Качества современного менеджера
Нередко менеджер видит свою главную задачу в контроле за действиями подчинённых, в высокой требовательности к ним и в пресечении малейших нарушений. Но менеджер не надсмотрщик. Его главная задача—создать необходимые условия для успешной работы, для достижения конкурентоспособности. Впрочем, начальник не напрасно носит меч (Рим. 13,4).
Можно выделить следующие основные качества современного менеджера:
1. Знать, что нужно организации, в чём она нуждается, ещё до того, как это станет понятным другим.
2. Искусство быть равным—т.е. способность установить ' и поддерживать систему отношений с людьми,, как с равными себе.
3. 'Искусство быть лидером— способность руководить подчинёнными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
4. Решительность и настойчивость, умение брать на себя ответственность и идти на риск. Для России эти качества имеют особое значение, т.к. наши менеджеры, и это подчёркивают иностранцы, стремятся к большой власти при малой ответственности.
5. Искусство разрешать конфликты —- способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в: конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
6. Искусство обрабатывать информацию— способность построить систему коммуникаций в организации, получать надёжную информацию и эффективно её оценивать.
Коммуникация слово латинское (communicatio, от communico) и означает делаю общим, связываю, общаюсь. В русском языке под этим словом понимается:
- общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их деятельности, осуществляющаяся, главным образом, при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем).
— путь сообщения, связь одного места с другим.
7. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить решения проблем в условиях, когда альтернативные варианты действий, цели неясны или сомнительны.
8. Искусство распределять ресурсы—способность выбирать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
9. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
10. Умение находить гармоничное равновесие между социальными и хозяйственными целями.
«Решётка менеджмента», её содержание
Универсальным средством нахождения единства социальных и хозяйственных целей в сфере производства является так называемая «решётка менеджмента». Её иногда называют управленческой матрицей, управленческой решёткой Р. Блейка и Д. Моутона. Строится решётка на комбинации двух фундаментальных составляющих работы менеджера: отношения к производству и отношения к людям, и
1.9. Управление в духе загородного клуба | 9.9. Групповое управление (командный менеджмент) | ||||||||
5.5. Органюационное управление | |||||||||
1.1. Убогий менеджмент | 9.1. Власть—подчинение | ||||||||
"7 |
Рис. 1. Схема «решетки менеджмента»
представляет собой таблицу (матрицу) размером 9S9 позиций. По вертикали в ней отражены 9 степеней отношения к людям (забота о человеке), а по горизонтали столько же степеней отношения к производству (забота о производстве).
В решётке имеется 81 возможная позиция, самая лучшая из которых имеет координаты 9S9 — максимум по обеим показателям
Внимание к производству означает концентрацию усилии менеджера на формировании успешных идей, объёме продаж, качестве обслуживания, реализации решений вышестоящего руководства и т.п. Внимание к людям предполагает создание творческой атмосферы: привлечение персонала к участию в принятии решений, обеспечение справедливой системы оплаты и т.д.
Различные позиции на решётке менеджера выражают типичные модели такого поведения. Модель поведения, при которой менеджер полностью сконцентрирован на производстве, называется моделью управления на основе задач. При этом менеджер выступает как требовательный руководитель, который следит за выполнением планов и дисциплиной сотрудников. Отклонение от намеченного плана рассматривается как результат ошибки кого-либо из сотрудников, который должен быть наказан. Подчинение сотрудников решениям руководителя — безусловное, несогласие считается нарушением субординации. Недостатки такой модели поведения менеджера связаны с наличием условий, подавляющих творческую энергию сотрудников и снижающих их отдачу.
В другой модели людей не принуждают к работе, они пользуются поощрением и поддержкой. Их ошибки прощаются. Упор делается на неформальном общении. Сотрудники стараются избегать взаимной критики. Новые цели или идеи, которые могут нарушить взаимоотношения людей, не. внедряются. Подобная модель поведения менеджера приводит к росту затрат и потере работоспособности сотрудников. Оптимальной является такая модель поведения менеджера, которая обеспечивает гармоничное сочетание двух предыдущих моделей — интеграцию людей вокруг производства.
Чтобы выбрать оптимальную позицию, менеджер должен прочувствовать изнутри, потренировать каждую ориентацию в решётке менеджмента. Таким образом, он определит стиль руководства, о чём более подробно будет сказано далее.
Лидер и менеджер
Как мы уже выяснили, менеджер существенно отличается от предпринимателя. Одним из качеств менеджера явля-ется искусство быть лидером. Лидер (от английского 1еабег — ведущий, руководитель) это, вообще говоря, не менеджер. Лидер это лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе, организации. Изучение лидерства на систематической основе было предпринято только в период между 1930-1950 годами. Согласно возникшей личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств. Некоторые из этих качеств — уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, высокая степень уверенности в себе. Иногда указывается, что для лидера важно иметь «впечатляющую внешность». Однако, по крайней мере, для России, это не так.
Явными лидерами были, например, В.Ленин, Л.Троцкий, И.Сталин, явно не имевшие такой внешности. С.Есенин пишет о Ленине:
. ..Он меня
Влечёт не по своей фигуре.
Он не садился на коня
И не летел навстречу буре.
С плеча голов он не рубил,
Не обращал в побег пехоту...
...И не носил он тех волос,
Что пьют успех на женщин томных,
Он с лысиною, как поднос,
Глядел скромней из самых скромных.
Л.Троцкий, по воспоминаниям современников, выглядел как обычный еврейский интеллигент, но стоило ему заговорить и он преображался, полностью владея слушающей аудиторией.
Одной, самой выдающейся разновидностью лидеров есть харизматический лидер. Харизма— это власть, построенная не на логике, не на традиции, а на силе личных качеств или способностей руководителя. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во-что они верят. О них можно сказать словами М.Лермонтова:
..знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она Мечты мои звала...
Ответить на вопрос: кто или что внушает им уверенность в правоте, кто или что разжигает огонь их глаз— сегодня невозможно. Невозможно и объяснить, почему люди верят им и идут за ними. Почему они шли на смерть за Ленина, Сталина, Гитлера или Наполеона? Ответа нет.