Проектирование системы управления временем современного подростка в условиях повышенной учебной нагрузки
Исполнитель: Белейчева Марина Александровна,
8 класс,
МАОУ-гимназия № 13
Руководитель: Сафонова Наталья Валерьевна,
учитель физики и экономики
МАОУ-гимназии № 13
Екатеринбург
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОГЛОТИТЕЛЕЙ ВРЕМЕНИ.
1.1 Хронометраж………...……………………………………...………….. 6
1.2 Время в транспорте………………………………………………...…... 6
1.3 Поиск времени на тайм-менджмент…………………………………... 8
1.4 Создание личной ТМ-системы, шаг первый…………………………. 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОЧЕГО ДНЯ.
2.1 Анализ рабочего дня…………....……………..………………………. 10
2.2 Приоритеты……………………………………..…………………….... 10
ГЛАВА 3. ОТДЫХ ДЛЯ ПОДРОСТКА.
3.1 Ритмичный отдых во время рабочего дня……................................... 12
3.2 «Максимальное переключение» в отдыхе……...……………............ 12
3.3 Творческая лень……………………………………………………….. 13
3.4 Эффективный сон……………………………………………………... 14
3.5 Сон во время рабочего дня………………………………………….... 15
3.6 Создание личной ТМ-системы, шаг второй……………………........ 16
ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ. Практическая часть.
4.1 Опрос учащихся об их распределении времени……………………. 17
4.2 Планирование рабочего дня…………………………………………. 20
ГЛАВА 5. МОТИВАЦИЯ.
5.1 «Якоря»………………………………………………………………... 24
5.2 Раскачка……………………………………………………………….. 25
5.3 «Лягушки»…………………………………………………………….. 25
5.4 «Слоны»……………………………………………………………….. 26
5.5 Личные награды и наказания………………………………………… 26
5.6 Таблица ежедневных дел…………………………………………….. 26
5.7 Создание личной ТМ-системы, шаг третий………………………… 27
ГЛАВА 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЧЕТКОЙ ТМ-СИСТЕМЫ.
Систематизация………………………………………………………….... 27
ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 31
СЛОВАРЬ..……………………………………………………………….... 32
ПРИЛОЖЕНИЯ ………..…………………………………………………. 33
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас мы живем с вами в современном мире, в котором темп жизни весьма велик. Большинство людей живут в постоянной спешке: успеть на работу, в школу, на курсы, дополнительные занятия и т.д. Все это нам приходится совмещать, а это не так уж просто. Существует специальная система контроля и планирования своего времени – тайм-менеджмент, или управление временем.
С помощью тайм-менеджмента можно научиться контролировать свое время, мотивировать себя, планировать свое рабочее время, а главное научиться все успевать и совмещать.
Сейчас нехваткой времени страдают не только взрослые люди, но и подростки. У современного подростка, кроме школы, есть еще дополнительные занятия (одно и более), кружки и даже подработка. Такую нагрузку тяжело совмещать взрослым, а подросткам - тем более. Считаю актуальным рассмотреть проблему нехватки времени у подростков.
Проблема: недостаток времени, неспособность управлять своим временем.
Гипотеза: правильное распределение времени подростка с помощью основ тайм-менеджмента поможет ему научиться управлять своим временем и повысит его работоспособность.
Актуальностьзаключается в том, что данная проблема является очень значимой для современного подростка, так как в связи с малым количеством времени у подростков может ухудшиться учеба.
В ходе исследования была поставлена цель: построить четкую систему управления временем. Для ее выполнения также были поставлены задачи:
- изучить соответствующую литературу и проанализировать ее;
- провести опрос среди подростков;
- научиться контролировать время и отслеживать его поглотителей;
- научиться правильно распределять свое время.
Объектом исследования является – тайм-менеджмент, а предметом – тайм-менеджмент современного подростка.
ГЛАВА 1.
ПОГЛОТИТЕЛИ ВРЕМЕНИ
1.1 Хронометраж
Хронометраж — метод изучения затрат времени с самого утра. Хронометраж, учет и анализ расхода времени, характерен для современной организации времени. Он позволяет реально понять, куда вы расходуете время.
