Семинарское занятие № 5 (4 часа)

Тема: Категории и виды эмоциональных процессов

Цель:формирование представлений об эмоциональных состояниях в психологии эмоций.

Организационная форма занятия:дискуссия.

Время: 80 минут.

План семинарского занятия и расчет времени:

1. Организационный момент занятия–3-5 мин.

В начале занятия преподаватель:

­ проверяет по списку отсутствующих на занятии студентов;

­ объявляет тему, цель, актуальность, содержание и основные этапы занятия.

2. Основные задания для развития и контроля владения компетенциями:

- Сообщения студентов по заранее предложенным темам с обсуждением докладов – 70 мин.

3. Подведение итогов – 3 -5 мин.

Методические рекомендации:

Преподаватель заранее объявляет студентам темы сообщений для обсуждения.

Темы сообщений:

1. Классификация эмоциональных состояний:

· чувственный (эмоциональный) тон ощущений

· собственно эмоции и их классификации

· чувства и их классификация

· настроения и их особенности

· характеристика аффекта

· стресс: стадии развития, типы реагирования

· фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации.

2. Патология эмоций: аффективные синдромы и расстройства.

Студенты должны владеть технологией ведения диалога на заданную тему. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующим литературным источникам и электронным ресурсам:

По первому вопросу: студент в ходе занятия должен рассмотреть различные подходы к классификации эмоциональных состояний (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.М. Смирнов, А.И. Трохачев и др.). Охарактеризовать эмоциональный тон ощущений, классификации эмоций (К. Изард: интерес, удивление, радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, стыд, вина; Б.И. Додонов: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, гедонистические, акизитивные, эстетические; по происхождение: низшие и высшие эмоции, по признаку воздействия на организм: стенические, астенические; по знаку: положительные и отрицательные), классификации чувств (моральные, интеллектуальные, эстетические), особенности настроения (основные характеристики, причины и структура) и связь насроений с социальным контекстом поведения, аффекты (фазы, признаки, факторы, провоцирующие аффект) и их влияние на личность, стресс (физиологический и психологический стресс, стадии развития, типы реагирования), фрустрацию (типы фрустрирующих ситуаций, виды фрустрационного поведения (Е.П. Ильин, Ф.Е. Василюк, Н. Майер, Э. Фромм), понятие фрустрационной толерантности). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие учения и современное состояние проблемы М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1995; Бернс Д. Тайна настроения // Руководство по саморегуляции настроения и самочувствия. — М.: Рипод Классик, 1997; Василюк Ф.Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984; Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004;Додонов В.И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978; Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987; Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008;Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983; Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. - М.: Наука, 1970; Левитов Н.Д. Фрустрация - один из видов психических состояний // Вопросы психологии, 1967. - № 3; Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979; Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982.

По второму вопросу: студент должен иметь представление об аффективных синдромах (тревожный синдром, депрессия, мания, дисфория); о продуктивных (патология чувственного тона (эмоциональная гипе- и гиперестезия), патология эмоциональных состояний, отношении, реакций (гипотимия (растерянность, тревога, тоска), гипертимия (экстаз, благодушие, эйфория, страх), паратимия (эмоциональная неадекватность, амбивалентность, гневливость), нарушения динамики эмоций (слабодушие, тугоподвижность эмоций, эмоциональная лабильность)) и негативных (по экстенсивности (эмоциональная патологическая инверсия, сужение эмоционального резонанса), по интенсивности (эмоциональная тупость, побледнение эмоций, эмоциональная нивелировка)) эмоциональных расстройствах. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – Ростов н/Д.: ЛРНЦ «Феникс», 2000; Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2003; Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: учебник. – М.: Медицина, 1995;Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Основные понятия:эмоциональный (чувственный) тон, настроение, эмоции, чувства, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, аффект, стресс, фрустрация, страсть, амбивалентность, апатия, депрессия, любознательность.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004.

3. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008.

5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

7. Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства - М.: Логос, 2002.

б) дополнительная литература:

1. Бернс Д. Тайна настроения: Руководство по саморегуляции настроения и самочувствия.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997.

2. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – Ростов н/Д.: ЛРНЦ «Феникс», 2000.

3. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

4. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб: Питер, 2001.

5. Долгова Т.П. Общая психология: Учеб.пособие: Ч.1. Психология потребностей, мотивов и эмоций. - Тверь, 1997.

6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат, 2007.

7. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2003.

8. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: учебник. – М.: Медицина, 1995.

9. Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

10. Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ, 2009.

11. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер М.: Изд-во Моск.ун-та, 1993.

12. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://psychology.net.ru/articles - Мир психологии

2. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор

3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии

4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

5. http://www.psyworld.info – Мир психологии

6. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.

7. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

8. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

9. www.psychology.ru – портал «Психологический навигатор»

10. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Выполните конспект: «Психология стресса: понятие, виды. Фрустрация» // Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992.

2. Заполните таблицу: «Классификация видов эмоциональных состояний».

Виды эмоциональных состояний Краткая характеристика
   

3. Проведите сравнительную характеристику чувственного тона и ощущения; эмоционального тона и эмоций; эмоций и чувств.

Темы рефератов:

1. Эмоциональные феномены и их психологическая характеристика.

2. Эмоции и человеческая индивидуальность.

3. Теории стресса. Психологическая защита при стрессе.

4. Понятие фрустрационной толерантности.

5. Аффективные расстройства: эйфория, апатия, эмоциональная тупость, эмоциональная неадекватность, эмоциональная амбивалентность.

Наши рекомендации