Русский вклад в менеджмент
Русские внесли определённый вклад в копилку мировых управленческих идей. Первым и оригинальным вкладом России в менеджмент был широко известный, не потерявший (для некоторых) своего значения и сегодня «Домострой». Для своего времени это был классический пример менеджмента.
К теоретикам менеджмента вполне можно отнести и В.И.Ленина. В своём произведении «Очередные задачи Советской власти» он предлагает основополагающие принципы менеджмента: единоначалие, дисциплина, власть и ответственность, подчинение частных интересов общим, централизация, заинтересованность в труде (мотивация). В отличие от А.Файоля (а его работы совпадали по времени с работами В.Ленина) и большинства других теоретиков менеджмента, даже современных, В.И.Ленин особо выделял задачу повышения производительности труда (а не повышения прибыли) как наиболее важную составляющую повышения благосостояния народа.
Говоря о вкладе русских нужно вспомнить Александра Капитоновича Гастева, Керженцева и И.Ансоффа. А.Гастев был поэт и ученый, организатор Центрального института труда (1920г.). Кроме сборников стихов («Поэзия рабочего удара», «Пачка ордеров») он оставил публицистический труд «Как надо работать» (1921г.) и другие работы по рациональной организации и культуре труда. Он выдвинул концепцию «узкой базы», «узкого места», с «расшивки» которого менеджер должен начинать любое совершенствование производства. Этим «узким местом», считал А.Гастев, является организация труда работника от директора до рядового рабочего. «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка» — утверждал А.Гастев. И с ним трудно не согласиться. Он считал, что прежде чем изменить способы работы, их нужно тщательно изучить. Не стараться сразу сделать «иначе и лучше», а начать с мелочей. Не надоедать всем своим изобретением, а во что бы то ни стало претворить его в жизнь. Не говорить о безвыходности, не склоняться перед неблагоприятной действительностью — настойчивая и упорная воля смогут их победить. Мало просто знать, писал А.Гастев, — знающий,ноне умеющий, — это механизм без двигателя.
А.Гастев предложил свою систему правил повышения
производительности труда:
1) сначала продумай свою работу досконально;
2) убери с рабочего места всё лишнее, удали грязь;
3) приготовь весь нужный инструмент и приспособления;
инструмент располагай в строгом порядке;
4) не берись за работу круто, входи в работу исподволь;
5) если надо приналечь, то сначала приладься, испробуй на полсилы, а потом уж берись вовсю;
6) не работай до полной усталости; делай равномерные
перерывы;
7) во время работы не кушай, не пей, не кури; делай это в
рабочий перерыв;
8) не отвлекайся от работы для другого дела — работай
ровно;
9) работа приступами, сгоряча портит и работу и характер;
10) если работа нейдёт— не волнуйся; сделай перерыв, успокойся и снова за работу; полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его и снова за работу;
11) в случае полной неудачи легче смотри на дело; попробуй сдержать себя и снова начать работу;
• 12) при удачном выполнении работы не старайся её показать, хвалиться, лучше потерпи.18
Теорию стратегического менеджмента предложил в 1965г. Игорь Ансофф, американский инженер русского происхождения. Он же предложил так называемую матрицу Ансоффа — очень полезную логическую схему принятия решения о развитии бизнеса, увеличения объёма продаж.
Национальные особенности менеджмента
Если взять практику менеджмента в разных странах, то она, конечно, отличается. Особо разительны отличия между западным (европейским, американским) менеджментом и восточным (японским). Мацушита Коносуке, руководитель японской компании, носящей то же имя, так образно говорит о различии восточного и западного менеджмента: «Для вас (Запада) сущность менеджмента заключается в том, чтобы донести идеи, возникшие в головах боссов, до рук рабочих. Для нас менеджмент заключается в мобилизации интеллектуальных ресурсов всех сотрудников фирмы. Сегодня компания может выжить, только используя умственную энергию всех её работников».
Школы менеджмента
В XX веке на Западе последовательно сформировалось несколько научных школ менеджмента, достижения которых широко используются и сегодня. Обычно говорят о четырёх школах менеджмента. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления (1885-1920гг.), «классическая» или административная школа (1920-1930гг.), школа «человеческих отношений» (193 0-1950гг.), и школа науки управления (1950г.-н/вр).