Провести хронометраж нетрудно. Для этого нужно взять блокнот и начать фиксировать в нем все, что делаете в течение дня. Обращаться к блокноту рекомендуется раз в полчаса и фиксировать все дела с точностью до 5-10 минут. Не бросайте хронометраж, если забыли о его учете, просто продолжайте вести его с того момента, как вспомнили. Не стоит фиксировать мелкие отвлечения, занимающие по времени не больше 5 минут. Можно отмечать их галочками на полях, а в конце дня посчитать помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий. Нужно посчитать количество галочек, умножить его на 2-3 минуты и получить количественный показатель по одному из самых неприятных и мелких «воров времени». Отслеживая показатели, вы научитесь вычислять поглотителей времени и станете меньше отвлекаться на них, а показатель расхода рабочего времени на приоритетные дела увеличится.
1.2 Время в транспорте
Достаточно много времени мы тратим на передвижение, не замечая того, что мы можем превратить его в еще один ресурс времени. Один из самых типичных поглотителей времени – общественный транспорт и автомобиль.
Способы оптимизации транспортного времени:
• Читайте либо слушайте аудио книги; читайте не что попало, а специально выбранную для этого книгу, которая чем-нибудь сможет вас обогатить. Вы можете, например, повторить теоретический материал, заданный в школе или просто читать книги, дающие некий жизненный опыт. Если у вас какие-то проблемы со зрением или с вестибулярным аппаратом и вы не можете позволить себе читать во время движения, то вас могут выручить аудиокниги.
• Отдыхайте – если действительно отдыхаете; решение «отдохнуть и расслабиться» ничуть не менее грамотно с точки зрения использования времени, чем чтение полезной книги. Но это должно быть действительно сознательное решение и действительно отдых – отключитесь мысленно от всех проблем, включите плеер с любимой музыкой, можете даже немного поспать.
• Выбирайте нестандартные маршруты и время; попробуйте выехать раньше на полчаса и поехать другим маршрутом, может, таким образом вам удастся сохранить немного времени.
• Учитесь; изучайте что-то новое, например, делайте школьные задания наперед, учите язык, повторяйте пройденный материал, если есть возможность, выполняйте практические задания. Обдумывайте прочитанное.
• Обдумывайте конкретный список вопросов. Если у вас нет конкретного списка вопросов к размышлению, то, скорее всего, это - пустая трата времени. Важно иметь конкретный список вопросов для обдумывания в транспорте и в ходе размышления обязательно делать пометки в блокноте, чтобы не потерять ценные идеи.
• Делайте исходящие звонки; время в транспорте можно использовать для исходящих звонков. Если у вас есть нерешенные дела, которые можно решить таким образом, то вы можете сделать это во время передвижения. Лучше заранее составить список номеров, по которым вы будете звонить. Вы удивитесь, сколько телефонных вопросов можно решить за полчаса езды.
1.3 Поиск времени на тайм-менеджмент
В заключении разговора об изыскании резервов времени разберемся с тем, где брать время на внедрение в вашу практику техник тайм-менеджмента.
Первое правило: используйте для этого любые «отходы» времени. Вполне достаточно тех обрезков и обрывков, которых бывает множество в течение каждого рабочего дня.
Второе правило: создайте четкий ритм повышения личной эффективности. Мы не считаем ежедневную чистку зубов или душ чем-то напрягающим, потому что это давным-давно вошло в привычку, создан ритм. То же самое в управление личным временем – лучше заниматься этим вопросом по 15 минут ежедневно, чем большими наскоками и нерегулярно.
Три простых принципа создания ритма управления временем:
· Ежедневно – одно маленькое «разгребание завалов».
· Еженедельно – внедрение новой техники управления временем.
· Ежеквартально – «дисциплинарная неделя». Одну неделю в квартал активно работаем с системой управления временем, не делаем себе никаких поблажек.
Третье правило: вложение времени в тайм-менеджмент – это не затраты, а инвестиции.
Вспомним поучительный анекдот:
«Некий человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом рубившего дерево тупым топором. Человек спросил его:
- Уважаемый, почему бы вам не наточить ваш топор?
- У меня нет времени точить топор – я должен рубить! – простонал дровосек…»[1]
Выделять время на «заточку топора» непросто. Но успешные люди отличаются от не очень успешных именно тем, что выделяют достаточно времени на инвестиции в свое будущее.
