Ленинградская школа психологии. б.г.ананьев

Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. По окончании средней школы в 1924 году поступил в родном городе в Горский педагогический институт на общественно-экономический факультет. Ровно через год после поступления в институт Ананьев параллельно учёбе начал работать ассистентом кафедры педологии и психологии. Поступил в Бехтеревский институт мозга. Он выделял иерархически соподчинённые уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности. Б. Г. Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны. Весь диапозон проблем, которыми занимался Б.Г. Ананьев, в конечном счете был подчинен теоретико-методическому обоснованию и оснащению акмеологической службы - целью является помощь зрелому человеку в решении его профессиональных и жизненных проблем. Предметом акмеологии являются закономерности условия, факторы и стимулы самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути. Акмеологическая служба оказания помощи зрелым людям состоит в том, чтобы помочь им состояться в жизни и профессии, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям.

Б.М.ТЕПЛОВ, В.Д.НЕБЫЛИЦЫН

Бори́с Миха́йлович Тепло́в ( 1896, Тула — 1965, Москва) — советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, к которой также принадлежал В.Небылицын. Б. М. Теплов родился в 1896 г. в Туле, в дворянской семье. В совершенстве владел французским, немецким, получил муз. образование. Философское отделение историко-филологического факультета Московского университета – психология. В 1916 г. он был призван в армию. С января 1918 г. Борис Михайлович стал служить в Москве помощником секретаря народного суда Тверского участка. Вскоре Б. М. Теплов был назначен начальником Отдела опытных станций, занимавшихся вопросами военной маскировки. Т. стремился опровергнуть теорию о врождённости музыкального таланта. Способности развиваются в процессе деятельности, врождены лишь предпосылки. Одарённость включает в себя особенности личности во всех сферах психики. Затем он переключился с чисто описательного исследования темпераментов на психофизиологические исследования природы индивидуальных различий. Однако именно это послужило толчком к накоплению большого количества экспериментальных и теоретических материалов.

Влади́мир Дми́триевич Небыли́цын ( 1930, Троицк, Челябинская область — 1972, ок. Адлера) — советский психолог, последователь Б. М. Теплова, профессор (1968). На основе исследований Теплова разрабатывал основные принципы дифференциальной психофизиологии. Доказал гипотезу Теплова об обратной зависимостью между силой нервной системы и чувствительностью. Описал новые свойства нервной системы, например, динамичность. Разработал ряд электрофизиологических методов исследования динамики нервных процессов, протекающих в головном мозге. Погиб в авиационной катастрофе самолёта Ил-18В над побережьем Чёрного моря в районе г. Адлер. Учился в челябинской школе № 121, на стене которой установлена мемориальная доска. «Основные свойства нервной системы человека. 1966»; «Психофизиологические исследования индивидуальных различий. 1976».

Ф.Д.ГОРБОВ

Родился 6 июля 1916 года в Москве, в семье литератора. В 1939 году Фёдор Дмитриевич Горбов был призван на военную службу, в связи с поступлением на Военный факультет Второго Московского
медицинского института. Он - участник Великой Отечественной войны. С 1946 года Ф.Д. Горбов работал ординатором неврологического отделения в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦНИАГ). Входил в состав группы медиков, занимающихся отбором кандидатов в первый отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС. Фёдор Дмитриевич занимался оценкой трудоспособности лётного состава. Изучал последствия закрытой черепно-мозговой травмы, эпилепсию и неврозы, механизмы пространственной ориентировки лётчика. Впервые в стране разработал методологию психологического отбора космонавтов и внедрил в практику метод сурдокамерных испытаний как условия моделирования "пароксизмальных", "трудных", "необычных" психических состояний у здорового человека при непрерывной деятельности, обострении индивидуальных межличностных отношений. Занимался оценкой напряженности деятельности и изучал психические процессы в условиях невесомости. Ф.Д. Горбов исследовал вопросы групповой психологии, в частности принципы комплектования экипажей космических кораблей по признакам психологической совместимости. Сформировал систему "Я - второе Я" как основу самоотражения, самопознания и духовного развития личности. Создал школу специалистов, развивавших и успешно реализующих его идеи в различных областях теоретической, практической и космической психологии. Фёдор Дмитриевич Горбов награжден тремя орденами Красной Звезды и медалями.

38. РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: А.МАСЛОУ, К.РОДЖЕРС

А́брахам Масло́у (Авраам Масло́в) (1908, Нью-Йорк — 1970) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Маслоу был самым старшим из семи детей. Родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, и мальчику было сложно, т.к. имел ярко-выраженную еврейскую внешность. Он был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком. С психологией Маслоу знакомится в Корнельском университете. В это время он увлекается театром и классической музыкой. Маслоу женится на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблен с 12 лет. Получает классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов. Стал профессором Бруклинского колледжа. Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Самая известная теория Маслоу ― теория мотивация, основанная на модели иерархии потребностей. Самая высшая потребность – самоактуализация. 1.Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация.

Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) - американский психолог, гуманистической психологии. Самоактуализация, по К.Роджерсу, это актуализация врожденной человеку тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть, является, по своей природе. Всё что нужно для роста – лишь создать нужные условия. Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Я-концепции обеспечивается совершенствованием человеческого Я. Клиент: доверительная обстановка беседы с психотерапевтом, эмпатия и искреннее выражение позитивного отношения к клиенту ослабляют, а в дальнейшем нивелируют защитные механизмы, отгораживающие личность от реальности. Роджерс первым ввел в научный обиход понятие «клиент». Клиент, несмотря на беспокоящие его проблемы, все же рассматривается как человек, способный их понять.

Наши рекомендации