Психологические проблемы для окружающих. Мужчина-Посейдон относится к "брачному типу" (в эту категорию попадают Зевс, Посейдон и Гадес)

Мужчина-Посейдон относится к "брачному типу" (в эту категорию попадают Зевс, Посейдон и Гадес). При этом Посейдон, подобно Зевсу, склонен иметь связи на стороне, что может превратить ранимую жену в ревнивую Амфитриту, которая не уступает мстительностью Гере.

Жизнь с ним может превратиться в кошмар, если он – обидчивый и гневливый Посейдон, преувеличенно реагирующий на любые раздражители. Неспособность сдерживать эмоции и инстинкты в сочетании с разочарованием и обидой на мир может превратить его в жестокого мужа или отца, – особенно если способность контролировать себя ослаблена алкоголем.

Пути развития

Психологический рост мужчины, на которого значительное влияние оказывает архетип Посейдона, возможен тогда, когда его врожденная связь с царством эмоций находит выражение в работе, взаимоотношениях и творческой деятельности. Поскольку такой мужчина подвержен сильному влиянию эмоций, ему необходимо развивать в себе способность к наблюдению, размышлению и объективной оценке событий.

Развитие "я"-наблюдателя

Большинство из нас знают, что значит, с одной стороны, "быть собой", а с другой – "выйти из себя" или "быть не в своем уме". Мы признаем, что бывают периоды, когда человек в некотором смысле "не в себе". В терминах юнгианской психологии можно описать эти состояния так: личностью овладевает тот или иной эмоциональный комплекс, временно подчиняя себе эго, обычно управляющее личностью. Эго представляет собой последовательный, наблюдающий, запоминающий и принимающий решения элемент психики, – именно эго вы имеете в виду, когда говорите "я". Комплекс есть не что иное, как архетипическая схема, заряженная энергией какой-либо эмоции. Если комплекс временно обретает больше могущества, или энергии, чем эго, он может на некоторое время "овладеть" личностью или стать причиной "одержимости".

Например, отец может стать "как одержимый" и преисполниться жаждой мести, если кто-то обидит его ребенка. Он уподобляется Посейдону, неотступно преследующему Одиссея: все, кроме гнева и жажды мщения, утрачивает для него смысл; этот человек даже не находит времени, чтобы поддержать, утешить и вылечить того самого ребенка, во имя которого он действует. В другом мужчине в такой же ситуации тот же комплекс может быть активизирован в меньшей степени, поскольку его эго более сильно по отношению к комплексу. Возможно, его станут одолевать живые фантазии о сценах отмщения и он даже будет таскать с собой "свой верный нож", – но такой мужчина понимает, что необходимо преодолеть ненависть, поскольку она угрожает ему же. И еще он понимает, что должен прежде всего позаботиться о ребенке – о его чувствах и потребностях. А третьего мужчину "одержимость" этим же комплексом вообще не спровоцирует ни на какие действия – даже воображаемые.

Когда человеком "овладевает" эмоциональный комплекс, "я" теряет свои полномочия. Человек не видит или не осознает, что происходит вокруг. Другие люди реагируют на его поведение по-разному: кто-то посмеивается над ним, кто-то избегает или боится его, а в ком-то его комплекс пробудит аналогичный бессознательный комплекс. Или же, возможно, человек борется со своим комплексом, ощущая, что он реагирует на ситуацию неадекватно или ведет себя так, как ему не свойственно. Психотерапия, как и жизненные ситуации, тоже может пробуждать комплексы – с тем, чтобы исследовать их. Сам акт наблюдения за комплексом позволяет изъять у него энергию и передать ее эго, – тогда "я" постепенно осознает, что происходит, и сопротивляется власти комплекса. В результате комплекс теряет свою силу и влияние, постепенно сходя на нет. Когда этому процессу сопутствует сострадание по отношению к себе и к другим людям, подверженным влиянию того же комплекса, человек растет и развивается – как и его взаимоотношения с окружающими.

Мужчине (или женщине), живущему в водном царстве Посейдона и подверженному влиянию сильных эмоций, необходимо развивать в себе способность видеть обстоятельства бесстрастно и объективно (точка зрения Зевса). И еще – ему нужно признать, что его эмоции нередко связаны с архетипическими образами (схемами поведения и восприятия, существующими в коллективном бессознательном, которое, как мы увидим в следующей главе, принадлежит царству Гадеса).

Учиться у дельфина: отказаться от потребности доминировать

Полюбив Амфитриту, Посейдон решил, что может подавить ее и добиться доминирования. Однако она сбежала от морского бога и не вышла бы за него замуж, если бы не вмешательство дельфина, сумевшего найти убедительные доводы в пользу этого брака. В благодарность Посейдон поместил его на небо – превратил в созвездие.

Если мужчина-Посейдон усвоил урок дельфина, – для которого царство морского бога является родным домом, – он не пытается ни над кем доминировать, никого подавлять и не вступает в борьбу за территорию, принадлежащую другим. Если для человека чувства и эмоции являются, так сказать, естественной средой обитания, ему легко достигать согласия и взаимопонимания с другими людьми. Более того, у такого человека есть естественный потенциал для эмоционального самовыражения – который тоже требует поощрения и развития. Да, талант чувствовать точно так же требует поощрения и развития, как художественные таланты.

Творческое самовыражение

Для того чтобы глубина и бурная энергия Посейдона выразилась в драматургии, поэзии и литературе, мужчине необходимо развить в себе архетип Гермеса. Гермес – это вестник богов, который передает слова (и проводит души) с одного уровня на другой. Если у мужчины-Посейдона есть врожденные склонности к музыке или изобразительному искусству, он может создавать эмоционально экспрессивную музыку или картины. Каковы бы ни были средства выражения, искусство Посейдона пробуждает сильные и бурные чувства. Творчество может служить отдушиной для потенциально разрушительных эмоций мужчины-Посейдона. То, что происходит в глубинах его психики, может быть осознано и оформлено через искусство.

Гефест, Бог Кузни, – еще один архетип, способный помочь Посейдону трансформировать эмоции в творческую работу. Гефест еще в большей степени, чем Посейдон, является отверженным богом. Но вместо того, чтобы давать волю ярости, он занялся изготовлением прекрасных и полезных изделий. Его гнев не был обращен на разрушение, а подвергся трансмутации.

Наши рекомендации