Немного теории
Советы коллег
Ярослав Гафнер об интервью — одном из самых распространённых жанров журналистского творчества.
Ярослав Гафнер — молодой журналист (родился 7.09.1990).
Живет и работает в Омске. Сотрудничает с разными изданиями, пишет о кино, спорте и пр.
Открывая любую газету, любой журнал, вы наверняка наткнётесь на интервью. Включив телевизор и остановившись на новостном выпуске, вы увидите множество видеоинтервью. Документальные фильмы также, как правило, строятся на серии интервью, а не только на закадровом голосе ведущего. Как правильно брать интервью, какие подводные камни существуют в работе журналиста, интервьюирующего кого-либо, даёт советы, какую методику использовать в том или ином конкретном случае - статья с сайта МирСоветов.
Немного теории
Остановимся на трёх основных функциях журналистики, позволяющих донести результаты интервью до читателей. Это, прежде всего:
· информирование. Интервью должно быть информативным, т.е. содержащим ряд интересных фактов, новых вопросов и ответов, иначе сам смысл интервьюирования теряется;
· идеологическая функция (т.е. пропаганда ценностей, принятых в конкретный период). Она будет обязательно присутствовать, пусть даже и в завуалированной форме;
· функция воздействия, когда журналист, который берёт интервью, сознательно вовлекает аудиторию в процесс выработки положительного/отрицательного отношения к тому, что происходит.
Интервью рассматривается как комплексный жанр, который включает познавательную, ценностно-осмыслительную и художественную деятельность. Познавательная деятельность определяет такое качество текста интервью как документальность (именно в познании, информировании, проявляется общественный смысл или сущность журналистики). Ценностно-осмыслительная (идеологическая) деятельность предполагает то, что на всех этапах своей деятельности по созданию интервью журналист пребывает в ситуации ценностного переосмысления собственной деятельности (замысел интервью, сбор информации об интервьюируемом человеке, концепция и анализ интервью, воплощение в языковой форме, обработка данных). Журналист соотносит информацию, полученную от интервьюируемого человека, с ценностями аксеосфер (система ценностей в определённой иерархии), – этот процесс неизбежен. Относительно воздействующей функции стоит сказать, что журналистика, смыкаясь с художественной деятельностью, опирается на её творческие ресурсы и пользуется ими. Т.е. реальные чувства и диалог журналиста и интервьюируемого человека получают дополнительные эмоционально-образные добавки.
Журналист в случае с интервью пытается исключить себя из созданной картины, т.е. максимально снизить свою роль в процессе, предоставив свободу действий интервьюируемому, чтобы придать работе объективный оттенок.