Критерии выбора международного рынка
-Фирмам приходится действовать в условия политической и законодательной
нестабильности. -Фирмам приходится изучать язык и международное право. -Необходимо страховать валютные риски -Вносить изменения в свою продукцию. -Приспосабливать систему сбыта к международным требованиям.
Разработка политики международного маркетинга. Этапы:
1.Выбор рынка для экспорта товаров и услуг. Фирмы определяются с масштабами
своей внешнеэкономической деятельности. С экономической точки зрения
наиболее рационально присутствие в нескольких странах с большой глубиной
охватом рынка в каждой из них.
Внешнеэкономическую деятельность фирм сдерживают ряд обстоятельств:
высокие издержки при входе, затруднения при вывозе капитала.
1 Далее фирма занимается отбором и ранжированием. Выбирая объекты для вешне-экономической деятельности, фирмы-экспортеры разбивают их на группы, анализируют и оценивают их с позиции привлекательности рынка,производят финансовый анализ, призванный оценить соотношение потенциальной прибыли и рисков.
2 Основные способы выхода на зарубежный рынок.
Выбор оптимальной стратегии проникновения осуществляется между:
-экспортом товара, прямым и косвенным
-Совместной предпринимательской деятельностью
-Осуществлением прямых инвестиций.
При этом менеджеры помнят, что объем обязательств, рисков и потенциальной
прибыли сравнительно меньше при экспорте и больше при инвестировании.
Экспорт различается:
-Регулярностью обменных операций
-Масштабом внешне-экономической деятельности
-Стратегическим поведением фирмы.
Различают:
-Пассивный.
-Активный экспорт.
Фирмы выходят на рынок и расширяются. Экспортирование товаров в зависимости
от сложности логистических цепочек, инвестиционной политики и задач фирмы
бывает:
-Прямым
-Косвенным.
На практике начинают с косвенного, то есть с использованием услуг независимых
маркетинговых посредников. В качестве них могут выступать:
-Отечественная фирма экспортер и агент экспортер;
-Кооперативная организация, которая занимается организацией экспорта нескольких поставщиков; -Управляющая компания, которая за вознаграждение руководит экспортными операциями производителя;
Способ прямого экспорта для фирм более затратный и рискованный. Но за счет
экономии на промежуточных последовательных звеньях и более прибыльный.
Способы организации прямого экспорта:
-Через собственные экспортные отделы и представительство;
-Через иностранных агентов, если они наделены ограниченными правами
представить производителя;
Стратегия проникновения на зарубежный рынок через совместную
предпринимательскую деятельность осуществляется через лицензирование и
создание совместных предприятий. Лицензирование -способ использования
преимуществ международного разделения труда.
Через продажу лицензий на производственный или торговый секрет, торговую
марку, патент фирмы получают доступ на м/н рынок. Часто лицензию продают, но
одновременно договариваются о совместном участии в прибыли.
В сфере услуг и сервиса очень прибыльно осуществлять продажи через
лицензионные соглашения -управление по контракту: управление от имени,
управление больницей и т.д.
Данный вид экспорта мало рискован и приносит хороший доход экспортеру.
Наиболее популярный способ -франчайзинг -предлагается торговая марка и
отлаженная производственная система. Здесь есть и свои минусы:
-ограниченность действия временными рамками
-Недостаточная степень контроля за деятельностью покупателя.
Часто после прекращения действий договорных отношений на этом рынке
устойчиво функционирует фирма-конкурент.
Создание совместных предприятий позволяет разделить собственность и контроль
над производством с местной компанией.
Их создание может быть основным условием проникновения на данный рынок. В
этом случае либо покупают долю уже существующего предприятия, либо
совместными усилиями создают новое.
Под прямым инвестированием понимается помещение капитала за рубежом
собственных предприятий. Есть возможность использовать дешевую рабочую силу
и льготы. Этот способ позволяет устанавливать более тесные отношения с гос
органами. Минусы: нет страховки от ухудшения рыночных условий, девальвации
валюты и угрозы при смене власти.