ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350400 – СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Методические указания для студентов специальностей

030602 “Связи с общественностью” и 032401 “Реклама”

Пенза 2012

УДК 659

ББК 76.006.5

М 43

Р е ц е н з е н т:

кандидат филологических наук, доцент,

зав. кафедрой рекламы и связей с общественностью

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

А.В. Прохоров

М 43 Междисциплинарный государственный экзамен:

методические указания для студентов специальностей

030602 “Связи с общественностью” и 032401 “Реклама”/ сост.

Н. В. Розенберг, В. А. Бобров, О.Г. Дятлова. – Пенза: Информационно- издательский центр ПензГУ, 2012.- 71 с.

Методические указания к междисциплинарному экзамену разработаны на кафедре «Коммуникационный менеджмент» в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 030602 «Связи с общественностью» и 032401 “Реклама”.

УДК 659

ББК 76.006.5

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 6

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350400 – СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ... 7

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350700 – РЕКЛАМА.. 9

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350400 - СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ... 10

Тема 1. Теория и практика связей с общественностью.. 10

Тема 2. История мировой литературы и искусства. 12

Тема 3. Логика и теория аргументации. 12

Тема 4. Современные международные отношения. 13

Тема 5. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. 15

Тема 6. Основы статистики и бухгалтерского учета. 15

Тема 7. Конфликтология. 16

Тема 8. Религиоведение. 16

Тема 9. Теория и практика массовой информации. 17

Тема 10. Стилистика и литературное редактирование. 18

Тема 11. Основы теории коммуникации. 19

Тема 12. Социология массовой коммуникации. 20

Тема13. Психология массовой коммуникации. 20

Тема 14. Маркетинг. 22

Тема 15. Современный менеджмент. 22

Тема 16. Современная пресс-служба. 23

Тема 17. Коммуникационный менеджмент. 24

Тема 18. Консалтинг в связях с общественностью.. 25

Тема 19. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью 26

Тема 20. Маркетинговые исследования в связях с общественностью.. 27

Тема 21. Организация работы отдела по связям с общественностью.. 29

Тема 22. Телекоммуникационные и компьютерные технологии в связях с общественностью.. 29

Тема23. Реклама в коммуникационном процессе. 30

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350700 - РЕКЛАМА.. 31

Тема 1. Искусство и литература. 31

Тема 2. Экономическая теория. 31

Тема 3. Статистика. 32

Тема 4. Финансы, денежное обращение и кредит. 33

Тема 5. Бухгалтерский учет, аудит. 34

Тема 6. Правовое регулирование рекламной деятельности. 34

Тема 7. Менеджмент. 35

Тема 8. Маркетинг. 37

Тема 9. Коммерция. 40

Тема 10. Деловое общение. 42

Тема 11. Основы рекламы.. 43

Тема 12. Паблик рилейшнз. 44

Тема 13. Психология рекламной деятельности. 45

Тема 14. Социология рекламной деятельности. 46

Тема 15. Информационные технологии в рекламе. 48

Тема 16. Массовые коммуникации и медиапланирование. 49

Тема 17. Разработка и технологии производства рекламного продукта. 50

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 51

Примерные вопросы итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 350400 - Связи с общественностью.. 56

Примерные вопросы итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 350700 - Реклама. 62

ВВЕДЕНИЕ

Государственный экзамен представляет собой итоговое испытание по профессионально ориентированным междисциплинарным проблемам, которое устанавливает соответствие подготовленности выпускника требованиям образовательного стандарта по специальности.

Междисциплинарный Государственный экзамен ставит своей главной целью проверку степени усвоения студентом фундаментальных знаний по основным профессиональным дисциплинам госстандарта, а также дисциплинам специализации.

Изучив все положенные курсы, сдав предусмотренные учебным планом письменные работы, зачеты и экзамены, студент выходит на итоговый экзамен, чтобы продемонстрировать перед государственной комиссией базовый уровень своей подготовки по специальности.

Экзамен включает в себя материалы по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специализации, которые представлены набором наиболее важных тем, имеющих принципиальное значение для базовой подготовки современного специалиста по связям с общественностью и специалиста по рекламе.

