Посейдон, бог моря: царство эмоций и инстинктов
Мчащийся по морю на запряженной конями колеснице бог океана и бог коней Посейдон олицетворяет два древних символа бессознательного: коня и воду. Вода всегда ассоциировалась у человека с бесконечными тайнами, бесконечными возможностями и бесконечными опасностями текучего царства бессознательного. Не обладая собственной формой, бессознательное пребывает в непрестанном движении – никогда не изменяется, но и не остается одним и тем же. А конь с его необузданной мощью олицетворяет инстинктивные побуждения нашей первобытной природы... Посейдон – самый дикий из богов, бог штормов и землетрясений, стремительных и беспощадных приливных волн – опасностей, обнажающихся, когда выходят на волю силы, дремлющие под поверхностью сознания.
Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"
Колебатель земли и бескрайнего моря,
великий бог вод... сотрясатель тверди,
тот, кого боги чтят вдвойне,
о повелитель коней,
спаситель кораблей,
приветствую тебя, Посейдон,
держатель земли, счастливый темноволосый бог
с добрым сердцем.
Гомер, "Гимн Посейдону"
Посейдон живет в морских глубинах – в царстве, доставшемся ему по жребию, когда они с Зевсом и Гадесом делили между собой мир. Чтобы понять олицетворяемую им эмоциональность и вообще психологическое царство, которым он управляет, достаточно представить себе могучую морскую стихию с ее переменчивым нравом. В бурю ревущие волны моря без разбора обрушиваются своей чудовищной разрушительной мощью на все, что попадается на пути. Как сильный эмоциональный аффект способен захлестнуть человека, полностью затопив его рассудок, так и Посейдон выходит из своего подводного жилища, выплескивает гнев, а затем снова возвращается домой. Его также называют приносящим потопы и сотрясающим землю, подчеркивая, насколько велика разрушительная сила природы и человеческой натуры.
Море в снах и в метафорах символизирует область бессознательного. На небольшой глубине, прямо под водной гладью лежат те воспоминания и эмоции, которые носят личный характер и могут быть легко извлечены на поверхность. Глубже, где царит непроглядный мрак, живут первобытные существа и бесчисленные формы, которых мы совсем не знаем, – коллективное бессознательное. Вода и эмоции символически взаимосвязаны, а поэтому море – подходящее царство для Посейдона, бурно и эмоционально реагировавшего на любые внешние раздражители. Его животное-символ, конь, олицетворяет силу и красоту физических инстинктов. Это сухопутное животное напоминает нам о доолимпийском происхождении Посейдона – земного бога-отца.
При знакомстве с Гадесом мы узнаем, что подземный мир тоже служит отражением индивидуального и коллективного бессознательного. Подводный мир – это царство подавленных личных чувств и инстинктов, а также общих для всех людей коллективных эмоций. Семьи мужчин-Посейдонов нередко знакомы с этим аспектом отцовского архетипа в самой пугающей форме – когда его первобытные чувства прорываются на поверхность и необузданные эмоции захлестывают весь дом. Патриархальная культура, признавая отца хозяином и господином в семье, позволяет ему давать дома волю своему гневу, – нередко нигде больше он этого делать не может.
Даже если человеку самому приходилось страдать от эмоциональной неуравновешенности Посейдона-отца (особенно, отца-алкоголика), такая эмоциональность может присутствовать и в нем самом. Каждый, кого когда-либо внезапно захлестывали волны сильных чувств, поднимающиеся из глубин, каждый, чье тело когда-либо сотрясалось от гнева и жажды отмщения, – знает о Посейдоне не понаслышке.
В мире, управляемом Зевсом, нас учат презирать и подавлять свои чувства и инстинкты и по возможности держать их в узде. Люди, от рождения подобные рациональному Аполлону или рассудочной Афине (любимые дети Зевса), очень легко подавляют свои чувства – до поры. Когда мир Посейдона грозит смести плотины на пути открытого проявления чувств (их сооружают внутри нас Зевс, Афина и Аполлон), нам нередко снятся приливы и потопы.
Даже в нашем мире, где главенствует Зевс, некоторые люди хорошо знакомы с царством Посейдона. Они в чем-то подобны морякам, которые уходят на своих кораблях в открытое море, или тем людям, которые хотят жить только возле моря. Эти мужчины (и женщины) живут и работают с приливными волнами эмоций и инстинктов. Лично мне в связи с этим вспоминается бурная жизнь поэта Дилана Томаса и его мощные эмоциональные стихи: "Не уступай легко спокойной ночи... /Отчаянно борись за свет дневной". В этих строках отчетливо ощущается его знакомство с царством Посейдона. Те же качества слышны в музыке Бетховена, а также в пьесах Юджина О'Нила и Теннесси Уильямса – мужчин, сумевших выразить и передать в художественных образах ужас, красоту и силу темных посейдоновых эмоций.
Посейдон как бог
Посейдон (у римлян Нептун) был греческим богом моря. Его изображают в облике властного бородатого мужчины, чем-то похожего на Зевса, с трезубцем в руке.
Несмотря на то что он отождествляется с морским царством, само имя Посейдон означает "супруг Да" (posis Das). Да – одно из имен Земли. Посейдона связывают с землетрясениями и называют Сотрясателем Земли. Его животные-символы – бык и конь.
