Тема 2. История развития основных идей социальной психологии

План

1.Предпосылки возникновения социальной психологии.

2.Выделение СП в самостоятельную область знания.

3.Первые исторические формы социально-психологического знания.

4.Предпосылки возникновения социально-психологического знания в системе марксизма.

5.Экспериментальный период развития СП.

Литература

А) обязательная: 1,4

Б) дополнительная: 5

Вопросы и задания для самоконтроля:

1). Что предшествовало становлению СП?

2). Раскройте связь СП с социологией и психологией.

3). Охарактеризуйте первые исторические формы социально-психологического знания.

4). Каковы предпосылки возникновения социально-психологического знания в системе марксизма.

5). Какой исторический период в развитии СП свидетельствует о превращении ее в экспериментальную науку?

6). Охарактеризуйте основные теоретические направления в развитии СП, сформировавшиеся во второй половине ХХ-го века.

7). В чем проявляет себя современный социальный конструктивизм?

Тема 3. Закономерности общения и взаимодействия: связь между межличностными и общественными отношениями

План

1.Место общения в жизни общества.

2.Структура общения, взаимодействие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

3.Закономерности общения и взаимодействия людей.

4.Личность в контексте общественных отношений.

5.Место и природа межличностных отношений.

Литература:

А) обязательная: 1,2

Б) дополнительная: 3

Вопросы и задания для самоконтроля:

1). Что такое общение?

2). Как соотносятся понятия «общение» и «взаимодействие»?

3). Охарактеризуйте закономерности общения и взаимодействия людей.

4). Дайте определение общественных и межличностных отношений.

5). Что такое социальная роль?

6). Раскройте специфику связи между общественными и межличностными отношениями.

7). В чем проявляет себя единство общения и деятельности?

Тема 4. Социальная психология групп, их классификация; особенности взаимодействия и развития межгрупповых отношений.

План

1.Проблема группы в СП.

2.Психология больших социальных групп.

3.Стихийные группы и массовые движения.

4.Психология малых групп.

5.Психология межгрупповых отношений.

Литература

А) обязательная: 1,4

Б) дополнительная: 5

Вопросы и задания для самоконтроля:

1). Что является предметом изучения психологии больших и малых социальных групп?

2). Определите основание для классификации больших / малых социальных групп.

3). Охарактеризуйте виды больших / малых социальных групп.

4). Чем стихийные группы отличаются от организованных групп?

5). Какие механизмы обусловливают формирование и развитие групп (больших и малых),

коллектива?

6). Что является показателем сформированности группы / коллектива ?

7). Что отличает лидера и стиль его взаимодействия с группой?

Тема 5. Социальная психология личности: механизмы общения и взаимодействия, влияние социокультурного контекста

План:

1.Проблема личности в СП.

2.Социализация: понятие, содержание, стадии.

3.Институты социализации. Влияние социокультурного контекста на становление личности.

4.Социальная идентичность личности и формы ее активности.

5.Социально-психологические качества личности.

Литература:

А) обязательная: 1,3

Б) дополнительная: 4

Вопросы и задания для самоконтроля:

1) Дайте определение понятию «личность».

2). Что такое социализация?

3). Что входит в социокультурный контекст личности?

4). Охарактеризуйте известные вам социальные институты с точки зрения их влияния на становление личности?

5). Что составляет иерархическую диспозиций личности?

6). Что определяет социальную идентичность личности?

7). Какие качества личности относят к социально-психологическим?

Модуль 2. Прикладные аспекты социальной психологии

Наши рекомендации