Конфликтная ситуация), (инцидент).
f. Участник дискуссии, спора, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими это - … оппонент.
g. Динамика конфликтапредставляет собой … … … (ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов).
h. … конфликта— это процесс обострения противоречий и борьбы его участников (Усиление).
i. Разрешение конфликта— это процесс нахождения … … …, имеющей личную значимость участников конфликта, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений (взаимоприемлемого решения проблемы).
j. Противоречия возникающие в результате «рассогласования» знаний, умений, личностных качеств; функций управления; эмоциональных, психических и других состояний; технологических, экономических и других процессов; целей, средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; взглядов, убеждений; в понимании, интерпретации информации; ожиданий, позиций; оценок и самооценок называются … (источниками конфликтов).
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1.. Учет социального опыта, следование традициям, обычаям, предписаниям соответствует модели поведения (по Э.Берну)
А) Родитель;
Б) Дитя;
В) Взрослый;
Г) Принц.
2. Установить соответствие элементов второго ряда элементам первого ряда.
Типы личности в общенииАвторы теорий
А) интроект; 1) К.Г.Юнг;
Б) интроверт; 2) Д.Роттер;
В) интернал; 3) Э.Шостром;
Г) дистрактор; 4) Ф.С.Перлз;
Д) манипулятор. 5) В.Сатир.
3. Установить наиболее характерный вариант соответствия элементов второго ряда элементам первого ряда.
Модели поведения в общенииКоммуникативные «пристройки»
А) Родитель; 1) рядом;
Б) Дитя; 2) сверху;
В) Взрослый. 3) снизу.
4. Стремление использовать партнера в своих интересах характерно для общения
А) примитивного;
Б) манипулятивного;
В) стандартизованного;
Г) конвенционального.
5. Приписывание собственных отрицательных качеств другим людям характеризует защитный механизм
А) проекции;
Б) агрессии;
В) отрицания;
Г) интроекции.
6. Компромисс в общении выступает, прежде всего, как
А) вид взаимодействия;
Б) стратегия поведения;
В) форма воздействия;
Г) коммуникативная «пристройка».
7. Одним из действий в процессе общения выступает
А) сотрудничество;
Б) конкуренция;
В) перехват инициативы;
Г) привлечение внимания.
8.Установить соответствие элементов второго ряда элементам первого ряда.
Виды отношенийФормы реализации воздействий
А) эмоционально-положительные; 1)обращение;
Б) деловые; 2) ослабление напряжения;
В) эмоционально-негативные. 3) одобрение;
4) антагонизм;
5) высказывание мнения;
6) предложение.
9. Существенным признаком авторитарной стратегии общения выступает
А) выражение антагонизма;
Б) требование;
В) поиск компромиссов;
Г) предложение высказать мнения.
10. Стратегия взаимодействия при неадекватно низкой оценке другой группы и высокой оценке своей называется
А) соперничеством;
Б) соревнованием;
В) внутригрупповым фаворитизмом;
Г) межгрупповой дискриминацией.
11. Ущемление прав другой группы называется
А) противоборством;
Б) соревнованием;
В) внутригрупповым фаворитизмом;
Г) межгрупповой дискриминацией.
12. Наивысшая степень эмоциональной напряженности в ситуации развития конфликта проявляется на стадии
А) нарастания напряженности;
Б) обострения;
В) кульминации;
Г) взрыва.
13. Для разрешения конфликтной ситуации целесообразна такая позиция участников, как
А) корректность;
Б) субъективность;
В) пассивность;
Г) сокрытие эмоций.
14. Эффективным приемом разрешения конфликта обычно выступает
А) обмен любезностями;
Б) смещение критики на другой объект;
В) избегание критики;
Г) конструктивная критика с указанием положительного.
15. Целесообразна такая стратегия разрешения конфликтных ситуаций, как
А) усиление конфронтации;
Б) переговоры;
В) третейский суд;
Г) дискуссия.
Темы для рефератов
1. Проблема межличностного конфликта в работах Э. Берна.
2. Психоаналитическое направление в разработке теории конфликта.
3. Понятие о конфликтах в зарубежной конфликтологии.
4. Понятие о конфликтах в отечественной конфликтологии.
5. Психологическая структура конфликта.
6. Причины межличностных конфликтов.
7. Проблема внутриличностного конфликта в зарубежной и отечественной
психологии.
8. Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов.
9. Роль механизмов психологической защиты в преодолении конфликтов.
10. Стили поведения сторон в конфликте.
11. Конфликты в организациях.
12. Профилактика конфликтов.
13. Психологическая характеристика конфликтной личности.
14. Методы разрешения конфликтов
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Направления в разработке теории конфликта.
2. Основные понятия и определения конфликтологии.
3. Методология и методы конфликтологии.
4. Функции конфликтологии.
5. Проблема классификации в конфликтологии.
6. Основные виды классификации конфликтов.
7. Место конфликтологии в системе наук.
8. Конфликтология как наука. Современное понимание предмета и задач конфликтологии.
9. Предпосылки возникновения и развития конфликтологии. Основные этапы развития конфликтологии.
10. Конфликт как психологический феномен.
11. Понятие и содержание конфликта.
12. Понятие конфликта в зарубежной конфликтологии.
13. Понятие конфликта в отечественной конфликтологии.
14. Структура конфликта.
15. Конфликтная ситуация.
16. Стороны конфликта.
17. Влияние толерантности на позиции в конфликте.
18. Реальный и идеальный объекты конфликта.
19. Возникновение конфликтной ситуации и инцидент.
20. Влияние толерантности на образ конфликтной ситуации.
21. Факторы, влияющие на искажение образа конфликтной ситуации.
22. Основные виды конфликтов.
23. Причины межличностных конфликтов.
24. Проблема внутриличностного конфликта в зарубежной и отечественной психологии.
25. Показатели внутриличностного конфликта.
26. Структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А.Шипилов).
27. Виды внутриличностного конфликта.
28. Условия возникновения конфликта.
29. Функции конфликтов.
30. Влияние конфликта на основных участников конфликта.
31. Влияние конфликта на социальное окружение.
32. Типы невротических конфликтов.
33. Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов.
34. Роль механизмов психологической защиты в преодолении конфликтов.
35. Основные периоды (этапы) развития конфликта.
36. Возникновение конфликтной ситуации и сигналы конфликта.
37. Осознание конфликта и его источники.
38. Условия возникновения и протекания конфликта.
39. Толерантность и конфликтность в действиях участников конфликта.
40. Завершение конфликта и готовность сторон к его разрешению.
41.Стили поведения сторон в конфликте: конфронтация, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.
42. Конфликты в организациях.
43. Источники конструктивных и деструктивных конфликтов в организациях.
44. Действия в конфликтных ситуациях.
45. Меры по профилактике конфликтов.
46. Типология и психологическая характеристика конфликтной личности.
47. Методы поддержания и развития сотрудничества.
48.Стили поведения сторон в конфликте.
49. Методы разрешения конфликтов
50. Разрешение конфликтов без посредника.
51. Метод творческой визуализации.
52. Рационально-интуитивный метод.
53. Картография конфликта.
54. Метод Декартовых координат.
55. Метод принципиального ведения переговоров.
56. Участие третьей стороны в разрешении конфликтов.