Становление зарубежной психологии.
Тема 2.
История формирования социально-психологических идей
Цель: ознакомиться с основными этапами в развитии социальной психологии, особенностями становления зарубежной и отечественной социальной психологии
План
Становление зарубежной психологии.
2. История отечественной социальной психологии
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.
2. Вундт В. Задачи и методы психологии народов. // Социальная психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Выпуск 1. Часть 2. М: МГУ, 1998. С. 13 - 38.
3. Лебон Г. Психология масс и народов. М., 1994.
Становление зарубежной социальной психология
Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Большинство проблем социальной психологии зародилось в философских системах древности. Родоначальником этих проблем считают Платона. Он, рассматривая в своих трактатах социальное поведение человека, исходил из его физиологической природы, объединяющей в себе три части: голову, сердце и живот. В зависимости от преобладания той или иной части различаются и индивидуальные характеры людей, и, соответственно, их предназначение в обществе. Так, у философов преобладает ум, у воинов — воля, мужество, у ремесленников — телесные вожделения. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.
Философию Аристотеля в целом называют порой «социологически ориентированной», поскольку он рассматривал человека как «социальное животное». Аристотель утверждал, что человек не может развиваться нормально вне воздействий со стороны внешнего мира, общества. Аристотель разделял общество на аристократию (лидеров) и народные массы. При этом принадлежность к тому или иному социальному классу обусловлена врожденным психологическим складом человека. Когда он действует в роли, наиболее соответствующей его природному складу, то испытывает состояние счастья. Поэтому желаемым обществом является такое, которое способствует осуществлению психологической натуры человека.
В трудах философов античности можно обнаружить немало мыслей об идеальной личности и идеальном образе жизни, особенностях взаимовлияния людей в обществе. Многие из этих идей послужили исходной основой для разработки социально-психологических концепций в более поздние времена.
В философии нового времени нельзя упустить такие имена, как Гоббс, Локк, Руссо, Гегель.
Английский философ Т.Гоббс(1588-1679) считал, что люди в силу своей натуры проявляют тенденцию к враждебности по отношению друг к другу и «борьба всех против всех» является естественной для человечества. Человек, лишенный упорядоченного общества, по словам Гоббса, был предоставлен жизни «одинокой, жалкой, опасной, тупой и короткой». В XVIII в. идеи Гоббса получили сравнительно широкое распространение. Такие философы, как Руссо, Кант, Дидро придерживались веры в естественную доброту человека. Они считали, что человек по своей природе добр, и именно общество портит его, формируя негативные черты. Поэтому эти философы подвергли критике взгляды Гоббса.
Важной вехой становления социальной психологии как науки были работы французского философа О. Конта (1798-1857). Порой его даже называют «единственным отцом социальной психологии». В 1854 г. в последнем томе своей «системы позитивной психики» Конт заявил о своем намерении создать «систему позитивной морали», имея в виду под этим термином, по сути, социальную психологию. Однако он не успел осуществить свой замысел. По мнению Конта, психика человека развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.
В XIX в существенно возрастает интерес к социально-психологической проблематике в разных странах, что было следствием общемировых мировых процессов: (завершен передел мира, происходило дальнейшее освоение земель Южной Америки, Африканских территорий, происходило развитие социальных наук – языкознания, антропологии, этнографии, археологии, криминологии).