Тема 1. История социальной психологии
Место социальной психологии в системе научного знания
. Характеристика трёх этапов в истории социальной психологии. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии о общей психологии. Идеи Гераклита. Платона, Аристотеля, Демокрита, Т. Гоббса, Дж. Локка, М.В. Ломоносова. Физиогномика И.Г. Лафатера и френология Ф. Галля. Идейные истоки основных парадигм: школа социальной философии, школа социальной антропологии, школа английского зволюционизма, школа ранней социологии.
Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания. Построение первых социально-психологических теорий: «Психология народов» М. Лацаруса. Г. Штейнталя. В.Вундта. «Психология масс» Г. Лебона и С. Сигеле, «теория инстинктов социального поведения» В. Макдугалла. Формирование марксистского мировоззрения. Этап становления экспериментальной социальной психологии. Эксперименты В. Мёде, Ф. Олпорта. В.М. Бехтерева, Э. Мейо. Западная социальная психология после второй мировой войны.
Тема 2..Первые социально-психологические теории
Семинарское занятие 1
Первые социально-психологические теории..
Форма проведения занятия - «Круглый стол».
Вопросы для обсуждения.
1 Задача психологии народов.
2.Отличие индивидуальной психологии от психологии народов.
3. Главные области психологии наролов.
4. Критика возражений против психологии народов.
5. Закон подражания Г. Тарда.
6. Основные идеи С. Сигеле и Г. Лебона:
а) характеристика массы,
б) структура психики массы,
в) интеллект массы,
г) массы естественные и искусственные.
7. Элита и массы.
Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:
1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2000.
2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000.- 264с.
3 Вундт В. Проблемы психологии народов.- СПб,-2001,- С 11-20, С 33-48, С 86- 98.
4. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- С 12- 24.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1:
Проанализировав предложенную выше литературу, Вам необходимо письменно ответьте на следующие вопросы на листах формата А -4 и сдать их для последующей проверки.
1. Выделите основные причины формирования социальной психологии в самостоятельную науку.
2. Какова основная причина кризиса западной социальной психологии в 70-е годы 20 века?
3. Назовите наиболее известных теоретиков психологии масс и охарактеризуйте их основные идеи.
4. Почему психология масс считает человека иррациональным существом?
5. Кто из учёных и почему воспринимает массы как безумные и преступные?
6. Что нового внёс в понимание масс Г. Лебон?
7. Действие каких факторов превращает людей в массу?
8. Какими качествами, по мнению теоретиков масс. лолжны обладать вожди масс?
9. Выход чьих работ считается отправной точкой формирования социальной психологии как самостоятельной науки?
10.Какие ключевые события можно выделить в процессе становления социальной психологии как самостоятельной науки?
11. Составьте схему «Этапы развития отечественной социальной психологии».
Тема 3. Предмет и структура современной социальной психологии
Социальная психология и смежные науки. Социальная психология и социология. Социальная психология и психология личности. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Взгляды Г.И. Челпанова, В.А. Артёмова, П.п. Блонского, В.М. Бехтерева. Макро, мезо и микро подходы к пониманию предмета социальной психологии. Идеи Б.Д. Парыгина, В.Н. Мясищева.
Тема 4. Теоретические и эмпирические основания социальной психологии.
Семинарское занятие №2
Теоретические и эмпирические основания социальной психологии.
Форма проведения занятия – организационно –деятельностная игра. При подготовке к семинару студенты делятся на 5 малых групп, каждая из которых должна представить и защитить на научном симпозиуме основные идеи своей научной школы, доказать её преимущества для развития социальной психологии. В ходе проведения занятия преподаватель организует научную дискуссию, совместно со студентами выявляет положительные стороны и недостатки каждой парадигмы.
Вопросы для обсуждения.
1. Теоретическое постижение мира.
2. Теории в социальной психологии.
3. Модель научного развития.
4. Эволюция бихевиоризма.
5. Теория социального научения..
6. Теория социального обмена.
7. Теория взаимозависимости.
8. Символический интеракционизм.
9. Когнитивистская ориентация.
10 Психоаналитические теории.
11. Гештальт -психология.
12. Гуманистическая психология.
Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:
1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2000.
2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000.- (Глава.1 .- Становление и развитие социальной психологии как науки).
3. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- С44- 59
Вопросы и задания для самостоятельной работы 2;
1. Используя учебник Г.М. Андреевой «Социальная психология» М: Аспект пресс, 2000 и
учебник Е.В. Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000., Вам необходимо составить матрицу основных идей психологических школ : бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма, интеракционизма, гуманистической психологии.
2. Письменно ответьте на вопрос:»Почему ведущие психологические школы не могли не внести свой вклад в развитие социальной психологии»?
3. Подумайте. как может меняться предмет исследования социальной психологии, если рассматривать её как:
а) часть социологии,
б) часть психологии,
в) самостоятельную область исследования, находящуюся между социологией и психологией в качестве независимой дисциплины.
Определите и запишите в тетради три предмета исследования социальной психологии, исходя из каждой позиции.
4. Письменно ответьте на вопрос:»Какое теоретическое направление послужило основой для теории социального научения»?
5. Вам необходимо прочитать главу 5 «Социально-психологические исследования» учебника Н.И. Семечкина» Социальная психология».- СПБ.-2004.- С 63- 75 и письменно подготовить ответы на вопросы:
- Чем научное знание отличается от ненаучного? Опишите закономерности научного познания.
- В чём сущность принципов верификации и фальсификации? Показателем чего служит возможность применения этих принципов?
- Какие основные правила и требования должны соблюдаться при проведении исследования, чтобы получить достаточно достоверные сведения?
- Укажите наиболее распространённые методы социально-психологических исследований. Какие классификации методов исследования Вы знаете?
- Какую основную этическую проблему должен решать и следователь при проведении социально-психологического эксперимента?
- Перечислите основные этические требования, которые необходимо соблюдать при проведении социально-психологических исследований.
- Дайте определение процедуре дебрифинга. Как и для чего она проводится?
Раздел 2. Психология общения и межличностное взаимодействие.