Тема 2. Виды организаций и правовые основы их функционирования
1. Что такое организация
2. Виды организаций
3. Правовые основы функционирования предприятия
4. Зарождение и развитие менеджмента
Общество образует большое количество организаций, которые различаются по характеру и целям деятельности, по форме собственности, но действуют на основе определенных правил и процедур.
Организация – социальное образование (группа людей), которое функционирует на относительно постоянной основе и сознательно координирует свою деятельность для достижения общей цели. В украинском законодательстве организации, обладающие определенным имущественным комплексом для осуществления предпринимательской деятельности и имеющие статус юридического лица, называют предприятиями.
Понятие «организация», «предприятие», «фирма» используют как взаимозаменяемые для определения социотехнических систем, то есть таких, которые содержат социальные (людей) и технические (технологии, здания) компоненты.
Организации могут быть формальными и неформальными.
Формальные возникают по воле руководителей и проектируются ними целенаправленно. Они имеют четкую структурную иерархию и определенные зоны действий для каждого работника.
Неформальные организации - это организации, которые возникают спонтанно. У лиц, входящих в них, отсутствуют единые цели. Система социальных связей, норм и действий формируется не по распоряжению руководства, а стихийно. Неформальные организации (группы) существуют почти во всех формальных организациях, за исключением очень малых. Их возникновение обусловлено тем, что не все интересы и социальные потребности людей могут быть удовлетворены в пределах формальной организации.
Созданные организации существуют по внутренней логике и могут терять зависимость от людей, которые создали. Каждый индивид пытается использовать организацию для достижения собственных целей, надеясь, что она даст ему возможность заниматься интересной, престижной, важной деятельностью, обеспечит определенной информацией, предоставит необходимые права, власть, самостоятельность, гарантировать безопасность и социальную защиту.
Организация в свою очередь, использует возможности работников для укрепления и развития, и ожидает от них определенного опыта, знаний, квалификации, активности, ответственности, дисциплины, признания своих целей и ценностей.
Процесс построения организации часто тоже называют организацией, поэтому чтобы выделить функцию управления, в дальнейшем будем называть функцией организации.
В соответствии с целевым назначением, организационно-правовой формой и другими показателями, все организации классифицируют по различным критериям:
1. по цели образования и характеру деятельности:
· коммерческие, осуществляют деятельность с целью получения прибыли (производственные предприятия, банки, посреднические и консалтинговые фирмы и т.п.);
· некоммерческие, не ставят целью получение прибыли (социальные, благотворительные, образовательные, медицинские, научные, государственные управленческие структуры)
2. по форме собственности:
· частные, основанные на собственности отдельных граждан;
· коллективные, основанные на собственности трудовых коллективов;
· государственные, имущество является общегосударственной собственностью или административно-территориальных органов власти (коммунальные);
· общие.
3. по правовому статусу и форме хозяйствования:
· единоличные, собственность одного лица или семьи. Несут ответственность по своим обязательствам всем имуществом или капиталом;
· кооперативные - добровольные объединения граждан с целью совместного ведения хозяйственной или иной деятельности, характеризуются непосредственным участием каждого члена в деятельности, использованием собственного или арендованного имущества. Преимущественно они создаются в аграрном секторе.
· хозяйственные общества - объединение предпринимателей в зависимости от характера производственной деятельности и возможной их интеграции или их капитала и степени ответственности по своим обязательствам. К ним относятся:
- общества с полной ответственностью (несут общую ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом);
- общества с ограниченной ответственностью (уставный фонд, разделенный на части, размер которых определяется учредительными документами, участники несут ответственность в пределах их вкладов);
- коммандитные общества (в состав которых входят члены с полной ответственностью и ограниченной, полное общество, но с правом привлечения дополнительных участников (коммандистов), которые отвечают в пределах личного вклада в имущество такого предприятия);
- акционерные общества - хозяйственные общества, уставный капитал которых разделен на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, корпоративные права за которыми удостоверяются акциями. Акционерами обществ являются физические и юридические лица, а также государство, в лице органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, или территориальная община в лице органа, уполномоченного управлять коммунальным имуществом, которые являются владельцами акций общества. Акционерные общества по типу разделяются на публичные акционерные общества и частные акционерные общества. Количественный состав акционеров частного акционерного общества не может превышать 100 акционеров. Публичное акционерное общество обязано пройти процедуру листинга. Частное акционерное общество может осуществлять только частное размещение акций.
4. по функционально-отраслевому виду деятельности: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые, банковские, туристические, лизинговые, транспортные и т.д.
5. по технологической целостности и степени подчинения:
Технологической территориальной целостностью обладают, как правило, головные (материнские) предприятия. Под влиянием головного в зависимости от правового статуса и объема капитала находятся:
· дочернее предприятие - юридически самостоятельная организация, которая осуществляет коммерческие операции и имеет собственный отчетный баланс. Головная фирма его контролирует, решает основные вопросы их деятельности и имеет контрольный пакет акций.