1.4 Создание личной ТМ-системы, шаг первый
Используйте техники выявления поглотителей времени. Краткие рекомендации:
• Проведите сплошной учет вашего времени в течение двух-трех недель.
• Сформируйте два-три количественных показателя эффективности и отслеживайте их.
• Планируйте наполнение транспортного времени.
• «Точите топор», используя для этого любые «отходы времени».
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ РАБОЧЕГО ДНЯ
2.1 Анализ рабочего дня
Чтобы проанализировать свой день можно использовать много разных способов. В пособиях по тайм-менеджменту лучшим способом анализа является таблица. В ней удобно фиксировать все дела и выявлять степень загруженности. Для примера приведу анализ собственного распорядка дня, сформированного в табличном виде.
Таблица 1
Место | Пон. | Втор. | Сред. | Чет. | Пят. | Субб. | Воскр. |
Школа | Инфор. Русск.яз. Лит-ра Англ.яз. Физ-ра Техно. (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Химия Англ.яз. Геометр. Биолог. Физика Геометр. (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Англ.яз. Англ.яз. Русск.яз. Алгебра Русск.яз. История (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Химия Геометр. Физ-ра Англ.яз. Общество. Географ. (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Физика Русск.яз. Лит-ра Англ.яз. История Исск-во (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Физ-ра Географ. Алгебра Информ. Биолог. ОБЖ (с 8:20 до 13:10 + консультации) | - |
Дом | Домашнее задание, уборка (вечер с 20:50 до 22:00) | Домашнее задание, уборка (день с 15:00 до 17:00) | Домашнее задание, уборка (с 15:00 до 21:00) | Домашнее задание, уборка (день с 15:00 до 17:00) | Домашнее задание, уборка (день с 15:00 до 17:00) | Домашнее задание, уборка (вечер с 20:50 до 22:00) | Отдых, прогулка (с 17:00 до 22:00) |
Театр | Речь Вокал (с 15:30 до 20:15) | Хореография Актерское мастерство (с 18:00 до 21:30) | - | Хореография (с 18:00 до 20:15) | Хореография Актерское мастерство (с 18:00 до 21:30) | Репетиция спектакля(с 16:00 до 20:00) | Спектакль + репетиция (не всегда)(с 8:30 до 16:30) |
Это таблица анализа моей рабочей недели. В ней показана степень загруженности каждого дня так, что можно с легкостью увидеть мою занятость в тот или иной день. Например, в среду у меня нет дополнительных занятий, и в этот день я могу запланировать что-то на вечер, в отличие от пятницы.
2.2 Приоритеты
Очень важно для подростка расставить приоритеты. Часто именно из-за неправильного определения важного в жизни, у подростков не получается планировать время и успевать много того, чего могли бы. Например, если подросток определил, что для него важнее хобби, нежели школа, то тогда его успеваемость будет катиться под откос, а успехи в хобби будут повышаться. Главное - четко объяснить подростку, что его будущая жизнь зависит от знаний, получаемых в школе, из чего следует, что на первом месте должна стоять школа, а уже потом дополнительные занятия и увлечения.
Расстановка приоритетов некоторых подростков показана в практической части (стр. 15).
ГЛАВА 3.
ОТДЫХ ДЛЯ ПОДРОСТКА
3.1 Ритмичный отдых во время рабочего дня
Подростку, как и любому другому человеку, нужен отдых. Но в связи с плотным графиком, времени на отдых может не быть. Так же, из-за графика, некоторые дела подросткам приходится доделывать поздно вечером, а иногда и ночью, таким образом лишая себя сна.
Отдых должен быть ритмичным, то есть запланированным. Оптимальный режим – 5 минут отдыха через каждый час. Это даст восстановиться вашим силам хотя бы чуть-чуть. В школе этот режим соблюдается, у нас есть перемены, которые чаще всего мы тратим не по назначению – на отдых, а на дописывание домашнего задания, повторение и т.д. А вот организовывать такой отдых за выполнением домашнего задания очень полезно.
3.2 «Максимальное переключение» в отдыхе
Товарищ, запомни правило простое:
Работаешь сидя –
Отдыхай стоя!
