Методические материалы по изучению дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Учебно- методические материалы для студентов

дневного и заочного отделений педагогического факультета

направления 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Тверь 2011

Составитель кандидат психологических наук, доцент О.О. Косякова

Печатается по решению кафедры дошкольной педагогики и психологии (протокол № 15 от 18. 05. 2011 г.).

Пояснительная записка

Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла. Содержательно она закладывает основы знаний для освоения дисциплин базовой части профессионального цикла («Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»), дисциплин вариативной части профессионального цикла «Психолого-педагогический практикум по психологии подросткового возраста»). Учебная дисциплина непосредственно связана с дисциплинами «Общая и экспериментальная психология», «Психология развития», «Клиническая психология детей и подростков».

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Психология подросткового возраста»: иметь представление об основных закономерностях развития психики; знать сущность движущих сил психического развития, социальной ситуации развития, отличия стабильных и кризисных периодов развития; периодизацию психического развития.

Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Цель дисциплины – формирование и развитие у обучающихся компетенций:

· способен учитывать общие закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности в подростковом возрасте (ОПК-1);

· способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: иметь представление об особенностях различных видов деятельности в подростковом возрасте; понимать взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии подростков, взаимосвязь обучения и развития подростков; знать основные закономерности развития познавательных процессов детей подросткового возраста – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи; сущность социальной ситуации развития, закономерности развития различных сфер личности на протяжении подросткового возраста; уметь ясно излагать и аргументировать проблему подросткового кризиса, положения об основных психических новообразованиях подросткового возраста; характеризовать сущность проблемы психогенной школьной дезадаптации; владеть навыками анализа психологических проблем подростков.

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лекция-визуализация, проблемная лекция, разыгрывание ролей, дикуссия, активизация творческой деятельности, деловая учебная игра, метод малых групп, упражнения, подготовка письменных аналитических работ.

Учебная программа

1. Социальная ситуация развития подростков.

Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков. Взгляды психологов на причины «кризиса подросткового возраста». Условия кризисного характера переходного периода – система отношений взрослых к подросткам.

2. Деятельность в подростковом возрасте.

Ведущая деятельность подростков. Общение и обособление. Подросток в неформальных молодежных объединениях. Возникновение нового типа общения со сверстниками как особого вида деятельности. Возникновение интимного круга общения. Поступок как единица поведения. Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. Поведение и усвоение морально-этических норм. Роль нового типа общения в формировании самосознания как основного новообразования данного периода. Дружба подростков. Особенности ее развития. Учебная деятельность подростков: причины спада и повышения успеваемости. Изменение структуры интересов, их профессиональная направленность. Учебная деятельность старшего подростка как подготовка к будущей профессиональной деятельности.

3. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.

Развитие познавательных процессов. Значение общеинтеллектуального развития для формирования основного новообразования подросткового возраста. Сенсорное развитие, совершенствование свойств внимания подростков. Особенности мышления подростков. Развитие воображения и речи в подростковом возрасте, мнемические процессы подростков.

4. Особенности развития личностной сферы в подростковом возрасте.

Морально-этический кодекс подростков. Л.С. Выготский о двух фазах подросткового возраста. Подростковый возраст как возраст «соизмеримости» со взрослым. «Чувство взрослости» как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Формы проявления чувства взрослости. Половозрастные особенности подростков. Возрастно-психологические причины суицидальных попыток у подростков. Развитие аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Развитие воли и стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. Проблема оценки и самооценки. Формирование самоопределения и направленности личности. Факторы, определяющие индивидуальные варианты развития. Трудности профессионального самоопределения и личностного самоопределения. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.

5. Психологическое сопровождение развития подростков.

Особенности обучения и воспитания подростков. Психологические трудности подросткового возраста как объективный факт и как субъективные переживания. Проблема психогенной школьной дезадаптации. Подросток как объект психологической помощи. Формирование учебной мотивации подростков. Учителя и родители как союзники в психологической помощи подростку. Виды психологической помощи. Психодиагностика и коррекция психического развития подростков.

Список литературы

а) основная литература:

1. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. –М.: центр «Академия», 1999. – 456 с.

2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

б) дополнительная литература:

1. Психология подростка / под ред. Ю.И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 1997. – 526 с.

2. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996. – 480 с.

3. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.: МПСИ, 1997. – 194 с.

4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998. – 488 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагентство, 1996. – 374 с.

6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: Флинта, 1999. – 672 с.

Методические материалы по изучению дисциплины

Наши рекомендации