Типовые теории личности
Способы классификации людей по ограниченному числу пси-хологических характеристик. В отличие от других классификаций личпости (например, экстравертностъ), типовые классификации строятся по принципу «все или ничего» — т. е. человек принадле-жит либо к одному типу, либо к другому, без смешения категорий. Примером типовой теории личности является копституционпая теория Шелдона.
т
Толерантность
Ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятньій фактор в результате снижения чувствительности к его воздей-ствию. В специализированном значении термин описывает привьі-кание организма к употреблению определенных препаратов. В ре-зультате для достижения того же эффекта приходится принимать все болыиие дозы препарата.
Толпа
Помимо очевидного определения (большое скопление людей), термин имеет особое значение при исследовании юіюсти. Здесь он обозначает большую, слабо организованную группу, которая мо-жет дать подростку ощущение идентичности, основанное на апе-реотипе группы, пока он еще не успел развить чувство собствен-ной идеитичности.
Торможение (подавление, угнетение)
Термин, имеющий много разных значений, но обычно означа-ющий ограничение любого процесса или реакции путем его тор-можения или подавления.
Торможение (угасание условного рефлекса)
Термин, используемый при классическом формироваіши услов-иых рефлексов и выработке инструменталы іых условных рефлексов, обозначающий потерю усвоенной реакции. В случае классического формирования условных рефлексов условный стимул (УС) больше не сопровождается безусловным стимулом (БС). Повторение ус-ловного стимула, не подкрепленного безусловным, приводит к потере усвоенной реакции. К примеру, когда перед приемом пищи (БС) каждый раз звенит звонок (УС), ваша собака будет прихо-дить в возбуждение при каждом звуке звонка. Если звонок более не предшествует появлению пищи, то через некоторое время воз-буждение угасает. При выработке инструментальных условных рефлексов торможение означает, что реакция более не подкрепля-ется положительньш стимулом, либо используемый стимул утра-чивает эффективность. Например, если вы даете своей собаке бис-квит каждый раз, когда она приносит газету, то в конце концов она начнет таскать вам все — от иллюстрированных журналов до «Санди Таймс». Однако вскоре после того, как бисквиты закон-чатся, вам придется самому ходить за газетой.
т
В более-широком смысле термин ехііпсііоп означает также «вы-мирание вида», что относится к уже исчезнувшим видам (напри-мер, дронт) и к существующим видам, которые находятся под уг-розой уничтожения.
Точка контроля
Термин обозначает способ отношения человека к контролю над собственным поведением. Измерение производится по двум параметрам: от высокого внутреннего контроля до высокого внешнего контроля. Человек с высоким внутренним контролем считает, что он может свободно управлять своим поведением и, следовательно, более склонен к личной ответственности за свои поступки, которые рассматриваются как результат личных спо-собностей и усилий. Человек с высоким внешним контролем пола-гает, что его поведение больше обусловлено внешними воздей-ствиями, или «удачей».
Травма
Термин обозначает либо физическое повреждение, вызванное внешними причинами, либо психологический ущерб, причинен-ный сильным эмоциональным потрясением.
Тревожная реакция
См. Общий адаптационный синдром.
Тревожность
Чувство страха и мрачные предчувствия, которые сопровожда-ются усиленной и продолжительно физиологической активацией. Как таковые, симптомы тревожности могут присутствовать во многих психических расстройствах. Уровень тревожности можно измерить различными способами: самоотчетом, измерением коэіс-по-галъванической реакции или наблюдением за особенностями по-ведения (например, за возбужденными движениями, быстрой ре-чью или потливостью).
Тревожные расстройства
Категория расстройств, характеризуемых сильным чувством тревоги. Наиболее распространенными психическими расстрой-ствами среди взрослых людей являются фобии, посттравматичес-кие стрессы и одерэісимо-навязчивые расстройства.
У
Угрожающее поведение
Схемы поведения, позволяющие животному справляться с кон-фликтами, возникающими в результатс агрессивных столкновений с конспецифичными организмами. Большинство видов угрожающе-го поведения обусловлено соперпичеством за ресурсы (пища, дос-туп к самкам и т. д.). В подобных ситуациях животное испытывает конфликт между агрессией и страхом. Конфликт порождает раз-личные поведенческие реакции, такие как демонстрация угрозы, демонстрация умиротворения, обозначение границ своей террито-рии с помощью пахучих меток, птичьи песни и танцы. Все эти раз-новидности поведения имеют одну общую особенность: они мини-мизируют ущерб от столкновения между представителями одного вида.
Узнавание (опознание)
Помимо очевидного значения, термин широко используется в контексте исследования намяти. Во время эксперимента на опоз-нание участникам дают ряд возможных вариантов, из которых только один является правильным решением.