(Владимир Маяковский)
Есть несколько сценариев отдыха[2], обычно у человека их несколько:
• Позвоню знакомому;(2 балла)
Такой сценарий помогает отключиться от мира вокруг вас и погрузиться в разговор, но не до конца, поэтому, по технике автора, ему присваивается 2 балла переключения.
• Поиграю в игры не телефоне;(1 балл)
Этот сценарий дает возможность отключиться от одной задачи, но погружает человека в другую, в которой тоже требуется умственная деятельность. Поэтому, в соответствии с техникой автора, присвоен 1 балл.
• Посижу в интернете;(1 балл)
Этот сценарий аналогичен второму сценарию.
• Перекушу;(3 балла)
Во время еды кровь от головы приливает к желудку и умственная деятельность затормаживается. Также, употребляя пищу, мы думаем о том, что употребляем, а не о работе и т.д.
А вот такой отдых, как пойти прогуляться или сделать несколько упражнений, полностью отключившись от тяготивших тебя мыслей, намного полезней и приятней, а главное качественней. Чем сильнее будет переключение во время пятиминутного отдыха, тем лучше вы отдохнете и восстановите силы. Главное - нужно обязательно покинуть рабочее место.
3.3 Творческая лень
Говоря об отдыхе, нельзя обойти тему лени. Лень – далеко не всегда плохо. Это защитная реакции организма на:
• Переутомление;
Когда мы чувствуем усталость, связанную с большими нагрузками и, например, недосыпанием (как и большинство школьников), то мы, подростки, начинаем лениться, даже отвергать какие-либо задачи.
• Несоответствие нашего «должен» нашему «хочу»;
Например, если мы хотим посмотреть телевизор или поиграть на компьютере, а нам задали несколько задач по геометрии, то мы начинаем лениться делать домашнее задание.
• Интуитивное ощущение ненужности выполняемой задачи.
Иногда у людей срабатывает интуиция на какую-либо задачу, он чувствует, что то, что он делает, не принесет ему никакой пользы или просто не будет использовано, от этого снова появляется лень. Но чаще всего такое чувство является ошибочным и не надо на него полагаться.
Бывает и четвертая причина. Это сигнал подсознания, что вам надо очистить себя от мелких мыслей и дать родиться чему-то новому. Это – творческая лень[3].
Правила творческой лени:
• Если уж лениться, то на все 100%. Чистая лень – это чистое ощущение полноты бытия и всеобщей гармонии мироздания. Именно при такой лени, наш организм отдыхает, а разум очищается.
• Сознательное принятие решения: «Хочу лениться, и буду это делать!». В ином случае, вы будете продолжать думать о работе и других вещах, не способствующих отдыху и творчеству.
• Перед ленью загрузить себя информацией по конкретной проблеме, но не думать о ней вовремя лени! Это даст вашему разуму переключиться от задачи, которая важна для вас на тот момент, привести мысли в порядок, а потом найти этой задачи решение или способ решения.
Во время творческой лени вас может «осенять» идеями и в вас могут зарождаться чувства гармонии и полноты мироздания, что настоит вас на лучший лад и поспособствует благоприятному ощущению мира.
3.4 Эффективный сон
Сон является важнейшим способом отдыха и восстановления сил. Подростки в наше время спят в среднем 6-7 часов в сутки, хотя должны спать 8-9. Даже не увеличивая количествово времени на сон, можно существенно повысить его качество.
Эффективность сна существенно повышают стабильное время отхода ко сну и пробуждения. Ваш организм привыкает к вашему графику сна и вам становиться легче засыпать и просыпаться.
Авторы книг по тайм-менеджменту рекомендуют найти и применять оптимальный именно для вас режим сна, например, вечерние прогулки, спокойное чтение, легкие упражнения- все то, что поможет разгрузить мозг и переведет вас в более медленный ритм.
Также очень важен процесс пробуждения. Лучше всего заводить несколько будильников в разное время, например три будильника на 7:00, 7:20 и 7:40. На первый будильник поставьте спокойную мелодию, которая разбудит вас, но еще не будет сигналом покидать кровать; на второй будильник поставьте более ритмичную мелодию, которая сообщит вам, что пора открывать глаза и готовиться к подъему; на третий будильник поставьте бодрую позитивную мелодию, под которую вы встанете с постели и с удовольствием встретите новый день.
