Занятие 5-6.Воспитание детей в семье
Теоретическая подготовка к занятию:Детско-родительские отношения. Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка. Виды родительских установок. Факторы и условия психического риска для будущего ребенка. Материнство как психологический феномен. Возрастная динамика отношений между детьми и родителями. Основные психологические модели детско – родительских отношений: психоаналитическая модель (З. Фрейд, Э.Эриксон, Э Фромм), бихевиористская (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), гуманистическая (А. Адлер, Р. Дрейкурс, Т Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, Ю.Б. Гиппенрейтер, Х. Джайнотт). Модели детско – родительских отношений в «народной психологии развития». Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие. Стили семейного воспитания. Воспитание ребенка в семье. Готовность молодых родителей к рождению ребенка. Родительские установки и стили воспитания. Воспитание детей в разных типах семей. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей. Стили воспитания. Домашний педагог в семье. Особенности воспитательно – образовательной деятельности современного домашнего педагога, учителя. Основные звенья системы воспитания семьянина.
Практическая часть:
Задача 7.Проанализируйте нижеприведенную ситуацию. Укажите категорию семьи и ее специфику. Насколько эффективным является данный тип семьи с точки зрения социально значимых критериев? Прокомментируйте свой ответ.
Я зашел в дом к своей девятикласснице Тане Туринской. Огромная библиотека, Стенды по сторонам комнаты, стенды поперек. Вышел изящный, седой человек в очках. Ему 84 года, он профессор. Старик нежно любит дочь Машу , дружит с ее мужем, но главная его страсть это Таня. Он рассказывал ей с детства греческие мифы, русские сказки, средневековые баллады, учил петь, читать стихи. Она все дни у него в библиотеке. Тут готовит уроки или помогает ему разбирать старые рукописи. Она выучилась от дедушки латинскому, немецкому, итальянскому. В школе изучала английский.Таня серьезная , подтянутая, учится по всем предметам на пять. На литературе в 9 классе писала настоящие филологические рефераты. Она так же вежлива и благородна как и ее дедушка. Такая же светлая . доброжелательная улыбка на ее губах , когда она беседует с кем – нибудь. [ 18]
Задача 8. Проанализируйте нижеприведенную ситуацию. Определите тип взаимодействия в системе « родители- дети», укажите его особенности. Какая это семья? Почему так себя ведет героиня?
Девятиклассница Рая П. росла в семье без родного отца. Отчим считал ее нахлебницей и требовал, чтобы она пошла на работу. Мать была против этого.
Девочка возвратилась из школы и села ужинать. Отчим пришел выпивший и сказал что не будет давать денег ( отдавать зарплату) , пока Рая не устроится на работу. Услышав слова отчима , Рая резко встала и грубо сказала :
- Садитесь ешьте, вам ведь все мало!
В семье возникла ссора. В это время пришел классный руководитель.
- Поди опять двойки по математике? – спросил отчим.
- К сожалению , не только двойки.- ответил учитель.
- А что еще? – торжествуя и радуясь, спросил отчим.
- Вот полюбуйтесь – и классный руководитель протянул записку.- Мальчики в голове появились. Какая уж тут математика!
В записке , адресованной подружке, Рая писала : « я поссорилась с Виктором из –за своей вспыльчивости и теперь не знаю , как перед ним извиниться. Вообще он хороший парень, а я дура».
Отчим развернул записку и собрался прочесть ее вслух. Рая вырвала записку и повернувшись к классному руководителю ,сдерживая слезы крикнула:
- Вы..вы, как шпион , как доносчик , только ходите по дворам, сплетничаете. Разве вы учитель?
С этими словами она выбежала во двор…
- Вот какая грубиянка ваша дочь… [ 19]
Задача 9.
Проанализируйте нижеприведенные ситуации , определите стиль воспитания. Укажите особенности стиля воспитания и его влияние на результат воспитания.
1.Кате родители разрешают гулять только до 21.00. Телевизор смотреть можно только по выходным. Все домашние задания Катя показывать обязана маме.Дружить со сверстниками ей запрещено.
2. Денис сам себе хозяин. Может заночевать у друзей. Родители знают что сын курит и ничего не говорят. Уроки он пропускает. Родители не реагируют на замечания учителей.
3. Ира послушная девочка. Родители в ней «души не чают». У девочки много друзей. Она хорошо учится и ходить в спортивную секцию. А летом вместе с папой и дедушкой любит ездить на рыбалку.
Задача 10.Проанализируйте нижеприведенные ситуации. Каков психологический климат каждой семьи?
А) Лиза и Влад – молодожены. Живут в своей квартире. Успешные, обеспеченные. Жена- домохозяйка. О детях не хотят думать, боятся испортить отношения.
Б) У Маши и Миши наконец то появился долгожданный малыш, которого ждали 7 лет. Родители молодым помогают. Муж постоянно рядом с женой, даже взял отпуск на работе на все лето чтобы помочь с малышом.
В)В семье Ивановых трое детей. А недавно семья поняла что ждет пополнение. Узи показало что будет двойня. Мать счастлива. А муж решил уйти из семьи.
Г) Катя и Дима влюбленная пара. Планируют поженится. Отношения нежные и доверительные. Мечтают о будущих детях.