Сущность и функции эмоций. Качества эмоций. Эмоции и чувства. Основные теории эмоций.

Эмоция (от лат.emovere – возбуждать, волновать) обычно принимается как переживание, душевное волнение. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения и являются субъективной формой выражения потребностей. Эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Эмоции характеризуются следующими признаками:

1) эмоция – это реакция на ситуацию. Человек оценивает ситуацию, создаваемую раздражителем и реагирует возникновением эмоции на ситуацию, а не на сам раздражитель;

2) эмоция – это часто заблаговременная реакция на ситуацию и ее оценка. Эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для животного и человека той или и ной ситуации.

3) эмоция – это дифференцированная оценка разных ситуаций.

4) эмоция – это механизм заблаговременной и адекватной подготовки к ситуации за счет мобилизации психической и физической энергии.

5) эмоция – это механизм закрепления положительного и отрицательного опыта.

Эмоция выполняет различные роли в организме:

1. Отражательно-оценочную роль. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей.

2. Мотивационную (побудительную) роль. Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивационного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации о возникшей потребности и оценке ее значимости, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности, при выборе цели. По мнению С.Л. Рубинштейна, «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально». (1946, с.489).

3. Активационно-энергетическую роль. Эта роль проявляется за счет физиологического компонента: изменения вегетативных функций и уровня возбуждения корковых отделов мозга. Еще И. Кант выделил стенические эмоции, усиливающие жизнедеятельность организма и астенические – ослабляющие ее.

4. Деструктивную роль. Во многих случаях дезорганизующая роль эмоций связана с силой эмоционального возбуждения. Слабая и средняя интенсивность эмоционального возбуждения способствуют повышению эффективности перцептивной, интеллектуальной и двигательной деятельности, а сильная и сверхсильная – снижают ее.

5. Коммуникативную роль. Эмоции за счет экспрессивного компонента (экспрессии лица) принимают участие в установлении контакта в процессе общения, при воздействии на людей.

6. Когнитивную роль. В настоящее время большинство психологов признают роль эмоций в мышлении, а многие считают эмоции обязательным компонентом мышления. Эмоции являются катализатором интеллектуального процесса: они улучшают или ухудшают мыслительную деятельность, убыстряют или замедляют ее.

Кроме эмоций, в эмоциональную сферу личности включаются и чувства. Чувства – одна их основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. А.Н. Леонтьев наиболее четко разделяет эмоции и чувства.

Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации. Чувство носит отчетливо выраженный «предметный» характер. Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение. А.Г. Маклаков рассматривает чувства как один из видов эмоциональных состояний и отмечает:

1. Эмоции носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными или недостаточно осознаваемыми. Чувства в большинстве случаев предметны и конкретны.

2. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании,

3. Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой.

4. Эмоции чаще всего не имеют определенного внешнего проявления, а чувства имеют.

5. Эмоции кратковременны, а чувства длительны, отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

Доказательством их нетождественности является более позднее появление в онтогенезе чувств по сравнению с эмоциями. Чувства формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, иск4ства и других общественных институтов. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций. В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему. Содержание доминирующих чувств определяет важнейшую характеристику личности - ее направленность.

С.Л.Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня:

1) уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности;

2) более высокий уровень – разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;

3) уровень связан с более обобщенными мировоззренческими чувствами (чувство юмора, иронии, возвышенного…)

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство. Одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые. Б.И. Додонов отмечает, что создать универсальную классификацию эмоций вообще невозможно. Он предложил классификацию «ценных» эмоций, тех, в которых человек чаще испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность процессу деятельности. Основой этой классификации являются мотивы, которым служат те или иные эмоции:

1. Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в помощи другим людям.

2. Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении, как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости.

3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, признании.

4. Праксические эмоции возникают в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе.

5. Пугнические эмоции связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции связаны со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному.

7. Гностические эмоции – интеллектуальные, связанные с потребностью в «когнитивной гармонии».

8. Эстетические эмоции.

9. Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению.

К. Изард называет 10 основных базовых эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вина, интерес, радость, стыд, удивление, которые обладают обязательными характеристиками:

- имеют отчетливые и специфические нервные субстраты,

- проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики),

- влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком,

- возникли в результате эволюционно-биологических процессов,

- оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.

Эмоциям присущ ряд свойств:

1. Универсальность (У. Мак-Дугалл). Механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей.

2. Динамичность (В. Вундт).Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. Т. Томашевски на примере эмоции гнева выделил четыре фазы развития эмоции: фазу кумуляции (накопления), взрыв, уменьшение напряжения и угасание.

3. Доминантность (Ф. Лазурский). Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека.

4. Суммация (Вл. Витвицкий).Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности.

5. Адаптация (Н.Н. Ланге). Эмоциям свойственно притупление, снижение остроты переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений.

6. Субъективность. В зависимости от личностных и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

7. Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свои переживания окружающим людям.

Биологическая теория эмоций (Анохин,1949)рассматривает эмоции как инструмент - удерживающий процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма .Положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата потому совпадает с аппаратом акцептора действия .Биологически этой эмоцией удовлетворения и закрепляются правильность любого функционального проявления и полноценность его приспособительных результатов .

Информационная теория эмоций (Симонов,1966).

Эмоция-есть отражение мозгом человека и животных актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения,которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного опыта.

Симонов выделяет:

· отражательно-оценочную функцию эмоций,

· переключающую, а процессе конкуренции мотивов; Приоритет для ведущей
потребности

· подкрепляющую, выработка происходит быстрее, если э. Оценивается как
положительная

· компенсаторную (замещающую) функцию. В многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности можно различать разные уровни. Рубенштейн выделяет три основных уровня:

Первый уровень-уровень органической аффективно эмоциональной чувственности. Сюда относятся элементарные физические чувствования-удовольствия, неудовольствия, связанные с органическими потребностями. Чувство непосредственно выражает состояние организма. Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства. Соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Чувство является выражением в осознаном переживании отношения человека к миру. Чувства называют предметными и подразделяют на интеллектуальные, эстетические и моральные. Третий уровень-уровень обобщенных или мировоззренческих чувств (чувство юмора, иронии, возвышенного, трагического)

В развитии эмоций выделяют:

1 .элементарные физические чувствования удовольствия, неудовольствия, связанные с органическими потребностями. Чувство непосредственно выражает состояние организма.

2.разнообразные предметные чувства уровень эмоциональных проявлений, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. -

3.обобщенные мировоззренческие чувства-чувство юмора, -иронии, -возвышенного, трагического Чувство является выражением осознанного переживания ч. его отношения к миру. Чувства называют предметными и подразделяют на: интеллектуальные, эстетические моральные.

Основанием для выделения чувств служит их отчетливо выраженный предметный характер, в результате специфического обобщения эмоции и формирования устойчивых эмоциональных отношений - «эмоцинальных констант».

От чего зависит:

1. индивидуально-психологические особенности субъекта;

2. тип личности;

3. фактор времени (зависит характер реакции, быстрый - аффект; сохраняется часами - настроение);
4. качественные особенности, самопотребности.

Наши рекомендации