Тестовые задания к модулю 4
1.Выберите номер правильного варианта ответа.
Главенствующим фактором в развитии психики с точки зрения французской психологии XVIII в. является:
1) наследственность;
2) географическая среда;
3) внутренняя мотивация;
4) культурная среда, образование.
2.
Установите соответствие.
3.Исключите лишнее.
Согласно периферической теории эмоций Джемса – Ланге:
а) физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям;
б) физиологические изменения организма происходят как следствия различных эмоциональных состояний;
в) эмоция – это восприятие человеком внутренних телесных изме- нений.
4.Продолжите предложение.
Экспериментальное изучение мышления было начато в …… школе.
5.Дополните.
……… впервые ввел в психологическую науку понятие гештальткачеств.
6.
Установите соответствие.
7.Дополните.
Европейский функционалист …………… вместо термина интенция предложил понятие ………………, под которой он понимал особый психический процесс переноса переживаний и внутренних чувствований на воспринимаемые предметы и явления внешнего мира и приписывания им своих эмоциональных состояний.
8.Установите соответствие.
Психологические школы | Представители психологических школ | |
А. Структурализм | 1. О. Кюльпе | |
2. Э. Шпрангер | ||
Б. Европейский функционализм | 3. К. Бюлер | |
4. Э. Титченер | ||
В. Американский функционализм | 5. Ф. Брентано | |
6. К. Штумпф | ||
Г. Вюрцбургская школа | 7. В. Джемс | |
8. Р. Вудвортс | ||
Д. Французская школа | 9. Т. Рибо | |
10. П. Жане | ||
Е. Описательная психология | 11. Г. Тард | |
12. В. Дильтей |
9.Какова формула самоуважения по У. Джемсу?
10.
Установите соответствие.
11.Дополните.
Основателем психологии образа действия считают ………………
12.
Установите соответствие.
Дополните.
В описательной психологии под бессознательным понималось ……
14.Дополните. Структурой душевной жизни по В. Дильтею является единство 1)
….………, 2) …. ………, 3) …….………
15.
Установите соответствие.
16.Расположите в порядке иерархии (от низшего к высшему) подструктуры личности, выделенные В. Джемсом:
1) социальная личность;
2) физическая личность;
3) духовная личность.
Вопросы для самостоятельной подготовки
Тема: Развитие психологии на рубеже XIX – XX веков
1. Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии
2. Американский и европейский функционализм – общее и различия
3. Общая характеристика психологических взглядов В. Джеймса (см. 2; 3.).
4. Особенности исследования патологических отклонений в психике во французской психологической школе (см. 7. С.352-356).
5. Общая характеристика исследования социальных объединений в школе Дюркгейма (см. 6. С.7- 28).
6. Понятия коллективной жизни, социального сознания и идеалов в социально-психологических воззрениях Э. Дюркгейма (см. 6. С.231-243; С. 286-304).
7. Описательная и объяснительная психология – достоинства и недостатки. Почему Рубинштейн назвал описательную психологию вершинной?
8. Основания, выделенные Дильтеем для отвержения принципов объяснительной психологии (см. 4. С. 9-37).
9. Структура душевной жизни, понятие «Я» и особенности развития душевной жизни в описательной психологии В. Дильтея (см. 4. С. 101-119; 120-138 или № 8. С. 258-286).
10. Сущность душевной жизни и формы душевной жизни по Шпрангеру (см. 8. С. 286-300).
Рекомендуемая литература
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1992.
2. Джемс В. Психология. – М., 1991.
3. Джемс В. Психология в беседах с учителями. – СПб, 2001.
4. Дильтей В. Описательная психология. – М, 1996.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. – М, 1991.
6. Дюркгейм Э. Социология. – М., 1995.
7. Каннабих Ю. История психиатрии. – М., 1994.
8. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. (или: История психологии. XX век. – М., 2002).
Рекомендуемая учебная литература и адреса электронных библиотек
Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. (Библиотека ИХТИК: http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1082.rar )