3.5 Сон во время рабочего дня
Активность человека в течение дня имеет два спада и два подъема. Второй спад приходится как раз на послеобеденное время. Самое простое решение проблемы – дневной сон.
На этом графике показаны спады и подъемы активности человека:
Если у вас нет рядом удобной кровати, вы можете поспать прямо на рабочем месте, положив руки и голову на стол. Длительность такого «микросна» каждый может определить для себя сам – оптимальная длительность 10-15 мин.
Долгий сон выбивает человека из рабочий колеи, а недолгий помогает освежить мозг и набраться сил.
3.6 Создание личной ТМ-системы, шаг второй
Краткие рекомендации:
• Сделайте отдых в течение дня ритмичным;
• Обеспечивайте максимальное переключение;
• Используйте творческую лень;
• Применяйте «микросон» в течение рабочего дня.
ГЛАВА 4.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ
Практическая часть
4.1 Опрос учащихся об их распределении времени
Для того, чтобы предложить правильное планирование рабочего дня современного подростка, я опросила 54 респондента в возрасте от 13 до 15 лет.
Было проведено анонимное анкетирование (Приложение 1).
Поглотителей времени можно объединить в три группы:
· первая – интернет,
· вторая – развлечения и хобби,
· третья – другое.
Основными поглотителями времени, по мнению большинства респондентов (около 55%), является интернет (игры, социальные сети и т.п.). На втором месте по распространенности - развлечения и хобби (около 27,4%), а третье место занимают другие поглотители, упомянутые респондентами (около 17,6%). Из этого опроса следует, что большую часть свободного времени подростки тратят на компьютер и интернет, что еще раз доказывает их пагубное действие.
Самым важным, по мнению большинства респондентов, является школа, но далеко не у всех школа занимает первое место. На втором, по важности, месте стоят общение с семьей и хобби, а на третьем – общение с друзьями и досуг. Большинство опрошенных подростков расставляют правильно жизненно важные приоритеты.
В третьем вопросе об организации отдыха было три популярных ответа. Наиболее популярным ответом стал ответ «сплю», наименее популярными ответы - «гуляю» и «не отдыхаю во время рабочего дня». Результаты этого опроса показали, что подростки не умеют организовывать свой отдых.
Из ответов на четвертый вопрос можно увидеть, что в основном подростки планируют свой день или неделю и мало кто планирует свой месяц, из чего мы можем судить, что сейчас большая часть подростков планирует свои дела и, возможно, это помогает им организовывать свою деятельность и эффективно распределять время на те или иные задачи.
Так же на обсуждение были вынесены такие вопросы как вопрос о присутствии в жизни подростка дополнительных занятий, их кол-во в часах и по сколько дней в неделю они занимают? Было выявлено, что в основном дополнительные занятия у подростков во второй половине дня либо после уроков с небольшим промежутком, либо вечером после 17:00.
Опрос подростков дал мне старт для проектирования системы управления и распределения времени. Здесь вам представлены три варианта распределения времени в течение рабочей недели с учетом правил тайм-менеджмента. При помощи таблиц я постаралась спланировать рабочий день для подростков, у кого дополнительные занятие в послеобеденное время, вечером и для тех подростков, кто учится со второй смены.
Таблица 2 – это вариант распределения времени для тех, у кого дополнительные занятие в послеобеденное время. Особенность этого типа планирования заключается в том, что подросток, у которого занятия в послеобеденное время, выполняет домашнее задание во второй энергетический подъем, в связи с чем, это получается у него быстрее и легче, чем у других.
