Тема: Половое воспитание детей в семье

Вопросы для обсуждения

1. Половое созревание, развитие полоролевого сознания в разные возрастные периоды детства.

2. Половое воспитание девочек в семье.

3. Половое воспитание мальчиков в семье.

4. Подростковая и юношеская любовь.

Литература:

1. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М., 1991.

2. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. – М., 1990.

3. Диалоги о воспитании./ Под ред. В.Н. Столетова – М., 1985.

4. Гадасина А.Д. Плоды запретов. – М., 1991.

5. Добрович А.Б. Беседы о половом воспитании. – М.,1982.

6. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. – Екатеринбург, 1997.

7. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. – М., 1994.

8. Тимошенко Л.Н. В семье растет дочь. // Педагогический факультет. Знание, № 7 – 1978.

9. Спок Б. Ребенок и уход за ним. // Педагогический факультет. Знание, № 2 – 1989, №2 – 1990.

Занятие 9

Тема: Семья как социокультурная среда развития ребенка

Вопросы для обсуждения

1.Факторы социализации ребенка – дошкольника.

2. Влияние уровня образованности и культуры родителей на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

3.Современные средства социализации в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста.

4.Особенности семейного воспитания в разных национальных и культурных традициях.

Литература:

1. М. Ибука. После трех уже поздно. // Педагогический факультет. – 1991. – №4.

2. Шишова Т., Медведева И. Книга для трудных родителей. – М.,1994.

3. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.

4. Никитина Г.А. Народная педагогика удмуртов. – Ижевск, 1997.

5. Борисова Е. Мудрость народной педагогки. // Народное образование. –

1998. – №9-10.

6. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.,1993.

7. Домострой. – М., Советская Россия, 1990.

8. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. – М., 1979.

9. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М., 1995.

10. Мудрик А.И. Социализация и смутное время.

Занятие 10-11

Тема: Техника семейного воспитания

Вопросы для обсуждения

1. Понятия семейный климат, родительский авторитет, такт, интуиция.

2. Модели педагогического общения в семье.

3. Методы семейного воспитания.

4. Влияние родительской авторитарности на воспитание и развитие ребенка.

5. Возможности преодоления родительской авторитарности.

6. Воспитание общением, сотрудничеством, сотворчеством.

7. Использование ролевых позиций в общении.

8. Педагогическая рефлексия как часть педагогической культуры родителей.

9. Методика повышения родительской эффективности Т. Гордана.

Литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993.

2. Соловейчик С. Педагогика для всех. – М., 1987.

3. Кемпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. // Педагогический факультет. – 1990 – №4.

4. Учимся общаться с ребенком. / Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. и др. – М., 1993.

5. Гиперрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком.

6. Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности. / Популярная педагогика. – М., 1997.

7. Рахматшаева В. Грамматика общения: шаг за шагом к взаимопониманию. – М.,1995.

Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. Понятие семьи. Особенности семьи и брака на современном этапе.

2. Коммуникативная функция семьи. Взаимоотношение родителей друг с другом – основа семейного воспитания.

3. Репродуктивная функция семьи.

4. Воспитательная функция семьи.

5. Экономическая функция семьи.

6. Семья как один из важнейших микрофакторов социализации ребенка-дошкольника, как социокультурная среда развития ребенка

7. Условия эмоционального благополучия ребенка в семье.

8. Депривация в семье по психологическим причинам.

9. Нарушенные семейные отношения и неправильное воспитание – причина возникновения неврозов у детей.

10. Депривация в семье по внешним причинам.

11. Возможности коррекции и преодоления эмоционального неблагополучия детей в семье.

12. Знание возрастных физиологических и психологических особенностей детей – условие успешного воспитания.

13. Проблема воспитания детей вне семьи.

14. Специфика воспитания в семье “особенных” детей (дети с отклонениями в развитии, одаренные дети).

15. Предрасположенность и причины возникновения отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

16. Проблема детского алкоголизма, наркомании, табакокурения.

17. Роль отца в воспитании детей.

18. Половое воспитание девочек в семье.

19. Половое воспитание мальчиков в семье.

20. Воспитание трудолюбия ребенка в семье.

21. Эстетическое воспитание в семье.

22. Эмоционально-нравственное воспитание детей в семье.

23. Патриотическое воспитание детей в семье.

24. Особенности семейного воспитания в разных национальных и культурных традициях.

25. Проблема построения взаимоотношений детей друг с другом в семье.

26. Особенности взаимоотношений детей с разными членами семьи.

27. Цели, условия, принципы и средства семейного воспитания.

28. Семейный климат. Родительский такт, интуиция, авторитет.

29. Методы семейного воспитания.

30. Использование ролевых позиций в общении с детьми.

31. Педагогическая рефлексия как часть педагогической культуры родителей.

32. Возможности преодоления родительской авторитарности.

33. «Активное слушание» как метод повышения родительской эффективности.

34. Техника «Я-сообщений» как метод повышения родительской эффективности.

35. Метод беспроигрышного разрешения конфликтов в общении детей и родителей.

36. Типичные 12 реакций родителей на проблемы и поступки детей, и их влияние на воспитание личности ребенка.

Наши рекомендации