Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция

Отмечена в законодательном порядке

Финансовая система. Гос. бюджет. Гос. расходы и совокупный спрос. Налоговая и фискальная политика РК.

Финансы - это система экономических отношений по поводу об­разования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ре­сурсов. Бывают следующие виды финансов.

♦ финансы фирмы.

♦ местные финансы.

♦ государственные финансы.

Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финан­совой системой, в политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач называется финансовой. Финансовая политике тесно связана с финансовой, денежной, кредитной системами.

Через государственные финансы перераспределяется примерно. 1/3 ВВП, Центральное место в системе финансов занимает госбюджет. Госбюджет - это си­стема государственных доходов и расходов, централизованный фонд денежных ресур­сов, которым располагает правительство. Проект госбюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательными органами. По завершении финансового года правительство отчитывается о ходе исполнения бюджета, в соответствии с принятым в предыдущем году Законом о бюджете.

8. Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) - это механизм перераспределения финансовых ресурсов между кредиторами и заёмщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения денежных средств. Он делится на денежный рынок и ры­нок капиталов, на первичный и вторичный рынки, на национальный и международ­ный. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до года). Он в свою очередь делится на :

♦ учётный,

♦ межбанковский,

♦ валютный.

9. Рынок капиталов подразделяется на:

♦ рынок ценных бумаг,

♦ рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов.

На первичном мобилизуются финансовые ресурсы, на вторичном - эти ресурсы пере­распределяются,

10. На финансовом рынке обращаются ценные бумаги. К ценным бумагам, обра­щающимся на финансовом рынке, относятся ценные бумаги с фиксированным и не­фиксированным доходом, государственные, муниципальные, корпоративные бумаги

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между:

♦ основными фракциями парламента (т.е. основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране);

♦ собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собствен­ности, доходов и заработной платы, по поводу бюджетных расходов на социальные цели;

♦ общегосударственными и местными интересами;

♦ промышленными и сельскохозяйственными регионами, районами в отношении нало­гов и бюджетных дотаций;

♦ интересами отдельных отраслей и фирм по поводу налогов, субсидий, льготных кре­дитов, госзаказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий,

Каждый такой компромисс сопровождается борьбой политической, предвыбор­ной, в стенах парламента, фракционной и на страницах печати.

Налогооблагаемый доход юридических лип подлежит обложению налогом по ставке 30%.

Налогооблагаемый доход юридических лиц. зарегистрированных и осуществляю­щих деятельность на территории специальной экономической зоны, подлежит обложе­нию налогом по ставке 20%.

Юридические лица, для которых земля является основным средством производ­ства, уплачивают налог по ставке 10 % от дохода, полученного от непосредственного её использования.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

♦ финансирование государственных расходов {фискальная функция),

♦ поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между дохода­ми отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

♦ государственное регулирование экономики {регулирующая функция). Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

* установление системы налогообложения,

* определение налоговых ставок и их дифференциация,

* предоставление налоговых льгот, освобождение от налогов части прибыли при условии их целевого использования в соответствии с задачами ГЭП.

По законам РК при реинвестировании прибыли на техническое перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования доходы фирмы (предприятия) освобождаются от налогов. Государство приветствует вложение доходов фирм в свои ценные бумаги, доходы 01 которых освобождаются от налогов.

Все развитые страны обычно облагают налогом доходы, заработанные на их тер­ритории.

♦ финансирование государственных расходов {фискальная функция),

♦ поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между дохода­ми отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

♦ государственное регулирование экономики {регулирующая функция). Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

* установление системы налогообложения,

* определение налоговых ставок и их дифференциация,

* предоставление налоговых льгот, освобождение от налогов части прибыли при условии их целевого использования в соответствии с задачами ГЭП.

58)Налог – это принудительно изымаемое государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция – основная. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Фискальная политика – регулирование экономической активности путем манипулирования государственными расходами и налогами. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок. Различаются следующие виды ставок:

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание налога по мере возрастания дохода.

Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода, следовательно, выгодны лицам с большим объемом дохода.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

Наши рекомендации