Исторически первой былашкола научного управленияили рационалистическая, основоположником которой был Ф.Тейлор. Среди других представителей этой школы можно назвать Фрэнка и Лилии Гилберт. Это был первый формальный подход к управлению, основанный на том, что ручной труд может быть изменён, перепрофилирован посредством наблюдений, замеров, логики и анализа так, чтобы он стал более эффективным. В процессе решения этой задачи Ф.Тейлор инженер-практик изучил особенности производственных процессов на ряде предприятий и пришёл к выводу, что главная причина невысокой производительности работников состоит в несовершенной системе их стимулирования.
В результате своих исследований Ф.Тейлор обнаружил, например, что наибольшей производительности добиваются те горнорабочие, которые пользуются лопатой-совком, позволяющей перемещать именно 8,6кг породы. Последователь Тейлора Ф.Гильберт, в прошлом каменщик, предложил такой способ кладки кирпича, при котором количество движений рабочего сократилось с 18 до 4, а производительность труда при этом выросла на 50%.
Ф.Тэйлор предложил использовать систему материальных стимулов, главным из которых была награда, которая «для того, чтобы она оказывала надлежащий эффект, должна следовать очень быстро за выполнением самой работы». Таким образом, Ф.Тейлор использовал старый принцип: кто даёт сразу, тот даёт дважды.
Для поддержания у работников постоянного ожидания награды Тейлор предложил прогрессивную систему оплаты труда.
В основе тейлоризма лежали такие принципы, как: плата человеку, а не месту; установление расценок на основе точного знания, а не догадок; единообразие расценок. Благодаря этому повысилась производительность труда, подешевели товары, рабочие получили более высокую заработную плату, у них появилась заинтересованность в интенсивной работе, сотрудничестве с предпринимателями и т.п.
Саму награду Тейлор не сводил только к денежным выплатам, а рассматривал довольно широко. К ней он относил различного рода социальные уступки со стороны предпринимателей — организацию рабочих столовых, детских садов, вечерних курсов и т.п. Всё это считалось «средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих», средством которое вызывает у рабочих «доброе чувство по отношению к хозяевам».
Тейлор рассматривал работников не как людей, не как личности, а как наиболее эффективное средство выполнения поставленных задач. Используя наблюдения, замеры, анализ, он разбивал работы на простейшие конкретные задания, подбирал работникам в соответствии с их способностями посильные задания, максимально эффективно организовывал график и последовательность выполнения операций.
Своими работами «рационалисты» доказали, что если ввести соответствующие усовершенствования в трудовой процесс и по-настоящему заинтересовать рабочих, можно повысить производительность труда в 3-4 раза.
Одним из видных последователей Тейлора был Г.Эмерсон (1853-1931 гг.), получивший в Германии образование инженера-механика и впоследствии работавший в США. Он сформую лировал свои знаменитые 12 принципов управления, которые не потеряли значение до сего дня. Вот что, по мнению Эмерсона, должно обеспечить рост производительности труда.
1. Отчётливо поставленные цели, как исходныйпунктуправления.
2. Здравый смысл, предполагающий, в том числе, не только признание сделанных ошибок, но и поиск их причин.
3. Дисциплина, обеспеченная чёткой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением.
4. Справедливое отношение к персоналу.
5. Быстрый, надёжный, точный, полный и постоянный учёт.
6. Диспетчирование по принципу: «Лучше диспетчиро-вать хотя бы не спланированную работу, чем планировать работу не диспетчируя её».
7. Вознаграждение за производительность.
Второй школой считается административная или классическая школа. Создателем классической школы считается Г.Файоль. В отличие от Ф.Тейлора, вышедшего из «низов», Файоль 30 лет руководил горнодобывающей компанией, которая в момент его прихода на должность находилась на грани краха, а к концу его карьеры приобрела мировое значение. Хорошо познав на практике закономерности функционирования предприятия, Г.Файоль свёл его работу к следующим основным видам деятельности:
1) технической, связанной с осуществлением технологического процесса;
2) коммерческой (закупка сырья и материалов, продажа готовой продукции);
3) финансовой (поиск денежных средств и эффективное их использование);
4) защитной (защита собственностии личности);
5) бухгалтерской (инвентаризация, ведение счетов, сбор статистических данных);
6) административной (воздействиена работников).