· ассоциированное предприятие - самостоятельно разрабатывает планы собственного экономического и социального развития и не подконтрольное головной фирме, которая владеет его акциями.
· филиал не имеет юридической и хозяйственной самостоятельности, не имеет собственного устава и баланса. Фирма действует от имени и по поручению головного предприятия и имеет одинаковое с ним название.
6. по размеру предприятия, численности работников и объему валового дохода:
· малые - среднесписочная численность работников в зависимости от сферы деятельности составляет: в промышленности и строительстве до 200 человек, в других отраслях производственной сферы - до 50, в сельском хозяйстве - до 60 человек, в области науки и научного обслуживания - до 100 человек, в непроизводственный сфере - до 25, в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 15 человек. Объем валового дохода не превышает суммы 500 тыс -1 млн грн в год, в зависимости от отрасли.
· средние и большие в действующем законодательстве не разграничивают, однако средние насчитывают сотни работников и объемы производства от 1 до 5 млн грн, крупные - более тысячи и объемы производства за год больше 5 млн грн.
Часто отдельные хозяйствующие субъекты объединяются, преследуя определенную цель. К наиболее распространенным добровольным объединениямотносятся:
· ассоциация - объединение предприятий с целью постоянной координации хозяйственной деятельности, ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников;
· корпорация - объединение хозяйственных субъектов на основе сочетания научно-технических, производственных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников;
· консорциум - временное объединение промышленного и банковского капитала для осуществления совместного крупного хозяйственного проекта, участниками консорциума могут быть не только фирмы, но и государства;
· концерн - уставное объединение предприятий разных отраслей промышленности, транспорта, торговли, банков для осуществления совместной деятельности, характеризуется единством собственности и контроля. К управлению концерном привлекают представителей предприятий-участников, осуществляющих общее руководство, решают принципиальные экономические и финансовые вопросы;
· холдинг - объединение, создают материнские и дочерние компании, первые имеют контрольный пакет акций другого предприятия, объединения (дочерних компаний);
· финансово-промышленная группа (ФПГ) - объединение юридически и экономически самостоятельных предприятий разных отраслей, возглавляемых банком, который распоряжается капиталом предприятий, входящих в него, и координирует все сферы их деятельности;
· кластер(в экономике),(англ. cluster) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Кластер обладает свойствами взаимной конкуренции его участников, кооперации его участников, формирования уникальных компетенций региона, формированием концентрации предприятий и организаций на определённой территории. Кластеры являются одной из форм взаимодействия организаций и социальных групп в рамках совместной цепочки ценности.
Объединения действуют на основе договора или устава, который утверждает их учредитель или собственник. В уставе предприятия определяется владелец и наименование предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, его органы управления, порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов (совет трудового коллектива, совет предприятия и т.д.), уставный фонд, источники существования и порядок образования имущества предприятия, условия, причины реорганизации и прекращения деятельности предприятия.
Взаимоотношения между администрацией предприятия и производственным трудовым коллективом регулируются коллективным договором. Он регулирует производственные, трудовые, экономические и социальные отношения трудового коллектива с администрацией (собственником) любого предприятия, которое использует наемный труд. Предприятие берет на себя обязательства осуществлять мероприятия предусмотренные договором: создавать благоприятные и безопасные для здоровья людей условия труда, обеспечивать рост производительности и оплаты труда, профессиональную подготовку и повышение квалификации кадров, социальную защиту работников предприятия. Коллективный договор заключается ежегодно и отчитываются о его выполнении стороны, которые его заключили не менее двух раз в год на общем собрании трудового коллектива (профсоюза).
Создание предприятия и его деятельность регламентирует закон Украины «О предприятиях в Украине». Основные положения этого закона регулируют процесс создания, ликвидации, реорганизации и порядок регистрации предприятия, предусматривают механизм управления предприятием и самоуправления трудового коллектива, определяют правовые и экономические условия хозяйствования, пользования природными ресурсами, формирования и использования имущества, ценообразования, контроль, учет, отчетность и финансовые отношения и тому подобное.
Управление, как явление общественной жизни появилось в начале цивилизации. Но как научная дисциплина управление возникло лишь в конце 19 - начале 20 вв.
Теория управления (менеджмента) формировалась в виде различных концепций и управленческих школ. Можно выделить два периода ее формирования: эмпирический, основанный на практическом опыте и интуитивном понимании, и теоретический, основанный на глубоком осмыслении ее основ и логики, использовании достижений других наук - психологии, социологии, математики, антропологии.
Определяющим этапом в развитии управления стало зарождение и становление государственности. Первые примеры сознательного управления относятся к 5-3 тысячелетию до н.э. и это было зафиксировано на глиняных табличках в Древнем Египте и Шумере.