Таблица 2
Нахождение | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Субб. | Воскр. |
Школа | Инфор. Русск.яз. Лит-ра Англ.яз. Физ-ра Техно. (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Химия Англ.яз. Геометр. Биолог. Физика Геометр. (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Англ.яз. Англ.яз. Русск.яз. Алгебра Русск.яз. История (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Химия Геометр. Физ-ра Англ.яз. Общество. Географ. (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Физика Русск.яз. Лит-ра Англ.яз. История Исск-во (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Физ-ра Географ. Алгебра Информ. Биолог. ОБЖ (с 8:20 до 13:10 + консультации) | - |
Доп.занятие | - | Занятия (с 14:30 до 16:00) | - | Занятия (с 14:30 до 16:00) | Занятия (с 14:30 до 16:00) | - | - |
Дом | Домашнее задание (с 15:00 до 20:00) | Домашнее задание (с 17:00 до 21:00) | Домашнее задание (с 15:00 до 20:00) | Домашнее задание (с 17:00 до 21:00) | Домашнее задание (с 17:00 до 21:00) | Домашнее задание (с 15:00 до 17:00) | Отдых Домашнее задание (с 15:00 до 17:00) |
Таблица 3 предназначена для тех, у кого дополнительные занятия в вечернее время. У таких подростков два промежутка для выполнения домашнего задания: после обеда и после занятий. Сложность этого планирования в том, что дополнительные занятия приходятся на вечерний подъем энергии, а выполнение домашнего задания на спад. Подросткам с таким планированием нужно выполнять домашнее задание максимально вперед на всю неделю, тогда они будут все успевать.
Таблица 3
Нахождение | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Субб. | Воскр. |
Школа | Инфор. Русск.яз. Лит-ра Англ.яз. Физ-ра Техно. (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Химия Англ.яз. Геометр. Биолог. Физика Геометр. (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Англ.яз. Англ.яз. Русск.яз. Алгебра Русск.яз. История (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Химия Геометр. Физ-ра Англ.яз. Общество. Географ. (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Физика Русск.яз. Лит-ра Англ.яз. История Исск-во (с 8:20 до 13:50 + консультации) | Физ-ра Географ. Алгебра Информ. Биолог. ОБЖ (с 8:20 до 13:10 + консультации) | - |
Дом | Домашнее задание (с 15:00 до 17:00, с 20:00 до 2200) | Домашнее задание (с 15:00 до 20:00) | Домашнее задание (с 15:00 до 17:00, с 20:00 до 2200) | Домашнее задание (с 15:00 до 20:00) | Домашнее задание (с 15:00 до 17:00, с 20:00 до 2200) | Домашнее задание( с 15:00 до 17:00 | Отдых Домашнее задание( с 15:00 до 17:00) |
Доп.занятия | Занятия (с 18:00 до 19:30) | - | Занятия (с 18:00 до 19:30) | - | Занятия (с 18:00 до 19:30) | - | - |
Таблица 4 – модель распорядка дня для тех подростков, кто учится со второй смены. Это отдельный тип дня, где дополнительные занятия приходятся на утро, а школа начинается после обеда. Для подростков с таким типом обучения приходится выполнять домашнее задание рано утром до дополнительных занятий или вечером после школы. Если подросток привык к такому распорядку, то ему все дается легко и подросток все успевает.
Таблица 4
Нахождение | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Субб. | Воскр. |
Дом | Домашнее задание (с 8:30 до 10:00, с 19:00 до 21:00) | Домашнее задание (с 8:30 до 10:00, с 19:00 до 21:00) | Домашнее задание (с 8:30 до 10:00, с 19:00 до 21:00) | Домашнее задание (с 8:30 до 10:00, с 19:00 до 21:00) | Домашнее задание (с 8:30 до 10:00, с 19:00 до 21:00) | Домашнее задание ( с 19:00 до 21:00) | Отдых Домашнее задание( с 15:00 до 17:00) |
Доп.занятия | - | Занятия (с 11:00 до 12:30) | - | Занятия (с 11:00 до 12:30) | - | Занятия (с 11:00 до 12:30) | - |
Школа | Инфор. Русск.яз. Лит-ра Англ.яз. Физ-ра Техно. (с 13:15 до 18:00 + консультации) | Химия Англ.яз. Геометр. Биолог. Физика Геометр. (с 13:15 до 18:00 + консультации) | Англ.яз. Англ.яз. Русск.яз. Алгебра Русск.яз. История (с 13:15 до 18:00 + консультации) | Химия Геометр. Физ-ра Англ.яз. Общество. Географ. (с 13:15 до 18:00 + консультации) | Физика Русск.яз. Лит-ра Англ.яз. История Исск-во (с 13:15 до 18:00 + консультации) | Физ-ра Географ. Алгебра Информ. Биолог. ОБЖ (с 13:15 до 18:00 + консультации) | - |
4.2 Планирование рабочего дня
Часто время теряется попусту только потому, что человек не может определить, за что хвататься, куда бежать. Принципы и правила планирования рабочего дня не носят обязательного характера. Многие из них даже могут показаться вам несерьезными. Однако они психологически оправданы и зарекомендовали себя в различных жизненных ситуациях. Необязательно использовать все принципы. Попробуйте применить каждый из них, найдите свой стиль — он для вас будет наилучшим.
