Немного теории и репортаже как жанре публицистики

Репортаж - (франц. reportage, от англ. report: общий корень — латинский («reporto» — передавать, сообщать). Жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

Цель репортажа - показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Предмет репортажа - событие, сочетающее увиденное и услышанное, т.е. сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие.

В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее. Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи - описание + фрагменты)

Что общего и в чем различия РЕПОРТАЖА И ЗАМЕТКИ.

Общее содержание: сообщается о каком-либо общественно важном событии.

Различия

Р. Изображает событие как процесс. З. Лишь сообщает о событии как о свершившемся факте.

Личность автора всегда присутствует, Автор остается в тени.

его отношение к событию всегда

проявляется.

Каковы же приметы репортажа?

1. Изложение ведется от 1-го лица, ведет репортер.

2. «Открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность. В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события

3. Документализм, объективная точность.

4. Эскизность речи.

5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.

Построение репортажа.

В композиции репортажа традиционно выделяются три части:

1. зачин,

2. собственно репортажное описание - основная часть,

3. концовка.

Зачин– небольшой по объему композиционный элемент текста, который выполняет одну из следующих задач: 1) введение в тему; 2) название темы; 3) описание места действия; 4) описание характера или свойств действия; 5) авторская оценка события; 6) постановка вопросов, ответ на которые будет дан в последующем тексте. Здесь часто содержится интрига.

Алла Пугачева вновь ищет таланты! Корреспондент газеты «N» прошла кастинг, чтобы узнать, насколько честен отбор.

Основная часть ‑ сюжет, вокруг которого организуется весь материал. Поскольку темой репортажа может стать только то, что обязательно имеет событийность, в основной части нередко идет последовательное изложение события. Иногда это четкое, хронологическое повествование о том, что происходило. Шаг за шагом автор рассказывает нам о том, свидетелем чего он был на протяжении какого-то времени.

Порой, в зависимости от темы, основная часть может содержать не просто перечисление событий, но и подробно раскрытое содержание какого-либо события. Воссоздать динамику можно, как бы создав движение заново: отобрать лишь наиболее существенные фрагменты – моменты изменений и поворотов».

Тип речи ‑ повествование, так как идёт рассказ о событии. Обилие глаголов, желательно настоящего времени ‑ впечатление «сиюминутности» происходящего (идем, разбегаются, просят, раскупаются), глаголов совершенного вида (нарисовали, спели), кратких страдательных причастий (виден, вывезен, принесен, свернут, выкачен).

Начало кастинга – в десять утра. Еду заранее. Но таких, как я, ранних пташек слетелось поутру в «Лужники» немало.

Очередь тянется не несколько сот метров. Будущее российского шоу-бизнеса впечатляет: типажи на любой вкус. Пестроты толпе добавляет цыганская семья из 12 человек.

Концовка – (часто) содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя:

И, уже обращаясь к залу, примадонна продолжает:

- Вот кто тут кричал и ругался? Смотрите, какой парень. Голос нормальный, на сцене двигается хорошо. У многих здесь голоса сильные. Но это не главное. Вот он вышел – и нас зацепил, и вас. А все потому, что харизма. Вот так надо. Надо зажигать! И тогда мы вас заметим!

Язык репортажа.

Язык репортажа сочетает в себе элементы всех стилей: разговорного, публицистического, книжного. Представлена преимущественно нейтральная лексика. Это словесная основа жанра, и она функционально связана с коммуникативной задачей репортажа – рассказать о событии, передать информацию. Для репортажа характерно взаимодействие нейтральной лексики и разговорной, нередко эмоционально окрашенной.

Пример: «Рыбы-мутанты – это так, мелочь... – Трудно представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность...».

Разговорная лексика встречается не только в прямой речи, но и в повествовании. Использование разговорной лексики в репортаже тесным образом связано с авторским «я» - выражение авторских оценок.

Специальная терминологическая лексика, как правило, играет в репортаже дефинитивную (логико-определительную) и номинативную роль. В отличие от текстов научного стиля здесь термины используются в прямом значении. Специальная лексика должна быть доступна, помогает создать достоверность, очевидность, колорит описываемого события. Она может возникать в прямой речи героев репортажа.

Ни один репортаж не обходится без имен собственных, также служащих для конкретизации, усиления достоверности описываемого. Имена собственные используются для названий мест, откуда ведется репортаж, или как-то связанных с темой, для названия лиц, участвующих в репортаже, организаций, также непосредственно связанных с содержанием темы (Вадим Михайлов, Кремль). Часто в репортаж вводится прямая речь героев репортажа.

Наши рекомендации