Роли менеджера в организации. Качества менеджера

Исследование, проведенные в 70-рр., позволили Г. Минцбергу, с помощью метода «структурного наблюдения», выделить десять управленческих ролей менеджеров и классифицировать их за тремя основными группами, рис. 1.1.

Межличностные: главный руководитель; лидер; связующее звено.

Информационные роли: кто принимает информацию; кто распределяет информацию; представитель.

Роли, связанные с принятием решений: предприниматель; тот, кто ликвидирует нарушение; тот, кто распределяет ресурсы; тот, кто ведет переговоры. Каждый менеджер выполняет все роли.

1.Профессионально-деловые: высокий профессионализм; способность генерировать полезные идеи, принимать нестандартные управленческие решения, ответственность; стремление к профессиональному росту; предприимчивость; авторитетность; способность к инновациям и умному риску; умение осуществлять антикризисное управление и т.п.

2. Административно-организационные: оперативность; умение осуществлять стратегический и тактический контроль; умение в зависимости от ситуации менять стиль управленческой деятельности; способность стимулировать инициативу; внутренний контроль; умение формировать единую команду, использовать знание подчиненных; осознание границ своей власти; способность делегировать полномочие и т.п.

Черты необходимые современному менеджеру даны на рис. 1.2.


Формальные полномочия, которые получают менеджеры в организации, определяют их статус, который в свою очередь определяет характер отношений данного менеджера с его начальниками, менеджерами равного ранга и его подчиненными. Такие взаимоотношения предоставляют менеджеру возможность получать информацию, необходимую для принятия решений. За этой логикой Г. Минцберг определил десять основных ролей (сгруппированных в три категории), которые выполняют менеджеры в организации. Каждая роль предусматривает осуществления определенных видов деятельности, которые в совокупности обеспечивают реализацию функций управления.
Десять ролей менеджеров
Категория Роль Виды деятельности
1. Межличностные роли 1.1. Главный руководитель Проводка церемониальных и символических мер, подписание юридических документов
  1.2. Лидер Руководство и мотивация подчиненных, обучение, консультирование, коммуникации с подчиненными
  1.3. Связующее звено Поддержание информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами, переписка, телефонные разговоры, встречи
2. Информационные роли 2.1. Тот, кто принимает информацию Поиск и получения информации, пересмотр периодических изданий, отчетов, личные контакты
  2.2. Тот, кто распределяет информацию Передача информации другим членам организации, отчетов, телефонные звонки, контакты с подчиненными
  2.3. Представитель Информирование внешних субъектов, речи, отчеты, записки
3. Роли, связанные с приемом решений 3.1. Предприниматель Инициирование новых проектов, поиск новых идей и их реализация
  3.2. Тот, кто устраняет нарушение Урегулирование споров и других проблем, решение конфликтов между подчиненными, адаптация к изменениям в среде
  3.3. Тот, кто распределяет ресурсы Решение относительно выделения ресурсов, составление графиков, бюджетов, определение приоритетов
  3.4. Тот, кто проводит переговоры Участие в переговорах с профсоюзами относительно контрактов, оплаты труда, представительство интересов своего подраздела

Рис. 1.1. Роли менеджера в организации




Роли менеджера в организации. Качества менеджера - student2.ru

Рис 1.2. Черты, которые необходимые современному менеджеру

3. Социально-психологические:управленческая культура; ум; культура делового общения; стремление к лидерству и власти; умение управлять своим поведением и регулировать свое психическое состояние; коллегиальность; толерантность; оптимизм; экстравертность (направленность усилий, энергии на внешний мир); четко высказывать свои мысли и публично выступать; интеллектуальность; способность оптимизировать социально-психологический климат в коллективе, чувство юмора; умение создавать и поддерживать свой имидж и т.п.

4. Моральные:национальное сознание; интеллигентность; человечность; порядочность; чувство обязанности; гражданская позиция; готовность помогать людям; честность; уважение к достоинству людей и т.п.

Наши рекомендации