Авторы книг по тайм-менеджменту советуют планировать свой день заранее. Стандартным помощником в планировании дня или недели является ежедневник. У каждого человека есть список определенных дел, которые он должен выполнить в течение дня, чтобы не забыть о них и не опоздать с их выполнением, нужно просто зафиксировать их в своем ежедневнике и обращаться к нему не рее, чем раз в 30-40 минут.
Правила планирования рабочего дня:
1. Начинать день с позитивным настр оением. Старайтесь для каждого дня находить какое-нибудь позитивное начало, поскольку тот настрой, с которым вы приступите к решению предстоящих задач, имеет важное значение для достижения успеха
2. Хорошо позавтракать и без спешки — на учебу. Не выспавшись, без завтрака, как можно скорей в школу — такой старт может просто испортить день! Не говорите, что у вас нет времени для неспешного завтрака, ведь это — вопрос установления приоритетов (для того чтобы выспаться и успеть плотно позавтракать, нужно просто раньше ложиться).
3. Перепроверять планы дня. Установлено, что десятиминутная подготовка к рабочему дню позволяет экономить до двух часов рабочего времени. Так что выиграйте эти два часа! Кроме того, составляя план рабочего дня, учитывайте следующее правило: планировать нужно не более 60% вашего времени, а 40% — это резервный фонд для неожиданных и неотложных дел.
4. Вначале — ключевые задачи. Начинать рабочий день следует с важных задач, все остальные дела могут подождать. Дела, которые имеют высший приоритет должны быть выполнены немедленно.
Правила планирования середины дня
1. Подготовьте к работе письменный стол. Уберите со стола все ненужные для решения важных задач предметы. На рабочем столе должно находиться небольшое кол-во вещей. Это психологически оправданно: во-первых, лишние предметы поглощают время, а во-вторых, порядок на столе стимулирует порядок в мыслях.
2. Отклоняйте дополнительно возникающие неотложные проблемы. В каждой школе, в каждом классе возникают разного рода неотложные обстоятельства или непредвиденные ситуации. Следует помнить, что отвлечение на так называемые срочные обстоятельства приводит на время к забвению запланированных важных дел. Стоит ли делать это — решайте в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств.
5. Избегайте незапланированных импульсивных действий. Как правило, импульсивное отклонение от составленного плана снижает производительность. Так что, если во время работы вы захотели сделать что-то (например, зайти в интернет на уроке), подумайте, стоит ли это делать.
6. Небольшие однородные задачи группируйте и выполняйте сериями. Группируйте однородные дела в блоки, но не делайте их слишком длинными (лучше 30—60 минут), например, сдача долгов.
7. Рационально завершайте начатое. Избегайте скачков в работе и всегда старайтесь доводить начатое дело до конца. Отвлечение от основной работы поглощает время, поскольку при возвращении к ней вам приходится вновь повторять уже сделанное однажды.
8. Используйте временные промежутки. Не оставляйте незаполненными незапланированные промежутки времени (например, ожидание учителя в кабинете после звонка). Когда они появляются, задавайте себе вопрос: «Как я могу использовать эти минуты с максимальной пользой?»
9. Выкраивайте спокойный час (время для себя). Хорошо зарекомендовало себя ежедневное резервирование одного спокойного, или закрытого, часа, в течение которого вам никто не сможет помешать. Это время ненарушаемой сконцентрированности. Занесите его в план, оно существенно повысит производительность вашего труда. Отгородите себя на это время от внешнего мира, просто закройте дверь, предварительно предупредив, что вас не надо беспокоить. Используйте закрытый час для важных, но несрочных дел, носящих долговременный характер, или для тех задач, которые теряются в суете дня.