Показатели психического развития ребенка
К показателям психического развития ребенка относят:
– развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
– формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
– овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
А что должно стать предметом психологического изучения? Это – психологический факт . Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» – по мнению К. Чуковского, превосходное, энергичное, звонкое слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».
Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т. п.
И все-таки что это за факты?
Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3–4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.
Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа(астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости(маскулинность – феминность), позы(сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица(узкое – широкое, толстое – худое, нежное – грубое, красивое – неправильное), мимики и пантомимики(живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того, следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.) (Русина Н. А., Урываев В. А., 1998).
Во-вторых, это речь ребенка , т. к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос(монотонный – красочный), темп(быстрый – замедленный), разговорчивость(разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция , словарь , используемый ребенком (богатый – бедный, разговорный – изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.
В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
– характер установления контактаребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);
– характер и протекание адаптацииребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
– уровень социальной активности(адекватная – неадекватная ситуации);
– проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.
Диагностика развития– система исследовательских приемов, задача которых – определение реального уровня развития, достигнутого ребенком.
Зона ближайшего развития– это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка.
Сенситивный период– оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов и свойств.
Психологический факт– предмет психологического изучения.
Глава 11