Обобщая свои наблюдения, Г.Файоль сформулировал основные принципы административного управления.
1. Власть неотделима от ответственности.
2. Разделение труда при специализации (однако, у этого процесса есть предел, за которым эффективность резко падает).
3. Единоначалие и централизация. Единство руководства по принципу «один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».
4. Единство распорядительных функций.
5. Дисциплина, обязательная для всех и предполагающая взаимное уважение руководителей и подчинённых.
6. Подчинение индивидуальных интересов общим.
7. Справедливость, обеспечиваемая преданностью персонала и объективностью вознаграждения.
8. Иерархия, предполагающая минимизацию управленческих ступеней и полезность горизонтальных связей.
9. Порядок, в основе которого принцип «каждому своё место и каждый на своём месте».
10. Постоянство персонала, ибо текучка —следствие плохого управления.
11. Инициатива, требующая от руководителя всемерного поощрения и подавление собственного тщеславия.
12. Корпоративный дух, т.е. общность интересов работников и коллективизм в труде.
13. Вознаграждение.
Г.Файоль выделил следующие взаимосвязанные функции процесса управления: планирование (определение цели организации, путей и средств достижения ее); организация (создание определённой структуры организации); распорядительство; мотивация (выработка способов стимулирования труда); координация (достижение согласованности в работе всех звеньев организации); контроль (коррекция и реализация планов).
Основной вклад представителей классической школы управления заключается в рассмотрении управления как универсального процесса, слагающегося из нескольких взаимосвязанных функций.
Представители этой школы также изложили основные принципы управления.
Уже в 30-е годы XX века крупное машинное производство довело интенсивность использования физических возможностей человека до предела. Наступил черёд активизации интеллектуальных ресурсов личности. Поскольку умственной деятельностью управлять сложнее, чем физической, необходимо было искать новые подходы, помогающие «разбудить» людей. Этот шаг сделала так называемаяШкола человеческих отношений. Исторически это была третья школа, а у её истоков стоял Фоллетт (1880-1949гг.). Последователи этой школы исходили из того, что непосредственными мотивами деятельности людей лишь частично служат потребности, удовлетворяемые с помощью денег. При благоприятном морально-психологическом климате люди очень отзывчивы на заботу со стороны руководства, удовлетворены своим положением, и, если им создать соответствующие условия, они автоматически будут трудиться более производительно.
Теория человеческих отношений была дополнена поведенческой концепцией, наиболее видным сторонником которой был Дуглас Макгрегор. Сторонники концепции ставили перед собой цель помочь людям наиболее полно раскрыть свои потаённые способности и за счёт этого повысить эффективность труда. Раскрыть потаённые способности человека, по мнению сторонников концепции, можно путём применения достижений наук о человеческом поведении, прежде всего психологии.
После широкого внедрения ЭВМ возникла количественная теория управления. Её приверженцы на основе конкретных заданных значений переменных разрабатывали модели различных ситуаций: математически описывали их, искали внутренние взаимосвязи и определяли пути оптимального решения проблемы. Иногда такой подход называют количественным. Это и есть так называемаяшкола науки управления. Особенность сторонников школы научного управления состоит в том, что они считают, что вознаграждения материально-экономического характера не обязательно ведут к усилению мотивации.
В 1964г. в США Б.Хендерсоном была создана международная консультационная компания, получившая название Бостонская консультационная группа (БКГ). На протяжении последних 30-35 лет ей принадлежит ведущая роль в создании теории стратегии бизнеса. Ею была выдвинута концепция матрицы БКГ (матрица Рост/Доля рынка) и кривой опыта. Кроме того, БКГ была разработана теория конкуренции, основанная на времени и сохранении клиента. Выдвинутые БКГ идеи увеличили багаж полезных знаний о бизнесе больше, чем работы любых школ менеджмента.