Он усвоил то, что ислам побуждает его оказывать благодеяния своему соседу
Это объясняется тем, что он помнит многочисленные указания и наставления ислама, касающихся соседей, и о том высоком месте, которое на шкале человеческих отношений эта религия отвела отношениям с соседями. Поистине, ни до, ни после возникновения этой религии ни одно законодательство и ни одна система даже не приближались ни к чему подобному.
Так, например, в Своей Книге Аллаh Всевышний велит оказывать благодеяния соседу, говоря:
«И поклоняйтесь Аллаhу и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете»[84](Женщины, 36)
С соседом, состоящим с тобой в родстве, тебя объединяют не только соседские отношения, но и узы родства или общее вероисповедание, с соседом, не состоящим с тобой в родстве, ты не связан общим происхождением или вероисповеданием, что же касается "товарища", о котором говорится в данном аяте, то здесь имеется в виду такой человек, с которым ты вместе делаешь нечто благое.
Таким образом, каждый из тех, кто живёт по соседству с тобой, имеет на тебя определённые права, даже если и не состоит с тобой в родстве и не является твоим единоверцем. Это значит, что ислам велит оказывать соседу почёт, иначе говоря, свидетельствует о том, что в чистом и гуманном исламском шариате ему отводится высокое место.
Вот почему во многих хадисах сообщается о том, что благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа) повелевал людям хорошо относиться ко всем своим соседям, независимо от того, являются ли они родственниками и единоверцами, тем самым подчёркивая важность, придаваемую в исламе отношениям между соседями. Так, например, сообщается, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Джибриль не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников.» (Аль-Бухари и Муслим)
Поистине, это - высокое и достойное место, которое ислам отводит соседу через верного духа Джибриля, не прекращавшего подтверждать сказанное благородному посланнику так долго, что тот даже подумал, что положение соседа будет возвышено до положения родственника, и он станет таким же наследником, как и родственники.
Получив эти наставления от Джибриля, посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), в свою очередь, постоянно побуждал людей оказывать соседям уважение и делать им добро и даже, произнося свою историческую проповедь во время прощального паломничества, когда он вновь напомнил мусульманам о самых важных вещах, Пророк уделил упоминанию о соседстве важное место. Это привлекло внимание одного из видных сподвижников Абу Умамы, да будет доволен им Аллаh, и он также подумал, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) включит соседа в число наследников, что и нашло своё отражение в его словах: "Я слышал, как посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), сидевший на своей верблюдице по кличке Аль-Джад'а, говорил во время прощального паломничества: "Я наказываю вам хорошо относиться к соседу!" - и он так много раз повторил это, что я сказал: "Поистине, он объявит его и наследником!" (Ат-Табарани)
Благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа) придавал велениям о необходимости хорошего отношения к соседу настолько большое значение, что оказание ему благодеяний и отказ от нанесения ему каких бы то ни было обид объявлялся одним из признаков веры в Аллаhа и в последний День, и наилучшим доказательством воздействия этой веры на человека. Так, например, посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаhа и в последний День, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаhа и в последний День, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаhа и в последний День, говорит нечто благое или хранит молчание!» (Аль-Бухари и Муслим)
А в той версии этого хадиса, которую приводит Аль-Бухари, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаhа и в последний Лень, не обижает своего соседа...»