

В жизнь ребёнка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребёнок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.

В конце года в поведении ребёнка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.

За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребёнка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка и условий его воспитания.

С одной стороны, ребёнок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребёнка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С. Выготский).

Появление первых слов для обозначения, указания на предметы и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребёнка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления памяти начинают перестраивать структуру сознания и поведения ребёнка. Несмотря на ситуативность ребёнка, его поведение может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями – мотивирующими представлениями. (Л.И. Божович).

Стремление ребёнка к самостоятельности не всегда поощряется, а часто ограничивается взрослыми, хотя бы по той причине, что существуют предметы, опасные для жизни малыша. Возникновение первых запретов и ограничений приводит к возникновению собственного стремления ребёнка как такового (К.Н.Поливанова). Теперь он начинает чувствовать собственный аффект, обнаруживать собственное желание. В этот период ходьба как способ передвижения становится чрезвычайно привлекательной, поскольку позволяет достичь желаемого, а речь – средством удержания стремления и его реализации.

№29-30. Предметно-практическая деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте.Развитие соотносящих и орудийн<

Наши рекомендации