Объяснение нового материала.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Тема: Наречие как часть речи
(по УМК под ред. В.В.Бабайцевой. Учебник «Русский язык. Практика» 6 кл.:Г.К.Лидман-Орлова и др.-М.:Дрофа,2007. «Русский язык. Теория» 5-9 кл.: В.В.Бабайцева.- М.:Дрофа, 2007)
Цель урока: дать понятие о наречии как о части речи;
Задачи: 1) обучающие: - рассмотреть общее значение, происхождение, особенности наречия как части речи, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий в предложении и словосочетании;
2) развивающие: - сформировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
- развить ассоциативное мышление учащихся и память;
- расширить словарный запас уч-ся за счёт употребления в речи наречий,
3) воспитывающие:-воспитывать эстетический вкус учащихся,
- побудить интерес учащихся к изучению русского языка.
Тип урока:объяснение нового материала.
Оборудование:учебники,подготовленная к уроку доска, раздаточный материал.
Ход урока:
I.Мотивация учебной деятельности.
Организационный момент.
Учитель: - «Здравствуйте, ребята! Очень рада вас всех видеть сегодня на уроке. Откройте тетради, подпишите число и классная работа.
II.Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка ранее полученных знаний.
Учитель:-Спишите с доски предложение и выполните его синтаксический разбор. Один человек выходит к доске и выполняет у доски, остальные – в тетрадях.
Неожиданно потянуло откуда-то легким ветерком, солнечной теплотой…
(После выполнения-коллективная проверка).
Учитель: - «В определении каких частей речи вы затруднялись? Все ли части речи в этом предложении вам известны? (неожиданно). Это наречие. Вот с ней нам и нужно познакомиться на этом уроке. А чтобы мы с ней познакомились и узнали поближе, к нам на урок пришёл сегодня таинственный гость. Угадайте, кто он? Будьте внимательны и активны на этом занятии».
III. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
1. Выступление мальчика в роли Наречия.(Сообщение дано заранее и подготовлено одним из учеников)
-Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-.Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие
И если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Учитель: -«Узнали, что это за гость? (да, это наречие)
Поэтому тема нашего сегодняшнего урока -«Наречие как часть речи».
Объяснение нового материала.
1. Знакомство с понятием наречие.
Учитель:- Ребята, как вы думаете, почему у наречия такое название? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют,имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имён. А наречия?
- Послушайте стихотворение и подумайте, что здесь можно выделить как признаки наречия.
Что это за части речи?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!
Есть у меня семёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.
(Служат для украшения речи, отвечают на вопросы где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как)
Учитель:- «В тетрадях записываем основные признаки наречия. Что из того, что сегодня рассказало вам Наречие, можно записать, чтобы в дальнейшем отличать его от других частей речи? (Ответы ребят и параллельная запись в тетради. Если затрудняяются ответить, спросить мальчика, который играл роль Наречия.
-зависит от глагола
- не изменяется
-обозначает признак признака
-служит для украшения речи
-отвечают на вопросы…., (спросить, к чему еще задаем мы эти вопросы?- к обстоятельству), значит,
- в предложении наречие является обстоятельством).
Общий вывод учителя: Подведем итог.
(Наречием называется неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или поясняет где, когда происходит действие, куда оно направлено, и отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Откуда? почему? Зачем? и как?.Обратите внимание: наречие не изменяется по числам, по падежам, не имеет признаков рода, окончаний. В предложении наречия выполняют роль второстепенных членов предложения (обстоятельств). Наречие всегда делает речь красивой, даёт более точное представление о месте и времени.
Учитель:- «Откройте учебник Теории параграф 116 , прочитайте сведения, которые там даны о наречии».