Метод изложения рациональных доводов
Изложение рациональных доводов — это прямо
линейная схема, следуя которой вы представляете
аудитории наилучшим образом подкрепленные дока
зательствами доводы в таком порядке: второй по
силе довод в начале, самый сильный довод в конце,
остальные — между ними. Этот метод будет работать,
если ваши слушатели не имеют никакого определен
ного мнения о предмете, относятся к нему безразлич
но или, возможно, только лишь немного склоняются
в сторону «за» или «против».
Предложение. Я хочу, чтобы мои слушатели голо
совали за введение школьного налога во время но
ябрьского голосования.
I. Полученные средства позволят школам возродить
жизненно важные программы (второй по силе довод).
II. Полученные средства позволят сделать прибав
ку к зарплате учителям, в которой они очень нужда
ются, так как стоимость жизни выросла.
III. Реальные издержки для каждого отдельного
члена общества будут очень маленькими (самый
сильный довод).
Логику речи, построенной по схеме изложения
рациональных доводов, можно выразить так: если
хорошие доводы и доказательства, представленные
оратором, говорят в пользу предложения, предложе
ние должно быть принято.
Метод решения проблемы
Метод решения проблемы дает схему, в рамках
которой вы можете прояснить суть проблемы и на
глядно объяснить, почему предложенное решение
является наилучшим. Структура речи, построенной
по этому методу, часто организуется вокруг трех ос
новных положений: 1) есть проблема, которая требу
ет действий; 2) данное предложение поможет разре
шить проблему; 3) данное предложение является
наилучшим решением проблемы, потому что оно
обеспечивает позитивные результаты. Этот метод
также состоит в прямолинейном изложении доводов,
так что он лучше всего будет работать тогда, когда
предмет относительно малознаком аудитории, когда
она просто не знает о существовании проблемы или
когда аудитория не имеет никакого мнения, или в
умеренной степени либо за, либо против предложен
ного решения. Речь в поддержку предложения о вве
дении школьного налога может быть организована по
методу решения проблемы следующим образом:
Предложение. Я хочу, чтобы мои слушатели голо
совали за введение школьного налога во время но
ябрьского голосования.
I. Нехватка денег приводит к серьезным пробле
мам в общественном образовании (постановка про
блемы).
II. Предполагаемый доход от введения налога бу
дет достаточен, чтобы решить эти проблемы (реше
ние).
III. На сегодня, введение школьного налога — наи
лучший метод решения проблем общественного об
разования. (позитивные результаты).
Для речи, построенной с использованием схемы
решения проблемы, логика организации, связываю
щая доводы и цель оратора, может быть выражена
так: если представленная проблема не решается или
не может быть решена с помощью текущих мер, а
данное предложение способно разрешить проблему
практично и выгодно, то предложение должно быть
принято.