В методических указаниях представлен перечень нормативно- правовых актов, список примерных вопросов к экзамену, список научной и специальной литературы, рекомендуемой для пополнения, уточнения и систематизации уже накопленных студентом знаний.

Аттестация студента проводится по следующим направлениям:

  • сформированность представлений о функциях, задачах, сферах применения связей с общественностью и рекламы;
  • наличие способностей прогнозирования и моделирования в области связей с общественностью;
  • уровень теоретических знаний необходимых в профессиональной деятельности в сфере управления и производства.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350400 – СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Специалист в области связей с общественностью по своему профессиональному предназначению должен:

ü знать важнейшие проблемы внутренней и внешней политики России, современных международных отношений; положения важнейших международно-правовых документов ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других международных организаций, регламентирующих деятельность в области международной информации, гуманитарного и культурного сотрудничества;

ü знать историю и современную практику массовой коммуникации и различные ее виды и формы;

ü знать историю возникновения и становления связей с общественностью ("паблик рилейшнз") как сферы профессиональной деятельности;

ü уметь устанавливать и постоянно поддерживать необходимые связи со средствами массовой информации, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами, агенствами по связям с общественностью, издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественными структурами, партиями и движениями;

ü владеть навыками организации и управления пресс-центром, пресс-службой, отделом печати, отделом по связям с общественностью, центром общественных связей;

ü уметь устанавливать связи с людьми и организациями, располагающими важными сведениями, источниками информации;

ü знать основы конфликтологии и социальной психологии и владеть навыками работы в кризисных ситуациях;

ü постоянно изучать аудиторию, учитывать ее настроение;

ü уметь планировать и организовывать рекламные, пропагандистские, информационные кампании, владеть навыками социального и политического маркетинга, уметь организовать и вести протокольно-деловые мероприятия;

ü уметь использовать методику и технику проведения опросов общественного мнения;

ü свободно владеть риторикой, приемами и методами публичного выступления (знать основы речи, ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы композиции и стиля, приемы убеждения), владеть навыками литературного редактирования, умением создать собственное публицистическое произведение, пресс-релиз;

ü квалифицированно пользоваться техническими, телерадиоэлектронными средствами массовой информации, уметь фотографировать, владеть видео- и компьютерной техникой.

По общей фундаментальной подготовленности специалист в области связей с общественностью отвечает следующим требованиям:

ü имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в современном мире, знаком с принципиальными проблемами современного естествознания, развития науки и техники, понимает их социально-экономические и политические последствия;

ü знаком с основными учениями в области политических, правовых и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ü знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе и между обществом и природной средой, учитывает их в профессиональной деятельности;

ü знает основные этапы истории России, ее политики, а также истории других ведущих государств и цивилизаций мира, понимает смысл и механизмы исторической преемственности и эволюции;

ü знает основные проблемы массовой коммуникации и современных СМИ, механизмы и закономерности их формирования и развития, основные теории и концепции, относящиеся к сфере информации, коммуникации и формирования общественного мнения, умеет применять их выводы, методы и приемы исследования для анализа проблем, возникающих в ходе его профессиональной деятельности;

ü знает основные проблемы информационной политики, национальной безопасности Российской Федерации, владеет методами и приемами их анализа;

ü способен к самообучению по завершении учебной программы, к расширению своих знаний на основе информационных и образовательных технологий;

ü способен приобретать новые знания, методически и психологически готов к изменению направления и характера своей профессиональной деятельности;

ü умеет на научной основе организовать свой труд, владеет приемами и методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе с использованием электронно-вычислительной техники, имеет навыки пользования ЭВМ и прикладными компьютерными программами;

ü владеет иностранным языком (языками), способен выполнять функции переводчика, переводчика-референта и продолжать обучение и осуществлять профессиональную деятельность в иноязычной среде;

ü владеет культурой мышления и публичного выступления, способен правильно и логично оформить свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам;

ü владеет основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов, умеет осуществлять их качественный и количественный анализ, способен определять цели специальных исследований и использовать для их осуществления методы изученных наук, готов к работе над междисциплинарными проектами;

ü готов к работе в коллективе, знаком с методами управления, способен находить и принимать управленческие решения, знает основы педагогической деятельности.

Наши рекомендации