Систематизация о предыстории управления позволила выделить пять этапов в становлении управленческой науки:
· 1 управленческая революция – религиозно-коммерческая. Жрецы в Шумере (5 тыс до н.э.) вели фиксацию деловых сделок и коммерческие расчеты;
· 2 управленческая революция – светско-административная. Вавилонский царь Хаммурапи (1792 до н.э.) опубликовал сборник законов, где регулировались общественные отношения между различными социальными слоями населения, благодаря которым усиливался контроль и ответственность за выполнение работ;
· 3 управленческая революция - производственно-строительная. Ассирийский правитель Навуходоносор (605 до н.э.) осуществлял контроль за деятельностью в сфере производства и строительства;
· 4 управленческая революция охватывает период зарождения капитализма и стремительного индустриального развития европейской цивилизации (17-18 вв.). Ее результатом стало возникновение профессионального управления. Большая заслуга принадлежит шотландскому экономисту Адаму Смиту, английском социалисту - утописту Роберту Оуэну, английскому математику Чарльзу Бебиджу.
Однако эти исследования были разрозненными. Наука управления как целостная система появилась только в 20 веке. Её появление связывают с 5 управленческой революцией.
· 5 управленческая революция - бюрократическая. В ее основе концепция рациональной бюрократии, которая сыграла важную роль в обеспечении эффективности управления путем формирования иерархических структур, разделения управленческого труда, четком определении должностных обязанностей и установлении ответственности за их выполнение.
Информационная управленческая революция привела к способности управленческого аппарата быстро обрабатывать большие объемы информации, сместила акценты в системе общего менеджмента по организации производственных процессов на маркетинговый менеджмент, то есть переориентировала систему управления организацией на выявление и удовлетворение потребностей потребителей.
В 19 веке возникло бурное развитие промышленности. Контролировать, координировать, обеспечивать высокое качество работы старой системой управления, которая использовала эмпирические достижения, эффективно не удавалось. В начале 20 века первые важные идеи в области развития науки менеджмента трактуют как классическое направление. Сейчас это направление рассматривают с позиции двух школ: школы научного управления и школы административно-бюрократического управления.
Основоположник первой школы Фредерик Тейлор (1856), самым главным в управлении он считал умение определить и реализовать цели.
Основоположник второй школы немецкий ученый Макс Вебер (1864) считал, что управление следует осуществлять на обезличенной основе. Менеджеры не могут быть владельцами, которые часто действуют слишком рискованно, а должны работать согласно правилам и процедурам, что гарантирует предсказуемость их поведения. К этой же школы принадлежит француз Анри Файоль (1841), который изучал и описывал сугубо управленческий труд, основал процессуальный подход, выделил 5 функций управления - планирование, организацию, координирование, мотивирование и контроль.
Повышение эффективности управления, благодаря возможностям сферы человеческих отношений – такой вывод сделала Мэри Паркер Фоллет (1868) и начала новое направление в менеджменте - гуманистическое. В рамках этого направления сформировались три школы: человеческих отношений, человеческих ресурсов и поведенческая школа.
На основе работ Фоллет, Маслоу, Герцберга была сформулирована новая философия человеческих отношений, которая учитывала психологические мотивы поведения людей в процессе производства, проблемы групповых отношений, конфликты и сотрудничество, коммуникационные барьеры, неформальные организации, изучала человеческие потребности и разработала психологические теории мотивации.
В 60-70 годы 20 века бизнес стал гибким, динамичным, адаптивным и сформировались 2 подхода к управлению организациями, которые интегрировали предыдущий опыт - системный и ситуационный.
Системный и ситуационный подходы рассматривали организацию как открытую систему, совмещенную многочисленными связями с внешней средой. Они получили всеобщее признание и стали основой современного менеджмента.
Системный подход - основоположники экономист Кеннет Боулдинг, кибернетик Норберт Винер, которые рассматривали организацию как систему, учитывали и изучали связи между ее элементами, их обоюдное влияние, когда изменение одного элемента приводит к изменению остальных, сложный характер зависимости от внешней среды.
Ситуационный подход к управлению организацией, основные положения которого разработаны американскими теоретиками Питером Друкером, Игорем Ансоффом, Майклом Портером утверждает, что выбор и применение методов управления целиком зависят от ситуации. Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств, влияющих на организацию в определенное время.
Хотя существует очень большое количество и разнообразие концепций менеджмента, но ученые пришли к выводу, что универсальной теории менеджмента не существует.
Вопросы для самоконтроля:
1. Организация, как социотехнические системы.
2. Виды, организационно-правовые формы предприятий в Украине.
3. Историческое развитие практики управления.
4. Школы управления и их направления.
5. Современные концепции менеджмента.