Наиболее характерная черта Посейдона – бурный темперамент. Он раздражителен, жесток, мстителен и опасен, – этому богу сопутствуют бури, смерчи и штормы. Но может он и успокоить море, – любой шторм немедленно прекращается, когда Посейдон мчится над волнами на своей золотой колеснице, запряженной белыми златогривыми лошадьми, в окружении резвящихся морских чудовищ.
Генеалогия и мифология
Как все сыновья и дочери Кроноса и Реи (за исключением Зевса), Посейдон был проглочен собственным отцом, который боялся соперничества со стороны сыновей. В некоторых версиях мифа о рождении Посейдона ему, как и Зевсу, удалось избежать этой судьбы. По одной из версий, Кроносу подсунули вместо Посейдона жеребенка. В другой версии Кронос швырнул младенца в море, едва тот вышел из лона матери. Однако наиболее распространена версия, согласно которой Посейдон, как и другие дети, был поглощен Кроносом и освобожден Зевсом, когда тот в сговоре с Метидой дал титану рвотное, чтобы отец отрыгнул двух сыновей и трех дочерей. Затем братья-олимпийцы и их союзники вступили в битву с Кроносом и титанами – и победили. Когда победители делили между собой мир, Посейдону по жребию досталось море.
Посейдон остался недоволен своим жребием. Он состязался с богиней Афиной за власть над Афинами и Трезеном, а с Герой – за владение Аргосом. Состязание за Афины состояло в том, чтобы преподнести жителям наилучший подарок. Афина даровала горожанам оливу, а Посейдон, ударив трезубцем по скале Акрополя, пробудил родник с солоноватой водой. Граждане города признали дар Афины более полезным, и Посейдон проиграл. Разозлившись, бог наслал потоп на окрестные равнины. Затопил он и Трезен. Не больше преуспел он и в споре с Герой за Аргос. Проиграв в этом состязании, Посейдон в отместку осушил все реки в окрестностях. Столь же безуспешно пытался он оспаривать острова Эгину у Зевса и Наксос у Диониса. Несколько больше преуспел Посейдон в состязании с Гелиосом за Коринф: ему достался перешеек*, а Гелиосу – акрополь. Кроме того, Посейдон постоянно восставал против Зевса, безуспешно плетя против него заговоры.
* Коринф расположен возле узкого перешейка, соединяющего материковую Грецию с полуостровом Пелопоннес. – Прим. перев.
Посейдон и женщины
Вначале Посейдон хотел взять себе в жены нереиду (морскую богиню) Фетиду, на которую также претендовал Зевс. Однако, когда Прометей открыл им, что сын, родившийся от Фетиды, превзойдет величием своего отца, боги оставили свои притязания и организовали ей брак со смертным. (От этого союза родился великий греческий герой Ахилл.)
Затем Посейдон обратил свой взор на другую нереиду, Амфитриту, встретившую его ухаживания с отвращением. Он взял Амфитриту силой, после чего она сбежала и скрылась от него в горах Атланта. Дельфин отыскал ее и сумел уговорить выйти замуж за Посейдона. В благодарность Посейдон расположил образ дельфина на небесах в виде созвездия.
Брак между Посейдоном и Амфитритой во многом подобен браку между Герой и Зевсом, ибо Посейдон тоже был весьма развратен. Амфитрита, как и Гера, очень ревновала мужа и жестоко мстила соперницам. Так, когда Посейдон очаровал Сциллу, Амфитрита бросила в бассейн соперницы волшебные травы, отчего та превратилась в лающего монстра с двенадцатью ногами и шестью головами, на каждой из которых было по три ряда зубов. Поселившись в проливе Менисса, Сцилла пожирала моряков, упавших с палубы проходивших мимо кораблей.
Не менее ужасно поплатилась за связь с Посейдоном и Медуза. За то, что Медуза отдалась Посейдону в храме Афины, разгневанная хозяйка храма превратила ее в отвратительное чудовище со змеями вместо волос. От одного взгляда на Медузу человек обращался в камень.
Однажды Посейдон увидел Деметру, когда та искала по всей земле свою похищенную дочь Персефону, и возжелал ее. Спасаясь от него, Деметра превратилась в кобылу и скрылась в табуне. Однако Посейдон не отказался от своего намерения. Он превратился в жеребца и изнасиловал ее.
Посейдон и его дети
Амфитрита родила Посейдону троих детей – сына и двух дочерей. Кроме того, у него было много других потомков, среди которых – немало чудовищ. Среди отпрысков Посейдона есть как великаны-разрушители, так и необузданные дети обычного размера. Дети Посейдона наследовали отцовскую жестокость и в случае необходимости могли рассчитывать на защиту отца.
После того как Одиссей ослепил одноглазого циклопа Полифема, приходившегося Посейдону сыном, морской бог с неуемной ненавистью преследовал обидчика повсюду, жестоко карая всякого, кто помогал Одиссею. Например, Посейдон перегородил горой вход в гавань гостеприимного народа – феаков – и превратил в камень их корабль, доставивший Одиссея на родину. Похождения Одиссея оказались столь долгими и трудными именно из-за препятствий, чинимых мстительным Посейдоном.