Основные направления развития современной этнопсихологической науки
В 70-х годах исследования в области этнопсихологии продолжились: И.С. Кон, Г.В. Старовойтова, С.В. Арутюнов высказывали свое мнение относительно этнопсихологии, акцентируя внимание на отсутствии понятийного аппарата, категорий, прямой связи с социальной психологией, этносом и нацией. В результате длительного пробела в исследованиях и на сегодняшний день существуют споры по поводу определения некоторых категорий в понятийном аппарате этнической психологии, в связи с чем можно утверждать, что процесс возрождения и развития этой науки продолжается.
В отечественной этнопсихологии 70-90-х годов наиболее актуальными являлись проблемы:
• предмета этнической психологии;
• логики исследования в этнической психологии;
• применения концепции единства психической и практической деятельности для объективного объяснения особенностей психической и практической деятельности определенного этноса, а также причин психических отличий между различными этносами.
Современная этнопсихология не составляет единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней выделяется ряд самостоятельных направлений:
• сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи (которые теоретически и методологически являются неотъемлемой частью соответствующих разделов общей и социальной психологии);
• культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентации народной культуры и неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствоведения;
• исследования этнического сознания и самосознания (в данном случае заимствуются понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т.д.);
• исследования этнических особенностей социализации детей (понятийный аппарат и методы ближе всего к социологии и детской психологии).
Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
Этническая психология — это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая:
1) особенности психики людей различных народов и культур;
2) проблемы национальных особенностей мировосприятия;
3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений;
4) проблемы национального характера;
5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов;
6) закономерности формирования обществ, национальных общин.
Этническая психология — наука об этнических, культурологических, психологических особенностях людей, наций, которые выделяются в процессе своего исторического развития и принадлежат к определенным этническим образованиям. Она классифицирует определенные явления, отвечая на вопросы о переживаниях данным народом определенного явления, о его вкусах, страхах, авторитетах, а также о возможности его самоутверждения среди других этносов (народов).
Как и любая другая наука, этнопсихология имеет свои объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются нации, национальности, национальные общности.
Предмет этнопсихологии — особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы. Однако представители культурно-исторической школы во главе с Л.С. Выготским считали, что предметом этнопсихологии является изучение социально-исторического развития поведения этноса и определенных его ступеней и форм.*
* См.: Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: В 6-ти т. — М., 1982. — Т.3. — С. 99.
В содержание этнопсихологии разные исследователи вкладывали и вкладывают свое видение. Например, В. Вундт определяет содержание этнопсихологии тремя проблемами: языком, мифами и обычаями, в то время как Г. Шпет выделяет душу, обычаи, культуру, веру, государственные учреждения, правовые нормы в качестве содержания этнической психологии.* На наш взгляд, позиция Г. Шпета наиболее полно характеризует понятие содержания этнической психологии.
* См.: Шпет Г.Г. Сочинения. – М., 1989. – С. 487.