Функция завершения
Исторически обращение непосредственно к процессу завершения избегалось по нескольким причинам. Уорд (Ward, 1984) приводит две из числа наиболее значимых. Во-первых, завершение ассоциируется с потерей – традиционным предметом табу во всех частях общества. Даже несмотря на то, что, как указывает Хейес (Hayes, 1993), потеря может сопровождаться созданием чего-либо заново, усовершенствованием, достижением лучшего знания себя и новыми открытиями, консультирование обычно все внимание уделяет росту и развитию безотносительно к завершению. Во-вторых, умение завершить консультирование не относят непосредственно к навыкам, облегчающим взаимоотношения консультирования (Ivey, 1988). Вследствие этого завершение не является таким процессом, которому обычно уделяют внимание при обучении консультантов. Все же его значение начало осознаваться в связи с социальными тенденциями, такими как старение американского населения (Hodgkinson, 1992), широкое принятие концепции стадий жизни (Sheehy, 1976) и увеличение внимания к смерти как части жизненного процесса (Kubler-Ross, 1969).
Завершение выполняет несколько важных функций. Во-первых, завершение сигнализирует о том, что нечто закончено. Жизнь – это ряд «здравствуй» и «прощай» (Goldberg, 1975; Maholick & Turner, 1979). «Здравствуй» начинаются с рождения и «прощай» заканчиваются со смертью. Между рождением и смертью индивиды встречаются и расстаются с огромной вереницей явлений и событий, включая работу, взаимоотношения и смену жизненных периодов. Развитие и приспособляемость зависят от способности участвовать в максимальном количестве этих событий и извлекать из них уроки. Чтобы приступить к чему-нибудь новому, необходимо завершить и осмыслить предыдущее событие (Perls, 1969). Завершение – это возможность должным образом закончить усвоение опыта, на личностном или профессиональном уровне (Hulse-Killacky, 1993). В консультировании завершение «является больше чем действием, означающим конец терапии», оно является также мотиватором (Yalom, 1995).
И клиента, и консультанта мотивирует знание того, что опыт консультирования ограничен во времени (Young, 1998). Это осознание подобно пониманию молодым человеком того, что он не может оставаться всегда подающим надежды и молодым, – событие, которое часто происходит на пороге 30-летия. Такое пони мание может вызвать прилив бурной деятельности, чтобы успеть, пока еще остается время, сделать что-либо значительное. Отдельные консультанты, в частности, связанные со стратегической, системной, проблемно-риентированной семейной терапией, преднамеренно ограничивают количество сессий консультирования с тем, чтобы клиенты и консультанты лучше осознавали ограниченность времени и максимально использовали сессии (Gladding, 1998). Ограничение числа сессий также эффективно сказывается в индивидуальном консультировании (Munro & Bach, 1975).
Во-вторых, завершение является средством сохранения уже достигнутых изменений и генерализации приобретенных в процессе консультирования навыков решения задач (Dixon & Glover, 1984; Doyle, 1998). Успешное консультирование приводит к значительным изменениям в способах восприятия, мышления и деятельности клиента. Эти изменения отрепетированы в консультировании, но они должны быть осуществлены в реальном мире. Завершение обеспечивает возможность для такой практики. Клиент может всегда возвратиться к консультанту для любого необходимого продолжения работы, но завершение – это естественная отправная точка для начала независимой деятельности. Это придающий силы опыт для клиента, который позволяет ему взглянуть на то, что происходит в на стоящем, совершенно новым или, по крайней мере, модифицированным способом. В завершении создается возможность придать «осмысленность деятельности» (Gladding, 1990, р. 130). Другими словами, то, что кажется финалом, оказывается началом.
В-третьих, завершение служит напоминанием о том, что клиент стал более зрелым (Vickio, 1990). Помимо приобретения клиентом новых навыков или способности по-новому взглянуть на себя, эффективное консультирование, которое заканчивается соответствующей процедурой завершения, ставит веху в жизни клиента, обозначая начало периода, когда он может меньше быть поглощен и озабочен личностными проблемами и способен лучше адаптироваться к новым людям и событиям. Эта способность управлять внешними обстоятельствами может привести к установлению более взаимообусловленных отношений, которые являются взаимно благоприятными и, следовательно, приводят к «более независимой и удовлетворяющей жизни» (Burke, 1989, р. 47). Достигнув успешного разрешения проблемы, клиент обретает новое понимание и способности, которые сохраняются в памяти и могут быть вызваны в необходимых случаях.