Показатели нервно-психического развития ребенка

Цель работы:изучить основные показатели нервно-психического развития ребенка в различном возрасте.

1. Используя учебник и дополнительную литературу, заполните таблицу 27.

Таблица 27

Нервно-психическое развитие ребёнка

Возраст Сенсорное развитие Развитие речи Движения и навыки
Новорожденный Удерживает в поле зрения движущийся предмет. Вздрагивает и моргает при резком звуке Кричит при неблагополучии Ручки преимущественно сжаты в кулак; выраженный хватательный рефлекс. Примитивная реакция упора ног; автоматическая ходьба.
6 месяцев      
1 год      
3 года      
6–7 лет      

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________

Тестовое задание по теме «Высшая нервная деятельность»

Выберите один из предложенных ответов:

1. Какие рефлексы являются безусловными: 1) врожденные; 2) приобретенные; 3) индивидуальные; 4) общие с животными 10. Первая сигнальная система 1) есть у животных; 2) есть только у человека; 3) есть и у человека и у животных 4) отсутствует
2. Какие рефлексы являются условными: 1) врожденные; 2) приобретенные; 3) общевидовые; 4) общие с животными 11. Временная связь замыкается: 1) в ретикулярной формации; 2) в подкорковых ядрах; 3) в коре головного мозга; 4) в спинном мозге
3. Какое из условий не должно быть при выработке условного рефлекса: 1) повторность; 2) наличие безусловного раздражителя; 3) наличие условного раздражителя; 4) наличие постороннего раздражителя 12. Преобладание первой сигнальной системы определяет тип ВНД: 1) художественный; 2) мыслительный; 3) неустойчивый; 4) безудержный
4. Условный раздражитель должен: 1) быть ранее индифферентным; 2) вызывать рефлекс; 3) быть сильным; 4) биологически значимым 13. Классификацию типов ВНД детей предложил: 1) Гиппократ; 2) Павлов; 3) Красногорский; 4) Ухтомский.
5. Какой тип торможения условных рефлексов относится к безусловным: 1) запаздывающее; 2) дифференцировочное; 3) условный тормоз; 4) запредельное 14. Переучивание левшей приводит к развитию у них: 1) способностей; 2) неврозов; 3) заикания; 4) утомлению правой руки
6. Угасательное торможение лежит в основе: 1) развития воли; 2) забывания; 3) воспитания; 4) обучения 15. Доминирующим у левшей является: 1) левое полушарие; 2) правое полушарие; 3) оба полушария ведущие; 4) таламус
7. Динамический стереотип обеспечивает: 1) преобладание темперамента; 2) сосредоточение внимания; 3) целенаправленную деятельность; 4) привычные действия, не требующие осмысления. 16. Речь является 1) инстинктом; 2) условным рефлексом, возникающим на звук; 3) предрасположенностью, которая развивается при общении; 4) безусловным рефлексом
8. Доминантный очаг обладает 1) выраженным торможением; 2) низкой возбудимостью; 3) инертностью; 4) лабильностью 17. Слабый тип ВНД характерен для: 1) сангвиника; 2) флегматика; 3) холерика; 4) меланхолика.
9. Проявлением второй сигнальной системы является: 1) речь; 2) темперамент; 3) память; 4) внимание 18.Двигательный центр речи (центр Брока) у большинства людей расположен: 1) в КБП левой лобной доли; 2) в КБП правой лобной доли; 3) в КБП левой височной доли; 4) в КБП затылочной доли.

Лабораторная работа № 5

Гигиена учебно-воспитательного процесса

Цель работы:провести гигиеническую оценку режима работы школы.

Оборудование: калькулятор, линейка, карандаш, справочные материалы СанПиН.

Ход работы

1. Постройте в виде графика динамику суточной (рис. 9) и недельной (рис. 10) работоспособности школьника.

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Рис. 9. Рис. 10.

2. Ознакомьтесь с требованиями к режиму по организации учебного процесса и требованиями к школьному расписанию (выдержки из СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в Приложении)

3. Проведите гигиеническую оценку школьного расписания (табл. 28). Составьте заключение о соответствии режима работы школы санитарным требованиям.

Исходное расписание уроков

Школа  
Класс  
Недельная часовая нагрузка  
Количество учебных дней  

Таблица 28

Гигиеническая оценка школьного расписания

День недели Предметы Баллы График трудности предметов в течение дня Распределение учебных предметов
Понедельник 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.   Сумма      
Вторник 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.     Сумма      
Среда 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.     Сумма      
Четверг 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.     Сумма      
Пятница 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.     Сумма      
Суббота 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.   Сумма      

4. Постройте график распределения трудности предметов в течение недели: отметьте точками суммарную трудность предметов и соедините точки кривой. Какую форму она имеет? ____________________________________________________________________

Нормой считается одногорбая кривая с пиком на вторник или среду.

Сумма

баллов

           
           
           
           
           
           
           

Пн Вт Cр Чт Пт Сб

5. Какие недостатки обнаружены в предложенном расписании?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Учитывая выявленные ошибки, измените расписание так, чтобы оно соответствовало СанПиН. Проставьте баллы трудности предметов, высчитайте дневную сумму (табл. 29).

