Вопрос 1. Составляющие понятия мотивации и подходы в её понимании. Две модели мотивации.
Понятие мотивации очень многогранное, сложное и включает в себя такие понятия, как
¾ потребность,
¾ побуждение,
¾ влечение,
¾ склонность,
¾ стремление,
¾ интерес и т. д.
Общее значение этих слов — динамизм, готовность к движению, выбор средств, пути достижения, направленность действий. Перечисленные качества, характеризующие деятельность человека, являются необходимыми для выполнения работы.
Мотивация рассматривается различными научными дисциплинами, в которых сложились следующие представления о ней. Рассмотрим классификацию подходов к изучению мотивации:
Мотивация, как физиологический механизм, изучает потребности и условия их возникновения.
При феноменологическом подходе мотивы рассматриваются как осознанные побуждения, цели, намерения, волевые процессы.
Мотивация, как энергетическая функция, означает распределение энергии человека.
Гипотетический подход: мотивация — это связь между стимулом и реакцией.
Формалистический подход: мотивация — это максимизация целевой функции при принятии решений в поле альтернатив.
Атрибутивный подход: мотивация — это процесс приписывания исходу действия подходящего мотива.
Динамический подход: мотивация — это регулирующая сила многих факторов.
Принцип драйва-навыка: мотивация — это ассоциативный процесс научения, выученное поведение.
Подход ожидания — ценность: мотивация — это рациональное взвешивание ожиданий и ценностей.
Из сказанного выше следует, что мотивация — не только сложное, многоуровневое явление, но и имеет скрытый, когнитивный(образовательный) характер.
Исследователи мотивации по-разному понимают природу мотивации и используют различные термины для ее обозначения. Они предлагают различные модели мотивации, уделяя внимание всевозможным аспектам мотивации, и ее проявлению.
Нет единства и в понимании функции мотивации. К. Халл, К. Спенс, Е. Толмен ограничивают мотивацию функцией энергетизации деятельности.
К. Левин рассматривает потребности и ценности как составляющие единого процесса мотивации.
Наиболее распространенное среди психологов понятие мотивации предлагает П.Янг, как влияние всех условий на побуждение и регулирование поведения.
Близко к нему рассмотрение мотивации К. Мадсена, как совокупности побуждающих, поддерживающих и направляющих поведение переменных.
Понимание одного из ведущих специалистов в области мотивации Дж. Аткинсона следующее: «Мотивация — это процесс, определяющий избирательность, интенсивность и устойчивость поведения».
Все многообразие подходов можно разделить на две модели мотивации, описывающие деятельность и поведение человека, которые были бы полезны при формировании необходимого поведения.
Во-первых, мотивация, главным образом, сфокусирована на вопрос «Почему?», делая мотив энергетической функцией, силой, импульсом, обеспечивающим динамизм поведения. Таким образом, мотивация — «мотор» человеческой машины, двигатель ее деятельности.
Во-вторых, подход к рассмотрению мотивации исходит из того, что проблема создания мотивации не в том, откуда брать энергию, а в том, как ее расходовать, управлять источниками психологической энергии, не растрачивать и не препятствовать ее проявлению. «Нет ленивых людей, то есть тех, кому не хватает мотивации, а есть те, кто растрачивает или тормозит ее по каким-либо причинам». В этом случае, основным в мотивации становится вопрос «Как?».
Мотивация объясняет поведение человека и направленность его действий. Характерные особенности мотивации в том, что
- она непосредственно не наблюдается и
- для своего описания требует гипотетических построений.
Сведение наблюдаемого поведения к мотивации, по мнению X. Хекхаузена является упрощением ситуации, что не способствует объяснению причин поведения и, следовательно, будет мало полезным для управления поведением работника в организации и обеспечения выполнения работы. Чтобы объяснить мотивацию необходимо рассмотреть и проанализировать ее составляющие: потребность, стимул, мотив, интерес, цель.
Потребность — это ощущение человека в нехватке, недостатке чего-либо. По мнению К. К. Платонова, потребность — это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека. Потребности возникают и находятся внутри человека, поэтому их нельзя непосредственно наблюдать, но они выражаются в поведении человека, являются его движущей силой. Все, что делают люди, имеет только одну движущую силу — стремление к удовлетворению потребностей.
Однако, человек одновременно ощущает несколько потребностей, но только одна из них является доминирующей и определяет его поведение.
Если она удовлетворена, то на ее место выходит (актуализируется) другая неудовлетворенная потребность. Потребность является предметом исследования теорий содержания мотивации. (Содержательные теории).
Согласно иерархической теории потребностей А. Маслоу, существуют потребности высокого уровня, которые, как правило, проявляются после удовлетворения у человека потребностей более низкого уровня.
Но сама по себе потребность еще не является побуждением к деятельности и для того, чтобы она выполнила роль движущей силы поведения необходимо наличие особого «пускового механизма» — стимула.
Стимул — это образ предмета удовлетворения потребности, таким образом, стимул — это «предмет», находящийся во внешнем окружении, который может удовлетворить потребность. Другими словами, стимул опредмечивает потребность. Следует отметить, что стимул, это не конкретный предмет, а это отношение между потребностью человека и объектом во внешней среде.
Принято считать деньги стимулом, но сами по себе деньги, даже в силу своей способности удовлетворять разнообразные потребности, не всегда являются стимулом. Стимулирующее воздействие денег будет зависеть от их количества, а также от наличия актуальной потребности в них.
Использование стимулов для управления поведением человека называется процессом стимулирования. Наиболее распространенным видом стимулирования является материальное стимулирование в виде системы вознаграждения. Но стимулирующим может быть и одобрение со стороны руководителя, и внимание коллег по работе.
Когда в деятельности человека появляются результаты, он может их предопределить, и они совпадают с его потребностью, возникает интерес.
Согласно Ю.В. Тихонравову интерес — это предопределение результата действия, следовательно, в работе не будет интереса, если у работника не получается выполнение работы на должном уровне или работник не знает результата своих действий.
То, к чему в своих действиях стремится человек — это его цель.
Цель — желаемое состояние, концепция желаемого, цель и движение к ней одно и тоже. Цель устанавливается самим работником и является сильным мотиватором.
А мотивом часто считают то, ради чего совершаются действия, но это упрощенное понятие мотива.
Мотив, по мнению Каверина, — это образ успешно завершенного действия по реализации потребности, предвкушение достигнутого, он становится той внутренней силой, которая побуждает действовать.
В данном исследовании мотив рассматривается как образ действий по достижению желаемого состояния.