Таблица 29

Школьное расписание, составленное с учетом требований СанПиН

День Предметы Балл День Предметы Балл
Понедельник 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сумма   Четверг 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сумма  
Вторник 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сумма   Пятница 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сумма  
Среда 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сумма   Суббота 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сумма  

Правильность расписания подтвердите графиком недельной динамики.

Сумма

баллов

           
           
           
           
           
           
           

Пн Вт Cр Чт Пт Сб

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________

Тестовое задание по теме «Гигиена учебно-воспитательного процесса»

1. СанПиНами установлена минимальная длительность перемен (мин): 1) 5; 2) 10; 3) 15; 4) 20. 2. Длительность урока в 1 классе для 6-леток не должна превышать (мин): 1) 30; 2) 35; 3) 40; 4) 45.
3. К превышению норм учебных нагрузок учащихся старших классов могут привести: 1) контрольные работы на уроках; 2) сдвоенные уроки в расписании; 3) включение факультативных занятий в расписание; 4) введение физкультурных пауз 4. Учащегося с пониженной остротой зрения, но правильно подобранными очками, можно посадить: 1) в любом ряду за 1-ым столом; 2) в любом ряду за 1 и 2 столом; 3) в первом ряду за 1 и 2 столом; 4) в первом ряду за любым столом.
5. При введении 5-дневной учебной недели недопустимо сокращение: 1) длительности каждого урока; 2) длительности перемен; 3) учебной недельной нагрузки; 4) количества уроков физкультуры. 6. Проведение сдвоенных уроков допускается без ограничения для: 1) 1-3 классов; 2) 1-4; 3) 5-9; 4) 10-11.
7. После окончания занятий наиболее эффективно снимает утомление: 1) чтение художественной литературы по собственному выбору; 2) общественно полезный труд; 3) активный отдых на открытом воздухе; 4) спортивная тренировка. 8. Для своевременного и быстрого засыпания школьнику необходимо: 1)посмотреть эмоционально захватывающий фильм; 2) почитать книгу; 3) принять прохладный душ; 4) спортивная тренировка.
9. Наиболее эффективный путь снижения утомления, связанного с длительным сидением за партами: 1) сокращение длительности урока; 2) подбор мебели, соответствующей росту и пропорциям тела; 3) введение физкультурных минуток и пауз во время занятия; 4) соблюдение норм освещенности 10. Для поддержания необходимого уровня умственной работоспособности учитель должен: 1) уменьшить длительность урока; 2) использовать физкультминутки; 3) повысить уровень освещенности в классе; 4) ввести в план урока компьютерные программы.
11. Работоспособность детей наиболее снижена в: 1) понедельник; 2) вторник; 3) четверг; 4) пятницу. 12. Плотность урока по основным предметам должна составлять: 1) 50-70%; 2) 75-80%; 3) 85-90%; 4) более 90%.

Лабораторная работа № 6

Опорно-двигательный аппарат (ОДА)

Цель: изучить особенности строения и функций опорно-двигательного аппарата человека.

Ход работы:

1. Какие отделы выделяют в составе ОДА? Дополните схему:

  Опорно-двигательный аппарат
Пассивная часть Активная часть
Чем образованы      
Функции    

2. Характеристика скелета

2.1.Изучите химический состав кости. Дополните схему:

  Химический состав кости
  Органические вещества Неорганические вещества
Виды      
Значение      
Содержание у детей (больше или меньше)    

Таким образом, кость ребенка более ______________________________.

2.2. Изучите классификацию типов костей, приведите их примеры (табл. 30).

Таблица 30

Основные типы костей

Типы костей Примеры Местоположение
1. Трубчатые кости а) длинные    
б) короткие    
2. Губчатые кости    
3. Смешанной формы    
4. Плоские кости    
5. Воздухоносные кости    
2.3. Изучите внешнее и внутреннее строение кости. Подпишите элементы строения трубчатой кости на рисунке 10.   Рис. 10. Трубчатая кость Показатели нервно-психического развития ребенка - student2.ru 1. Эпифизы 2. Диафиз 3. Метафизы 4. Надкостница 5. Суставные поверхности  

2.4. Рассмотрите строение отделов скелета, заполните таблицу 31:

Таблица 31

Отделы скелета человека

Рисунок Отдел Кости в составе Возрастные особенности
Показатели нервно-психического развития ребенка - student2.ru Череп: Мозговой отдел   Показатели нервно-психического развития ребенка - student2.ru
Лицевой отдел      
  Показатели нервно-психического развития ребенка - student2.ru Скелет туловища
Позвоночник          
Грудная клетка        
Скелет верхних конечностей (ВК)
Пояс ВК    
Свободная ВК - плечо - предплечье - кисть    
Скелет нижних конечностей (НК)
Пояс (НК)      
Свободная НК - бедро - голень - стопа    

2.5. Изучите типы соединений костей. Определите типы соединений, представленных на рисунках, отметьте их структурные особенности. Выпишите из учебника их разновидности и примеры:

Таблица 31

Показатели нервно-психического развития ребенка - student2.ru Рис. 12. Типы соединения костей Тип соединения Примеры
А -  
Б - 3 -  
В - 1 - 2 - 4-  

Наши рекомендации